Московские школьники сдали егэ лучше, чем в прошлом году. Как отличаются баллы ЕГЭ по регионам: результаты школьников и региональное неравенство Работа пунктов проведения экзаменов

Для участников ГИА-11 организовали 290 пунктов проведения экзаменов, а для сдающих ГИА-9 — 624. За ходом государственной итоговой аттестации следили более семи тысяч общественных наблюдателей.

В Москве в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11, или ЕГЭ) приняли участие 84 657 человек. Сдавали государственный экзамен 54 258 выпускников школ 2017 года, 9101 выпускник прошлых лет, 164 человека, получившие неудовлетворительные результаты в прошлом году, 1847 человек, которые обучались по программам среднего профессионального образования или за рубежом, а также 19 287 человек, завершившие освоение образовательной программы по учебному предмету (десятиклассники).

Благодаря таким результатам у выпускников появилось больше возможностей поступать в лучшие учебные заведения. «Только по МФТИ — это ведущий вуз Москвы и страны — количество москвичей, которые поступают в этот вуз, за последние пять лет увеличилось более чем в три раза», — рассказал Сергей Собянин.

Он поздравил школьников с успешной сдачей экзаменов. «За всем этим, конечно, стоит огромный труд преподавательских коллективов школ, самих школьников. Так что я их поздравляю и благодарю за те успехи, которых они достигли в прошедшем учебном году», — добавил Мэр Москвы.

Как рассказал Министр Правительства, руководитель столичного , за ходом экзаменов следили 7132 общественных наблюдателя. В Москве их число в несколько раз больше, чем в других субъектах Российской Федерации. Кстати, оценивали, как школьники справляются с экзаменационными заданиями, и 108 представителей из других регионов страны.

«Можно сказать, что сама организация Единого государственного экзамена вышла в штатный режим, и никаких замечаний по организации ни у общественных наблюдателей, ни у Рособрнадзора к городу Москве не было», — отметил Исаак Калина.

Работа пунктов проведения экзаменов

Для проведения ГИА-11 было организовано 290 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) на базе образовательных организаций в каждом районе города. Для ГИА-9 — 624 пункта проведения экзаменов.

Для 59 выпускников одиннадцатых классов и 92 выпускников девятых классов из-за состояния их здоровья прием экзаменов организовали на дому. Для учащихся, находящихся на длительном лечении, семь пунктов проведения экзаменов открылось в лечебных учреждениях. В их числе:

— Университетская клиническая больница фтизиопульмонологии при Первом МГМУ имени И.М. Сеченова (один ППЭ);

— Московский научно-практический центр наркологии (два ППЭ);

— Московский научно-практический центр борьбы с туберкулезом (два ППЭ);

— Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева (один ППЭ);

— Российская детская клиническая больница (один ППЭ).

Результаты ЕГЭ (ГИА-11)

Единый государственный экзамен 2017 года показал высокие учебные достижения московских школ и подтвердил конкурентоспособность выпускников. 592 школы города (94 процента от общего числа школ) подготовили как минимум одного выпускника, сдавшего хотя бы один экзамен на 91-100 баллов.

222 московские школы (35 процентов) подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В 2016 году таких образовательных учреждений было 214.

По сравнению с 2016 годом количество высоких результатов сдачи экзаменов (от 81 до 100 баллов) выросло с 38,1 тысячи до 39,2 тысячи. Увеличилось и число выпускников, набравших по итогам сдачи трех предметов ЕГЭ более 220 баллов (по сравнению с 2010 годом — в 2,4 раза).

«Мы берем ребят, которые сдают на 81 и выше. Наверное, как учитель, я имею право сказать — это пятерка с плюсом. Количество таких ребят у нас сегодня очень солидное в городе. А если брать сумму трех предметов, в среднем в вузы зачисляют по сумме трех предметов, то мы видим, что 220 баллов у нас в этом году более 17 тысяч, а 220 баллов дают возможность поступления на бюджетные места в большинство вузов Москвы, ну, может быть, за исключением топовых специальностей в топовых вузах», — добавил глава Департамента образования.

Существенно выросло число отличников (выпускников, набравших 91-100 баллов) по предметам, изучаемым в рамках профилей инженерной направленности.

Растет и число медалистов: в 2017 году московскую медаль «За особые успехи в обучении» получили 5007 выпускников (в 2015 году — 4337 выпускников, в 2016 году — 4821 выпускник).

Кроме победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, выпускников, набравших 100 баллов по одному предмету, медаль получили выпускники, имеющие в аттестате все отметки «отлично» и подтвердившие свои образовательные результаты на ЕГЭ, набрав не менее 220 баллов по трем предметам.

ГИА-9

В государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (ГИА-9) приняли участие 78 876 человек.

В 2017 году выпускники девятых классов сдавали четыре экзамена: два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору. Традиционно наибольшее количество девятиклассников выбирали обществознание, информатику, английский язык.

По сравнению с 2016 годом выросло количество участников ГИА-9, получивших оценки «четыре» и «пять» по четырем предметам. «Мы видим, что девятиклассники в последние годы стали гораздо ответственнее относиться к экзаменам. Надеюсь, что этому способствует системная независимая диагностика, которая была введена несколько лет назад», — сказал Исаак Калина.

Доля девятиклассников, получивших оценки « четыре» и « пять» по предметам по выбору

Предмет по выбору

2016 год

2017 г.

Доля от количества участников экзамена, проценты

Биология

География

Обществознание

Литература

Иностранный язык

По сравнению с 2016 годом увеличилось количество отличных результатов по физике, химии, географии, истории, литературе, иностранному языку.

На экзаменах по обязательным предметам пятерки по русскому языку получили 37 процентов учащихся, по математике — 25процентов.

Качество школьного образования в Москве обеспечивает многообразие профилей обучения в школах, (медицинские, инженерные и кадетские классы), современное учебное оборудование, городские проекты «Университетские субботы» и «Профессиональная среда», массовое участие в олимпиадном движении.

Сергей Собянин напомнил, что профильные классы начали активно открывать в школах три-четыре года назад. «И сейчас эти ребята, которые ходили в те или иные профильные классы, заканчивают школу и сдают Единые госэкзамены, то есть это не одномоментная все-таки, наверное, история, а история последних нескольких лет, когда ребята выбирали профиль, в том числе и инженерные классы и инженерную направленность. И естественно, что и подготовка улучшилась, и количество ребят, которые занимаются по этим профилям, тоже увеличилось», — добавил Мэр Москвы.

По словам Исаака Калины, высокие результаты экзаменов по математике, информатике и физике дают возможность школьникам поступать на инженерные и технологические специальности в лучшие вузы столицы. Это направление с каждым годом становится все более востребованным. «Причин тут, наверное, много. Я бы сказал, сам город требует сегодня такой жизни от человека, ну и мы подстраиваемся под эти требования — открываем и инженерные классы в московских школах, курчатовские классы, проводим “Субботы московского школьника” в инженерных вузах и так далее», — отметил глава Департамента.

Кроме того, на показатели влияет аттестация педагогов, основанная на динамике результатов обучающихся, независимая от школ система контроля качества образования (предметные, метапредметные, предпрофессиональные диагностики в четвертых — одиннадцатых классах), независимая диагностика для учителей в формате ЕГЭ (более 40 тысяч участников).

Исаак Калина подчеркнул, что так называемых тупиковых школ, в которых невозможно получить высококачественное образование, в городе сегодня почти не осталось. Из 615 школ города, в которых есть одиннадцатые классы, около 600 подготовили выпускников на 90-100 баллов по ЕГЭ. «Выпускник московской школы поступает в московский вуз — для них это особо подготовленный абитуриент, который сегодня является зачастую лидером студенческого сообщества», — заявил он.

В России подведены первые итоги ЕГЭ. Пока по всем предметам превышены результаты прошлого года.

Базовая математика

Уменьшилось число выпускников, которые не смогли преодолеть минимальный барьер - 3,4% по сравнению с 4,6% в прошлом году.

Всего участие в ЕГЭ по математике базового уровня в этом году приняли 543 тысячи человек. Средний балл о базовой математике в 2017 году незначительно отличается от результата прошлого года: 4,24 балла против 4,15 баллов ЕГЭ-2016.

Профильная математика

Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на балл и составил 47,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 27 баллов, сократилось на 1%.

Всего в ЕГЭ по профильной математике приняли участие около 391 тысячи участников. По заверениям руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в этом году меньше выпускников решили сдавать сразу два экзамена по математике, что свидетельствует о более осознанном подходе к выбору профессии.

География

Также, как и на экзамене по профильной математике, средний результат по стране подрос на 1 балл - до 55,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть установленный по данному предмету минимум в 37 баллов, сократилось до 9,3% с 13% в 2016 году.

Всего в этом году ЕГЭ по географии сдавали в основной период около 14 тысяч человек.

Информатика и ИКТ

А вот где выпускники молодцы, так это в информатике! По сравнению с прошлым годом средний балл стал выше на три пункта: 59,2. Число участников, не преодолевших минимальный порог в 40 баллов, сократилось на 2,5% - до 9,3% (в 2016 году - 12,4%). Общее число сдававших экзамен ЕГЭ по информатике - около 53 тысяч человек.

Среди новосибирских выпускников оказался настоящий гений: Дмитрий Ромский из гимназии №11! Он сдал на 100 баллов профильную математику, физику и информатику, и теперь, как передают местные СМИ, готов штурмовать МГУ. Уверены, у него все получится!

Два юноши из СУНЦ НГУ сдали на 100 баллов по два экзамена - Батжаргал Ульзутуев и Артём Козьмин написали на 100 баллов два ЕГЭ — профильную математику и физику. Оба выпускника пока остановили свой выбор на НГУ.

Русский язык

Участниками экзамена стали почти 617 тысяч человек. Средний балл на ЕГЭ по русскому языку в 2017 году сопоставим с прошлогодним результатом.

Минимальный порог для получения аттестата в 24 балла не преодолели 0,5% участников экзамена (в 2016 году их число составило 1%).

Минимальный порог в 36 баллов, ниже которого вузы не могут устанавливать проходной балл ЕГЭ по русскому языку для поступающих, не смогли преодолеть 1,6% участников. В 2016 году число участников ЕГЭ по русскому языку, которые не преодолели этот порог, составило 2,5%.

ЕГЭ в Новосибирске

Единый госэкзамен в 2017 году в Новосибирске сдавали 6735 выпускников 11-х классов из 211 школ. Как сообщили в Новосибирском институте мониторинга и развития образования, в этом году в Новосибирской области ЕГЭ на 100 баллов сдал:

  • по русскому языку 89 выпускников (в гимназии №1 - 7 человек, в гимназии № 11 «Гармония» - 7 человек, в СУНЦ НГУ - 8 человек );
  • по профильной математике — семь выпускников (СУНЦ - 3 человека, лицей № 130 - 2 человека, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек, и экономической лицей - 1 человек );
  • по физике — 18 выпускников (из них 11 из СУНЦ НГУ );
  • по информатике — 10 выпускников (СУНЦ НГУ - 3 человека, гимназия №6 «Горностай» - 2 человека, лицей №9 - 2 человека, гимназия №3 Академгородка - 1 человек, школа №34 - 1 человек, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек ).

Литературу на 100 баллов сдала лишь София Савойская из 11-й гимназии, сообщают Новосибирские новости.

Наибольший процент медалистов (соотношение медалистов к общему количеству выпускников) показывает Кировский район, на втором месте — Первомайский, на третьем — Центральный округ. В количественном выражении лидирует Центральный округ — 237 претендентов на медаль.

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.