Может ли муниципалитет быть налогоплательщиком. Налогообложение органов местного самоуправления. Налог на имущество, полученное от учредителя


Местные или муниципальные налоги устанавливаются и действуют на территории конкретного муниципального образования. Поступают такие налоги в муниципальный бюджет, и они обязательны к уплате. Размер налоговых ставок определяют власти муниципального образования в соответствии с НК РФ. Эти же структуры устанавливают сроки и порядок уплаты налогов, а также систему льгот и схему ее применения для налогоплательщиков.

Основные виды муниципальных налогов

В перечне местных налогов приоритетными и общеобязательными являются:
Земельный налог;
Налог на муниципальное имущество;
Земельный налог выплачивают физические лица и организации, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на муниципальной территории.

Налоговая ставка определяется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

0,3% — это минимальная ставка, применяемая для следующих объектов:
Земельные участки с/х назначения,
Земля, занятая жилищным фондом,
Участки, на которых расположено личное подсобное хозяйство.
Остальные объекты облагаются земельным налогом, не превышающим 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер налоговых ставок на имущество устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ. При их расчете учитывается суммарная инвентаризационная стоимость объекта налогообложения и способ его использования.

Прочие налоги в бюджет муниципального образования

Помимо земельных участков и муниципального имущества, местному налогообложению подлежат:
реклама;
строительство производственных объектов в курортных зонах;
перепродажа автомобилей и компьютерной техники;
содержание объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы.
Помимо местных налогов, в каждом муниципалитете существует и своя система сборов. Доля средств, поступающих в местные бюджеты, неодинакова, и варьируется от 0,7 до 17%, в зависимости от специфики конкретного района, а также от особенностей формирования местного бюджета.

Вопрос: ...Является ли муниципальное образование плательщиком налога на прибыль при продаже муниципального имущества на аукционе в соответствии с Законом от 21.12.2001 n 178-ФЗ, а также при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков? Должны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на прибыль при получении муниципальным образованием доходов от сдачи муниципального имущества в аренду? (Письмо Минфина РФ от 20.02.2006 n 03-03-04/4/34)

Вопрос: Администрация муниципального образования просит разъяснить, является ли муниципальное образование плательщиком налога на прибыль организаций при продаже муниципального имущества на аукционе в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также при продаже находящихся в государственной собственности земельных участков. Должны ли органы местного самоуправления уплачивать налог на прибыль организаций при получении муниципальным образованием доходов от сдачи муниципального имущества в аренду?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 февраля 2006 г. N 03-03-04/4/34
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об уплате налога на прибыль организаций органами местного самоуправления и сообщает следующее.
Пунктом 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Ведение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности муниципальным учреждением не связано с выполнением муниципальным образованием в лице муниципального учреждения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
При этом бюджетные учреждения, как это предусмотрено ст. 321.1 НК РФ, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, - доходов от коммерческой деятельности, которыми признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
В налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы бюджетных учреждений, определены в пп. 14 п. 1 и в п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, включающего, среди прочего, средства бюджетов всех уровней, выделяемые бюджетным учреждениям, по смете доходов и расходов.
В соответствии с п. 4 ст. 41 БК РФ к неналоговым доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В целях БК РФ, как это следует из ст. 42, средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме в качестве неналоговых доходов бюджета.
Из положений налогового и бюджетного законодательства следует, что доходы бюджетного учреждения от сдачи имущества в аренду и от иной приносящей доход деятельности первоначально направляются на уплату налогов в соответствии с налоговом законодательством, а затем в оставшейся после налогообложения части полностью зачисляются в доход соответствующего бюджета и доводятся до бюджетного учреждения в качестве бюджетного финансирования.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
При этом государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество) на основании п. 2 ст. 2 Закона N 178-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие предпринимательскую деятельность в виде сдачи имущества в аренду, получают от этой деятельности внереализационные доходы в виде арендных платежей.
Средства от реализации земли, приватизации и аренды муниципального имущества, полученные бюджетными учреждениями, в том числе и органами местного самоуправления, от коммерческой деятельности не отвечают понятиям целевого финансирования и целевых поступлений и, соответственно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом такие доходы при определении налоговой базы могут быть уменьшены на расходы, соответствующие критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
В случае сдачи в аренду имущества казны и продажи такого имущества объекта обложения налогом на прибыль организаций у администрации муниципального образования не возникает.
Вышеизложенное подтверждается п. 5 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
20.02.2006

Пока земельный участок находится в собственности муниципального образования, он не подлежит налогообложению в связи с отсутствием плательщика земельного налога. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В арбитражный суд обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениям МО «Зеленоградский район» с исковым заявлением о признании незаконным решения территориальной ФНС о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Означенное правонарушение, по мнению налогового органа, заключалось в том, что истец не оплачивал земельный налог за участки, которые находились в его ведении. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования и отменил решение ФНС о начислении земельного налога. Арбитры отметили, что их решение основано на том, что истец не являлся владельцем спорной земли, а только осуществлял полномочия собственника от имени муниципального образования «Зеленоградский район». Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, куда подала жалобу проигравшая сторона, постановлением от 15.06.2015 N 13АП-9746/2015 по делу N А21-9107/2014 оставил решение суда первой инстанции в силе. Арбитры указали, что, фактически, спорный земельный участок находится в казне МО «Зеленоградский район» и распоряжалась им Администрация МО «Зеленоградский район». В соответствии с нормами статьи 65 Земельного кодекса РФ , использование земли в Российской Федерации является платным. Порядок исчисления и уплаты земельного налога определен законодательством РФ о налогах и сборах. Так, по нормам статьи 387 Налогового кодекса РФ , земельный налог обязателен к уплате на территориях всех муниципальных образований. В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие земельными участками в соответствии с правом собственности, правом постоянного пользования или правом пожизненного наследуемого владения. Юридическими лицами, в соответствии с нормами статьи 48 Гражданского кодекса РФ , являются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Юридические лица могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде. Кроме того, все юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Однако Гражданский кодекс РФ не относит Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, а только распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Так, статьей 124 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Ко всем субъектам гражданского права в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРПНИ указано как обладающее правом собственности, правом постоянного пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. При этом обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Таким образом, если земельные участки принадлежат Российской Федерации или субъектам РФ либо муниципальным образованиям, то до приобретения этих земельных участков в собственность юридическими или физическими лицами либо до предоставления их на основании права постоянного пользования, в отношении таких земельных участков отсутствует плательщик земельного налога.

Гласит, что объектами налогообложения признаются основные средства организации, по которым ведется учет по счету 101.00, согласно Инструкции №157н . В то же время для учреждений госсектора существуют определенные льготы.

В новой статье мы подробно разберем тему имущества учреждений госсектора, освобожденного от налогообложения.

Какое имущество освобождается от налога на имущество?

Возвращаясь к вышеупомянутой статье 374 НК РФ, обозначим список полностью освобожденного от уплаты налога имущества.

По закону объектами налогообложения не признаются:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • основные средства органов исполнительной власти и прочих силовых структур;
  • объекты культурного наследия: памятники истории и культуры;
  • ядерные установки, используемые для научных целей. Сюда же относятся и хранилища радиоактивных веществ и отходов, ядерных материалов;
  • ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;
  • космические объекты;
  • имущество, принадлежащее первой или второй амортизационной группе Классификации основных средств .

Имущество государственной казны РФ, субъекта РФ и муниципального образования также не облагается налогом. Cогласно статьям и ГК РФ такое имущество не закрепляется за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями и ГК РФ. Данное имущество не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (статьи и НК РФ).

Налог на имущество в регионах

Стоит отметить, что налог на имущество является региональным. Поэтому наряду с НК РФ в отношении этого налога применяются законы субъектов РФ, которые могут предусматривать дополнительные льготы.

Приведем пример: согласно пункту 1 части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 №64 «О налоге на имущество организаций» от уплаты налога освобождаются автономные, бюджетные и казенные учреждения города Москвы, а также внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Однако эта льгота не распространяется на имущество, сдаваемое в аренду (часть 3 статьи 4 Закона №64)

Налог на имущество, полученное от учредителя

В 2015 году появились новые льготы, освобождающие учреждения госсектора от имущественного налога. Согласно пункту 25 вышеупомянутой статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет как основное средство в 2013 году.

В этом правиле есть и исключение. Налогом облагаются движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передаче между взаимозависимыми лицами.

В связи с этими правилами некоторые бухгалтеры задаются вопросом, освобождается ли от налога движимое имущество, полученное от учредителя. Согласно российскому законодательству для целей налогообложения государственное (муниципальное) учреждение и орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении этого учреждения, не признаются взаимозависимыми лицами.

Дело в том, что имущество государственного (муниципального) учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а на праве собственности принадлежит государству, субъекту РФ или муниципальному образованию. Функции и полномочия учредителя исполняют:

  • уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
  • орган местного самоуправления.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Здравствуйте!

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщикаминалога на имуществоиземельного налога(земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования). Особенностью здесь является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги не из собственных денежных средств. Фактически налогоплательщиком в данном случае выступает само государство - Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, однако это не освобождает учреждение соблюдать требования, предъявляемые к налогоплательщику, которым в данном случае является юридического лицо, на балансе которого числиться соответствующее имущество.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организации для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

При этом согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике учреждения.

Согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148 <Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>) материалы дела свидетельствуют о том, что совет сельского поселения является представительным органом местного самоуправления, осуществляющим публичные функции от имени муниципального образования. Имущество совета сельского поселения, в частности легковой автомобиль, мебель и компьютерная техника, находящееся в муниципальной собственности, используется советом сельского поселения исключительно для осуществления публичных функций, определенных уставом муниципального образования. В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) все юридические лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций. Совет сельского поселения зарегистрирован в качестве юридического лица - учреждения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. При этом имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления и учитываемое в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете на балансе в качестве основных средств, признается объектом обложения налогом на имущество организаций.

Поэтому непредставление советом сельского поселения налоговой декларации в срок, установленный пунктом 3 статьи 386 НК РФ, является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 119 Кодекса. В связи с изложенным решение налогового органа о привлечении совета сельского поселения к налоговой ответственности является правомерным. Суд кассационной инстанции постановление суда апелляционной инстанции оставил в силе.

В связи с этим налоговую декларация подавать придется.