Мефодий пешношский о чем молятся. Преподобный мефодий пешношский. Тропарь преподобному Мефодию, игумену Пешношскому

Июнь 16th 2011 -

Преподобный Мефодий еще в молодых летах, в числе первых, пришел к преподобному Сергию и под руководством сего великого наставника иноческой жизни провел несколько лет.

О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно. Ревнуя жить в безмолвии, он по благословению прп. Сергия удалился искать пустынное место. И в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах от Дмитрова, на небольшом возвышении среди болота поставил он себе келлию для подвигов отшельничества. В суровом посте и постоянных молитвах текла жизнь преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира тленного и земного, стремясь в страны горние, небесные. Но как пламень костра просвечивается даже и через лесную чащу, так и подвижническое житие св. Мефодия не укрыли болота и леса от ревнителей благочестия, которые не замедлили собраться, чтобы под его руководством сделаться достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, которую от того назвали Пешношею, а за обителью осталось навсегда имя Пешношской.

С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем и был между ними первым по подвигам труда, молитвы и поста и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, прп. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «Беседа». Преподобный Мефодий был погребен (+1392 г.) в основанной им обители. В день преставления его, как видно из составленной в честь его службы, собралось множество народа — старцев, сирот и вдов — оплакивать кончину своего питателя.

Со дня кончины преподобного Мефодия ублажали его на Пешноше как святого, но до половины XVI века он не был канонизован Церковью. В 1547 году митрополитом Макарием послана окружная грамота во все епархии собрать каноны, жития и чудеса новых чудотворцев, просиявших добрыми делами и чудесами, по свидетельству «местных жителей всякого рода и звания». Грамота получена и на Пешноше, при игумене Варсонофии, который в это время был направлен в Казань для основания там новой обители. Любивший Пешношу, взявший с собою в новые места несколько иноков, мог ли игумен не благоговеть перед памятью преподобного Мефодия? Нет сомнения, он представил митрополиту Макарию самые полные и точные сведения о житии и чудесах преподобного Мефодия.

И вот Собор Московский 1549 года, свидетельствовав все эти каноны, жития и чудеса, «передал Божиим церквам петь, и славить, и праздновать новым чудотворцам». Каким именно чудотворцам положено на этом Соборе праздновать — сведений не сохранилось, но судя по тому, что Собору были представлены сведения, по возможности, о всех местных чудотворцах, можно думать, что теперь было установлено чествование всем русским святым, какие подвизались до половины XVI в. и которым еще не было установлено чествование. Что в числе канонизованных святых на этом Соборе был и преподобный Мефодий — видно из того, что в составленной в то время суздальским иноком Григорием службе всем российским новым чудотворцам в числе имен новых русских святых упоминается и преподобный Мефодий Пешношский.

С того времени имя преподобного Мефодия стали вносить в русские месяцесловы. Собственно на Пешноше память преподобного издревле праздновалась 14 июня, в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинограда, а служба совершалась по особенной тетради монаха Мисаила

По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик святого Сергия чудотворца, преставися в лето 6900 (1392), месяца июня в 14 день». Прп. Мефодия ублажали на Пешноши как святого со дня его кончины и память его праздновали в обители и в окрестных селениях июня 14-го дня. По другим источникам, преподобный Мефодий преставился месяца июня в 4-й день 1392 года, а память празднуется в один день с памятью свт. Мефодия, патриарха Константинопольского, 14/27 июня.

К лику святых прп. Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью.

В 1549 году Московским собором Мефодий был канонизирован.

Проповеди:

Поученіе. Преп. Меѳодій пѣшношскій (О трудолюбіи). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Андрей Климов

(Из летописи Николо-Пешношской обители, составленной иеросхимонахом Иоанном, середина 19 века)

Преподобный и Богоносный отец наш Мефодий от младых лет возлюбил Христа и всякое мiрское пристрастие до конца возненавидел и, по гласу Евангельскому презрев суету мiрскую и все богатство свое и славу, яко сень и дым, ни во что вменяя, яко скоропреходящее, еще с юных своих лет избрал себе монашеское житие и удалился в обитель к преподобному Сергию и там принял на себя иноческий образ, имел великого смирением и святостью мужа наставником в иноческой жизни, ревнуя преподобным отцам и во всем последуя им, все чувственные страсти свои побеждая воздержанием, покоряя духу оные всенощными стояниями и безропотным послушанием. Когда же нашло на него Божественное рачение, тогда начал он желать большего и совершеннейшего безмолвия, поелику кто имеет внутреннее стремление жить со Христом, тот заметит, что дела земные часто становятся препятствием делу духовному и спасению души. Сия его решительность и намерение были по усмотрению Божию и ревностному желанию следовать воли Божией; и тогда приходил он к преподобному Сергию, отцу своему и ему мысль свою возвещал. Преподобный Сергий его благословил и сказал: «Иди, чадо, амо же тя Бог наставит». И отыде он туда с возложением надежды на Христа, Его же взяв крест на плечи свои.

О пустынножительстве

И пришел преподобный Мефодий и поселился близ града Дмитрова, ибо места те славились безмолвными пустынями. Потом переселился близ реки Яхромы, в непроходимых болотах и лесах дубовых, на небольшом возвышении, отстоящем от теперешнего монастыря на запад, в одной версте. Там в уединенной келье, где ныне существует под именем его часовня, благочестивый отшельник, скрывая себя от людей, один, с Единым Богом беседуя и благоугождая ему молитвою и постом, и слезами, сухоядением плоть свою изнуряя, узким и прискорбным путем шествовал, усердно претерпевая там пустынное озлобление и бесовские прилоги, которые с помощью Божией, бдением и подвигами низложил и без вести сотворил. Но святость жизни его скоро сделалась известной в людях, ибо град не может укрыться верху горы (Мф. 5-14). Бог искони любящих Его славит, но часто и искушения попускает, да яко злато чисто обрящется пред Богом, и всяк благочестивый бывает гоним, по Апостолу, что и случилось с преподобным следующим образом.

О чудотворении

Место, на котором поселился преподобный Мефодий, в то время принадлежало некоему князю, который, узнав, что на его земле поселился какой-то инок, был недоволен, что кто-то дерзнул жительствовать на земле его без ведения его. Князь в то же время опасался, что на его земле могла со временем возникнуть обитель, что по тогдашнему времени было делом обычным и часто случалось. По сему князь скоро посылает к преподобному людей, дабы тот отошел с земли его. Но преподобный не отходил. Князь вторично посылает к нему с прещением, чтобы немедля его отогнать, но он со смирением умолял их и не отходил и, наконец, сказал посланным к нему, что «если даже и убьет меня князь ваш, не отойду от места сего». Когда князю возвестили о непослушании и решимости преподобного, князь до зела прогневался, и сам умыслил к нему ехать и прогнать его с безчестием, как противника. Скоро приказал запрячь лошадей и в колеснице отправился в путь, но как стал приближаться к лесу, где была келья преподобного, тогда вдруг три его лошади вдруг ударились о землю и все сделались мертвыми, отчего князь пришел в недоумение, и, оставив их, пешком пошел к преподобному, негодуя и гневаясь. Но когда узрел старца, яко ангела Божия, живущего в неописуемой нищете, гнев его прошел и он умилился, взирая на его богоугодное житие. По духу своему и совершенствам принадлежал старец к числу великих подвижников благочестия, которые украшали древнее наше российское отечество. Ибо если кто любовь свою к духовной жизни основал на истинном единомыслии о будущем, чтобы жить только для Бога, тот удобно может выдержать тяжкие искушения. И тогда князь не только не сотворил ему зла, но возлюбил его и начал просить его, чтобы он не отходил и без боязни там жил, и поведал ему, что случилось с ним на пути, как лошади его сделались мертвыми. Тогда преподобный пошел с князем к тем лошадям и начал молиться Богу, и тут вдруг восстали лошади на ноги живыми, и тогда князь воздал велие благодарение преподобному, как истинному чудотворцу, и отошел восвояси, славя Бога за все случившееся с ним. С тех пор прошла весть о нем повсюду, и многие начали приходить к нему пользы и сожительства ради, ибо жизнь, всецело для Бога посвящаемая, всегда располагала сердца людей благомыслящих. И преподобный Сергий услышал о нем, и неоднократно посещал его. Когда же по умножении братии, ревнителей Богоугодной его жизни, настала необходимость соорудить церковь на месте том, тогда (по преданию) святый Сергий при посещении предложил совет своему собеседнику и сопостнику, оставить прежнее место, как неудобное, и переселиться на нынешнее, более обширное и удобное, за реку Яхрому, в устье реки Пешноши, что и было тогда исполнено.

Об основании обители Пешношской

Получив от наставника своего совет и благословение, преподобный Мефодий немедленно начал трудиться и обустраивать свою обитель. Прежде всего была построена церковь во имя святителя Николая и кельи для братии. Положив таким образом начало Пешношской обители (по имени реки Пешноши) в 1361 году, преп. Мефодий был первым её игуменом, имея множество собравшихся под его руководство иноков, ищущих евангельского совершенства и ревнующих его постническому житию.
Причина, понуждающая в тамошние времена умножать иноческие обители, была следующая. Ханы, властвующие тогда над Россией, утесняли народ русский и князей, но покровительствовали Церкви и её служителям до зела, ибо под смертною казнью было запрещено тогда грабить монастырских подданных, за исключением того, когда шла война. Тогда иноки богатели и даже занимались торговлей и с большим усердием размножали монастыри и монахов в России. Потому и святой Сергий учеников своих, в духовной жизни искусных, благословлял устраивать вновь обители, поелику тогда все мiряне находили себе в обителях великое утешение, скрываясь в них от насилия татарского. И посему весьма немногие из нынешних монастырей русских были основаны прежде или после татарского владычества.
Некоторые утверждают, что преп. Мефодий часто отходил на безмолвие близ реки Яхромы, на северо-запад от обители, где ныне существует часовня святого Предтечи Иоанна. Поелику тогда там была великая глушь, и даже сегодня вид этого места свидетельствует о том, чего искал святой отшельник в диком уединении сем, и что его приводило в такие мрачные и неприступные места, и что устремляло его от обители благоустроенной в уединение. Внешние обрядные правила монастырской жизни обыкновенно берут верх над внутреннею, духовною жизнью, внешняя молитва – над внутреннею, что и заставляло его искать уединения в подражании великим древним святым, иже в пустыне Иорданской живущим. Потому впоследствии на оном месте в память его отшельничества устроена была часовня во имя первого в новой благодати пустынника Иоанна Предтечи, его преславного рождества, отчего и именуется доселе тачасовня Предтечевою, и, говорят, что, якобы, там и церковь деревянная существовала, что кажется неимоверным.

О преставлении

Преподобный Мефодий по многих своих трудах и подвигах и жестоком житии своем, уразумел Духом Святым свое ко Господу отшествие, о котором на всяк час воспоминал со слезами. Тогда непрестанно начал молиться и во всенощном стоянии пребывать, во многих слезах ко Господу вопияше. И когда приблизился час его исхода, тогда при собрании учеников своих дух свой Христови предал в 14-ый день июня месяца, в 1392 году. Замечательно, что преп. Мефодий, во время жизни последовавший наставлению преп. Сергия, не замедлил последовать за ним и в вечные кровы, ибо святой Сергий предварил его только восьмью месяцами, в княжении Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Тогда увидевши ученицы его преставление его, обступили тело его, и на оное падша, горько плачуще, вопияху: «О! Отче, пастырю наш добрый, кому еси нас оставил, и кто упасет нас, якоже ты, пастырю наш великий. Веруем, яко ты и по преставлении своем, нас, рабов твоих, не оставиши и свою обитель сохраниши. И скоро уведано бысть о преставлении о преставлении преподобного, и отвсюду собирашеся тогда в обитель к нему многие, а паче бедные, сирые и вдовы, и вкупе все со псалмы и песньми, и слезами многими погребоша многотрудное и святое тело его в обителе сей честно. И память его совершили славно чудес ради бываемых от него. Воистину честна пред Господом смерть преподобных Его, тела бо их в мiре погребены, но души их в руце Божией. Имена же их живут в роды, и похвалу их воспевает Церковь. Аще и не обретается в его обители достоверного сведения о его нетленных мощах, но память его от незапамятных лет почитается в обители сей велелепно. Ежегодно 14 июня совершается крестное хождение в Мефодиеву часовню, ибо никто же весть доселе достоверно, где был он погребён по преставлении своем. Глубина земная и прошедшая древность сокрыли память о том, поелику в 1408 году нашествие было Ядигея, отчего и Лавра была тогда сожжена; непременно и здесь страх оный существовал, от которого обыкновенно предают неизвестности всякую драгоценность.

О чудесах

Игнатий строитель, поступивший в сию обитель в 1781 году с помощником своим казначеем Макарием, начали, яко человеку свойственно, унывать великих ради недостатков во всём и помышляли оставить сию обитель. Тогда Макарию представилось во сне видеть преподобных Сергия и Мефодия, идущих в соборную церковь, кои ему и говорили: «Не отходи отсюда, во всём будете изобильны». И от сего видения остались в терпении неотлучными. Ещё когда Макарий во время своего настоятельства начал сомневаться, по слухам, о мощах преподобного, будто их в обители сей не имеется, тогда во сне явился ему преподобный Мефодий, благословил его и говорит: «Я зде почиваю, не сомневайся!», и показал ему гроб свой не в том месте, где ныне поставлена его рака, но в ином, подле, во внутренности. И ещё в 1807 году, якобы, в некую ночь видимы были двумя вратниками два старца, грядущие из церкви преподобного Сергия в обновлённую соборную церковь. И тогда объясняли, что один из них был Сергий, а другой – Мефодий (о чём слышал я от многих современных старцев и игумена Сергия).

При строителе Игнатии было явление от иконы Богоматери Казанской, которая находится здесь, в церкви Сергиевской в киоте, сребром и бисером (жемчугом) украшена, жене умалишённого генерала Тимофеева, которой было повелено везти мужа своего на Пешношу, где он при содействии Богоматери и чудотворением Её иконы у раки преподобного Мефодия был исцелен (из записок Паисия).

Города Архангельска некоторый купец был в жестокой болезни. Ему во сне явился преподобный Мефодий, назвался ему по имени и сказал об обители Пешношской, и кормил его хлебом. О сем видении он сказал там своему протопопу, который был из учеников митрополита Платона Московского, и спрашивал его о Пешношской обители, где она находится, поелику не знал ещё оной. И тот ему сказал. Тогда они оба писали оттуда к Макарию письмо и просили прислать им на благословение и целение недуга братского хлеба. И сие их прошение было исполнено, и по выздоровлении своём оный купец по обещанию пешком приходил в сию обитель воздать благодарение поклонением преподобному Мефодию, и с объяснением о явлении его потом проходил и далее, в Киев на поклонение (сие слышал от монаха А.)

Некоторый крестьянин Александровского уезда против воли матери своей в день прока Илiи, до обедни пошёл в лес за малиною неподалёку от селения, и на дороге начал сомневаться, что не объяснился своему отцу, и вдруг его увидел, едущего на телеге навстречу, к которому он и сел молча, и даже спросить не посмел его, откуда и куда тот ехал, поелику отец имел очень свирепый вид. По прошествии некоторого времени начал про себя думать, рассуждая так: «Что это значит? Почти уже вечер, и расстояние не дальнее, а едем очень долго». И в сумнении том начал креститься, и тотчас очутился в незнакомом ему болоте, и мнимого отца его с лошадью не стало, и тут он в такой пришёл страх, что был вне себя, и никакими средствами не мог из болота оного выбраться, и, ухватившись за берёзку на кочке в страхе и от отчаяния уснул от изнеможения. Болото же сие было за нашим Филином островом. Около полуночи он проснулся и узрел перед собою человека, росту небольшого и плешивого, седого власами, который ему и говорил: «Отслужи святителю Николе чудотворцу молебен, и Бог тебя помилует!» И он стал его спрашивать, где и в каком месте обретается, но старец ему, на то не отвечая, сказал: «Иди за мною». И он пошёл за ним, и когда в дороге равнялся с ним, то старец всегда был впереди него, и по выходе на самую дорогу, у рощи, которая была Макарьевская (начали тогда в обители благовестить к утрени), он старцу сказал: «Постой, подожди меня у сей рощи, я зайду продать хоть платок на молебен покощикам (косцам), которых в то время много ночевало там. И, продав за 30 копеек платок, вернулся на место, где оставил старца, но чудного избавителя своего не нашёл, и от покощиков узнал, где находится, и до крайности тому удивился. Оказалось, что за короткое время враг увёз его более, чем за 70 вёрст. Прейдя в сию обитель к утрени и отслужив святителю молебен, он объяснил о себе настоятелю Макарию и о своём чудесном избавлении, и получил от него свидетельное письмо, и возвратился в дом свой. Потом он часто посещал сию обитель (он был из родственников монаха Мины и сына его, Иеромонаха Иакова, от которого я и слышал сие). Кто был оный старец, - неизвестно. Некоторые полагают, что Святитель Николай, а иные – Мефодий.

Ново-Езерского монастыря Феофан Игумен (архимандрит), собеседник архимандриту Макарию, которого любил и чтил, аки единого от древних отец, и когда коснулся до него слух, что пешношский Макарий находится близ смерти, крайне о том начал жалеть, что не исполнил желания вторично с ним увидеться, и так ему о нем соболезнующу от скорби, как будто забылся сном, и вдруг видит, отворяется дверь в его келлию, и входят к нему три старца, из которых один был Макарий, который ему и говорит: «Ты желал со мною видеться, вот я к тебе и пришёл». Тогда Феофан, как бы вставши, от радости и удивления начал его приветствовать и просить сесть. «Нет, - отвечал ему Макарий, - я не могу у тебя сидеть, поелику я уже отошёл от здешних; вот это и товарищи мои, Сергий и Мефодий», - и, не продолжая более, все трое вышли из кельи его. Тогда Феофан в себя пришёл и удивился видению сему, и уразумел, что Макарий скончался. Сие сказывал казначей Мефодий.

Некоторой московской купчихе случилось быть в болезни, и тогда привелось ей в некую ночь во сне увидеть Пешношский монастырь в виде натуральном. После того, случилось ей ещё болезненной быть на богомолье здесь, и когда она приближалась к монастырю, удивилась, что он выглядел так же, как она видела во сне. Потом, вернувшись домой, она много лечилась, и наконец, уже и доктор отказался ей помогать. Однажды во сне ей представилась церковь, в которую она будто бы вошла, и тут увидела стоявшие по правую и по левую сторону раки, и из правой раки встал старец и сел, чему она очень удивилась и стала из церкви, помолившись, выходить. Тогда, сидящей на раке говорит ей: «Молись преподобному Мефодию, он тебя исцелит». И она пробудилась, и почувствовала некую ослабу, и скоро начала выздоравливать совершенно, на удивление всем, и всем сказывала свое видение сие, но долго не знала о Мефодии, и где он находится, ибо, хоть и была здесь, но забыла о нем. Но когда случилось быть ей в Троице-Сергиевой Лавре, тогда она там совершенно узнала, что преподобный Мефодий в Пешноше почивает, и приехала оттуда в сию обитель, возсылая благодарение за исцеление свое преподобному Мефодию. И по возвращении домой вышила на гробницу преподобного занавес по малиновому плису своеручно.

От преподобного Мефодия в 18… году исцелен был крестьянин г-жи Т.Д.Пестриковой, который спереди и сзади имел горб, и некогда ему в видении предстали святый Мефодий с юродивым монахом Ионою. Угодник Мефодий неоднократно являлся во сне некоторой больной барышни, в Москве живущей, подавая ей исцеление.

Около 1828 года некоторая крестьянка Бежицкого уезда приходила в сию обитель, служила молебен преподобному Мефодию и сказывала, что, будучи в совершенной слепоте, ей явился преподобный Мефодий и исцелил ей очи, и посылал в сию обитель поклониться за исцеление его мощам, и даже сказал, где сия обитель находится, поелику она ещё и не знала о Пешноше (о сем сказывал мне иеромонах Пимен).

Некоторого села Тверской губернии священник был весьма болен и даже надежды не имел на выздоровление своё, пищи мало мог вкушать, только чай с белым хлебом, и всегда лежал неподвижно. И в некоторое время является ему во сне престарелый инок и говорит: «Пойди в мою обитель». «В какую», - спрашивает его священник. «К Николе на Пешноше», - отвечает ему явившийся инок. «Да где же она находится?» - ещё спросил священник. «Здесь», - сказал инок и тотчас повёл оного священника, аки уже в монастыре, прямо в братскую трапезу, и там кормил его хлебом и поил квасом монастырским. Потом пробудился священник от сна и начал призывать попадью свою и хлеба ржаного с квасом для себя требовал у ней, которая весьма удивилась сему и долго не подавала ему, но по настоятельному требованию предложила, и он тут и ел, и пил. Потом потребовал палку и встал, начал ходить по комнате на диво всем, и вскоре совершенно выздоровел, и приходил в сию обитель в 1843 году, летом поклониться раке преподобного Мефодия и сказывал о своем исцелении и явлении ему преподобного (об этом мне сказывал схиеродиакон Михаил).

Некоторый крестьянин привозил в обитель сию для лечения своего сына больного, всего иссохшего и еле дышащего, но ему в том отказали, а только велели взять от гроба преподобного Мефодия из лампады масла и преп. Мефодию помолиться. Так и сотворил оный крестьянин с верою, и оного масла вылил больному во уста, и в путь свой отправился, в котором тогда отчаянный больной почувствовал в себе некое облегчение, а по приезде в дом сделался здоровым сверх чаяния и всем на удивление. И по прошествии года, т.е. в 1838 году приходил в сию обитель в совершенном здравии на поклонение преподобному, и о своем исцелении сказывал.

Села Борков, Тверской губернии крестьянин, Филипп Андреев, находился совершенно почти без ног от расслабления, и в некое время явился ему некий старец и посылал его в Пешношскую обитель помолиться преподобному, и обещал исцеление. Тогда он о сем видении возвестил своему священнику, а тот донес о сем его господину, и был от него уволен на богомолье. Тогда он более трех дней на коленках своих полз до обители сей и, не доходя несколько, почувствовал некое облегчение своим ногам, и по исполнении повеленного моления у гроба преподобного (ибо он почитал явившегося ему за преподобного Мефодия) , возвратился из обители в дом свой уже на ногах своих и вскоре выздоровел совсем. На другое лето, в 1844 году опять приходил он в обитель на поклонение и всем сказывал о исцелении своем с признанием, что сия болезнь ему была во исправление, поелику он был великий ругатель матерными и скверными словами всякого по своей причине.

Города Твери мещанин, Гордей Трефильев, когда ещё был в приказчиках, находился в жестокой болезни, от чего и начал ходить согнувшись. Через год приехала к нему его мать (2 января 1834 года) и присоветовала ему в бане попотеть. Находясь в бане, он вдруг из неё выскочил нагой, без креста, и начал кричать громко, так что на голос его прибежала к нему мать его, которая увидела его всего почерневшего и в ужасе. Она ввела его опять в баню и стала надевать на него крест. Но он вырвал у неё крест и стал топтать его ногами, и произносил при этом слова срамные и хульные, и, ослабев от бешенства, лёг и был в безчувствии. Но через полчаса опамятовался и стал слышать бесовские разговоры. Невидимые им бесы стали его обличать и приводить на память все грехи его и потом говорили ему: «Четыре года ты не приобщаешься (Святых Тайн). Уже наш есть, таки наш.
Наш теперь!» И вдруг умолкли. Потом начала являться пред ним икона, на которой изображён был преподобный Мефодий Пешношский с изображением всего его монастыря. И от оной иконы слышит голос: «Почему ты обещание своё не выполняешь сходить к преподобному Мефодию Пешношскому?» Тогда он от сего гласа был в страхе и содрогании, почему и был из бани вынесен в комнату уже без языка, и призван был священник, который приобщил его Святых Тайн. И тогда целые сутки он лежал без памяти, а потом стало ему легче, и на третий день он совершенно выздоровил. И во исполнение своего обещания, в апреле месяце он приходил в сию обитель, и по приближении к обители удивился, увидев монастырь точь-в-точь, как он был изображен на иконе. Когда служили молебен преподобному, увидел он на гробнице икону преподобного Мефодия, ту самую, которая была показана ему в видении, от чего пришёл в умиление и проливал слёзы, сказывая многим о себе (сие я слышал от иеродьякона Мартиньяна).

Госпожа Шишмарева Елизавета Васильевна, помещица Ново-Торжского уезда, сельца Лихославля, в 1843 году сказывала о себе Иеромонаху Пимену следующее: назад тому три года болела она ногами и видела во сне преподобного Мефодия, который ей приказывал сходить к его мощам, где и должна она была исцелиться. И она много спрашивала о нем, но никто не знал о преподобном Мефодии, кто он был таков, и где его мощи находятся. Но когда случилось ей проезжать в Воронеж, мимо села Рогачево, тогда она узнала о преподобном Мефодии и за долг почла заехать в сию обитель на поклонение своему безмездному врачу.

Некоторая крестьянка пожилых лет, Кашинского уезда, в некоторое время, будучи больной до чрезмерности, видела в видении монаха небольшого роста, седого власами, который сказал ей: «Хочешь ли исцелиться?» «Желаю»,- отвечала та. «Поди ж в мой монастырь». И она спросил: «Да в какой же монастырь?» «К Николе, на Пешношу», - сказал монах и стал из избы её выходить. Тогда уже явно она на него смотрела своими очами, и тут же ей стало легче. Она рассказала о видении своим домашним, и по всей деревне разнесся слух о сем. Тогда некоторые из крестьян, слышавшие о Пешноше, сказали ей, где находится обитель, и она в 1839 году приходила на поклонение в сию обитель и служила молебен, и рублёвую свечку поставила угоднику Божию, преподобному Мефодию и сказывала о своем исцелении от угодника Божия (схиiеродьякон Михаил).

Некто из монашествующих, именем Корнилий, имел при себе в сожитии юного и невоздержанного в страстях своих келейника, и от которого и сам начал иметь душевный вред. И некоторое время к оному монаху во сне явился преподобный Мефодий, в мантии и епитрахили, но без куколя. Корнилий признал его по изображению на иконе. Ставши при двери в келье его, преподобный Мефодий, глядя на него ярым оком, говорит ему грозным голосом: «Зачем ты живешь с (имярек), - назвав его при этом полуименем, - не живи ты с ним». И от сего грозного гласа оный монах в такой пришёл страх и трепет, что ни слов не мог ответить преподобному, который тут же сделался невидим. И тут монах возбудился от сна в ужасе. Скоро он освободился от сожития оного, но не без скорби. Сие мне сам оный монах сказывал неоднократно в 1847 году на славу угодника Божия, чистоты душевной и телесной рачителю и охранителю. Аминь.

Некто муж благочестивый именем Иоанн, у которого сын находился в обители сей в числе братства послушником, в некоторую ночь, в сентябре месяце 1826 года, видел сон следующий: представилось ему, будто проходит он внутри обители к полуденным воротам, кои у хлебни, и тут видит некоего старца, на одре боком лежащего и по пояс раскрытого, в мантии и без клобука, браду имеющего седую и немного продолговатую. По правую же его сторону – небольшой палисад и в нем цветник (сад) с поперечными дорожками, посыпанными песочком. И он тут весьма любовался и удивлялся оным прекрасным цветником, ибо подобных нигде не видывал. И столь цветник для него оказался приятным, что по век мой (говорил он) мне его не позабыть. И тогда оный старец ему и говорит: «Видишь ли сад сей, который надлежит караулить твоему сыну? Если он его устережет и цветков в нем рвать не будет, то это ему зачтется». И он на сие ему тогда сказал: «Батюшка, мой сын ничего здесь не возьмет. Тогда старец с озарчивостью ему сказал: «Ты не ручайся за него, ему не велено было в саду-то яблок рвать, а он, эка каков, - украл». И тотчас из-за спины своей вынул яблоко и показал ему, красно-полосатое. От чего ему тут столь стало стыдно, что не знал, что на сие и отвечать, и тут старец сам начал ему толковать. «Сад сей, - говорил он ему, - значит тело и плоть человеческая своего девства, стереги и карауль его». И он тут опять обратился посмотреть в сад и увидел в нем много поломанных ветвей, иные погнуты, а другие совсем засохли. И тогда старец сказал и о сем ему, что: «Многие его ведь караулили, но никто не может устеречь, все ломают и сломают. Но если кто свое девство сохранит до века (смерти), то это ему зачтется!» На сих словах старца он возбудился от сна в трепете. Хотя и неизвестно имя старца оного, но без сомнения он есть преподобный Мефодий Пешношский, яко истинный хранитель и насадитель сего невещественного сада, обители сей, девственной чистоты братии. Но, увы, прелести времени обкрадывают, иссушают и истребляют насажденную чистоту плоти и духа, посвященную Богу.

Некие из странствующих, бывшие в обители сей на богомолье около 1830 года и возвращающиеся в обратный путь, зашли, по обычаю всех богомольцев, на поклон в часовню преподобного Мефодия. И в оной часовне одна странница, имевшая в себе духа нечистого, было повержена от него на пол. Тогда с ними находившийся странник уже пожилых лет начал спрашивать её о многом, и она ему отвечала, лёжа, не открывая глаз своих, дерзким голосом… Потом вдруг стала говорить следующее: О! Я с тобою ещё полажу! Я ведь не выйду из тебя, я князь ведь!» Тогда оный странник спросил: «За что тебе пожаловали князя?» «За то, - отвечал бес, что я многих из монахов и архиереев, и прочих духовных лиц привел в ад». И потом закричал, зубами скрежеща: «О! Пафнутка (Пафнутий Боровский). О! Мефодка (преп.Мефодий Пешношский)! Много мне они мешают. Я бы здесь с тобой поладил, еслиб не Мефодка бородастый; о! Седой!» И тот странник опять спросил беса: «Ведь ты пребывал на гостином дворе, и его (преп.Мефодия), чай, там не было». «Да, - отвечал бес, - ведь гостиница тоже его, он везде, бородастый, таскается». И еще был спрошен бес тем же странником о братии, каково они живут (после смерти). На сие ему бес отвечал, что им не велено об этом сказывать.

Некоторая крестьянская девица, испугавшись грома и молнии, сделалась бесноватой, и в летнее время, в 1849 году матери её было велено во сне идти вместе с ней в Пешношский монастырь, к преподобному Мефодию. И будучи здесь в июле месяце, тогда оную девку едва четыре человека могли втащить в церковь к преподобному, и тут она и кричала, и ругалась, а паче самого Мефодия всячески хулила и говорила: «Вот он, бородастый, стоит и на меня грозит». И едва ей там могли открыть уста её, дабы влить масла от гроба преподобного, от чего она ещё более кричала и говорила: «О! Задавили меня!» И далее неизвестно, что с ней было.

Некто из крестьян был в болезни, и ему явился старец, сединами украшенный, называл себя Мефодием Пешношским, и водил больного, якобы, по некоторым темным и неизвестным коридорам, отчего он после получил исцеление (сказывал сие монах Никола). Ещё некоторые крестьяне села Куликова покусились в некую ночь на кражу монастырского леса, но были тогда устрашены неким монахом, который следовал за ними до границ монастырской земли и строго им запрещал творить впредь подобные пакости его обители, и потом стал невидим. Сие чудо приписывают самому преподобному Мефодию, и некоторые из них о сем признавались монаху Николе в 1849 году.

Деревни Боболовой крестьянка Авдотья находилась долгое время в неизлечимой болезни с августа 1850 года, и в некую ночь представилось ей быть в сей обители, в церкви Сретенской. И тут к ней подошел некий старец (монах). Указывая на образ Богоматери Благовещение, старец и говорит: «Поставь сему образу гривенную свечку. Я тебя исцелю!» И она того же дня приезжала в обитель с объяснением о видении сем. И многие сочли оного монаха за преподобного Мефодия.
Еще того же года рясофорному монаху Павлу, смущаемому мыслями, во сне двукратно ему являлись два старца, иноки в епитрахилях и назидательно ему говорили, чтобы он не скорбел. Он полагал, это были Сергий и Мефодий Пешношский. Благодарение Богу, обновляющему знамения и чудеса благодати Своей во святой обители сей на подкрепление веры нашей и усердия к Богу, и ревности к добродетелям и подвигам иноческим.

1858 года, апреля 21 и 22 дня, приходили в сию обитель на богомолье из Тверской губернии крестьяне и о себе говорили следующее: 1) мужчина, якобы, во сне видел в образе нищего преподобного Мефодия, просящего у него милостыню. И когда крестьянин спросил его, где он живет, тот отвечал: «Я живу на Пешноше, там есть моя икона и храм».
2) Женщина во время своей болезни узрела во сне двух старцев, к ней пришедших, Сергия и Мефодия. Второй старец посылал ее в сою обитель, и она тут же пробудилась и жалела, что не спросила, какая его обитель была. Но вскоре опять уснула, тогда преподобные вторично ей явились и сказали, что обитель его – Пешношская. Тогда больная извинялась, что по болезни и недомоганию идти не может, но преподобный Мефодий ей сказал, чтобы перекрестилась и вставала с одра своего. Когда она сие исполнила, тотчас и пробудилась от сна и почувствовала себя здоровою. Сие явление ей было на Страстной Неделе, и приходила в обитель здравою.

Около 1854 года, города Дмитрова купца Ивана Андреева сын Александр в отрочестве сломал ногу себе и весьма болезновал ею. Но по вере родителей его, к преподобному Мефодию привезен был в сию обитель, и по молебствии скоро и начал ходить и возвратился в Дмитров здравый.
Села Куликова крестьянский сын был болен неизлечимо, и когда привезен был к преподобному Мефодию, и от лампады его маслом помазали, и внутрь ему оное давали пить, в три дня выздоровел совершенно (сте сказывал мне монах Михаил).

1860 года, в начале июня месяца приходил в обитель и сказывал о себе некий крестьянин Калязинского уезда, что он был в некоей напасти и слышал глас, повелевающий ему идти в Пешношскую обитель.
Ещё в то же время из Москвы приходил и сказывал о себе, что он был заражен запоем, и явился ему во сне некогда монах и сказал: «Если желаешь, чтобы не пить вина, то иди на Пешношу, отслужи там молебен преподобному Мефодию», что он и исполнил в 1860 году.

Крестьянин из деревни Копытово служил в селе Рогачево, и по дерзости своей юной привык всегда ругаться матерными словами. В некое время ему во сне явился преподобный Мефодий с костылем и за ругательства его злые укорял его и бил костылем своим. И он приходил тогда ко гробу преподобного, просил прощения и служил молебен.

Села Говейново священник, отец Василий, был болен. Более года он уже не служил и не выходил из дому, и врачи московские не могли помочь ему. И в 1861 году, в январе месяце его супруге Анне во сне представилось видеть пришедшего в их дом старца, без клобука, который и говорил ей так: «Что ты тужишь о муже своем? Не скорби, а сходи в мою обитель и отслужи молебен с водоосвящением мне, преподобному Мефодию, и этою водою напои его, и он выздоровеет». Она ему тогда на сие ответила: «А я обещалась отслужить молебен Божией Матери пред ее чудотворною иконой «По Рождестве Дева». И он ей сказал: «Ты вместе с Нею и мне отслужи». И так она 18 числа того же месяца приходила в обитель, исполнила повеление преподобного и сказывала многим свое видение. А по выздоровлении, и сам священник приходил в обитель и сказывал о себе тоже.

О дате рождения и о родителях преподобного Мефодия никаких сведений не сохранилось. Известно, что еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, он стал одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем возжелал уединенного и безмолвного жития. В 1361 году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки, которая впоследствии будет названа Пешношей, святой устроил свою келью. Вскоре вокруг него стали собираться люди, жаждавшие иноческой жизни.

Когда речь зашла о сооружении церкви, преподобный Сергий навестил своего «собеседника и спостника» и указал, что место, на котором обосновался ученик, неудобно. Возможно, преподобный Сергий провидел возникновение большой обители. Преподобный Мефодий исполнил волю святого наставника и перенес свою келью через реку. Здесь же была воздвигнута и деревянная церковь во имя глубоко почитаемого русским народом великого чудотворца святителя Николая Мирликиского. Так началась Николо-Пешношская обитель, которая второе свое название получила потому, что святой Мефодий трудился на строительстве, «пеш ношаше» бревна через речку.

Преподобный Сергий не однажды посещал своего ученика. До революции в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, молились преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий стал первым игуменом основанной им обители. Игуменский посох вручил ему если не сам святитель Алексей, митрополит Московский, то одним из архиереев по его благословению. Он был первым среди братии и в подвигах поста, труда и молитвы, показывая пример насельникам монастыря. Святой Мефодий прославился делами милосердия, всегда привечал сирот и нищих; строгий по отношению к себе, он был милостив к братии, снисходя к немощам своих учеников и предостерегая их от ошибок в будущем.

Древний источник рассказывает, что преподобный Мефодий был «сед, брада по меньше Никона чудотворца, ризы преподобнические». Есть в этом свидетельстве и уточнение: «У Никона чудотворца… брада доле николиной, меньше сергиевой». Преподобный Никон Радонежский, тоже ученик преподобного Сергия, за полгода до кончины последнего, был поставлен им игуменом Троицкого монастыря.

Более 30-ти лет преподобный Мефодий управлял основанной им обителью. Судя по тому, что до этого он некоторое время жил в пустыни, а ранее подвизался у преподобного Сергия Радонежского, можно предположить, что основатель Николо-Пешношского монастыря дожил до глубокой старости. Именно так - в образе старца - передают его облик иконописные изображения.

Преподобный Мефодий отошел ко Господу в 1393 году, ненадолго пережив своего учителя, который преставился годом раньше. Земные соратники и собеседники соединились и в обителях вечности. Нетленное тело преподобного Мефодия погребли у церкви святителя Николая. Во время польского нашествия, для сохранения от поругания, мощи были перенесены в иное место. Над гробом его воздвигли часовню из дубового бруса, которая простояла более 300 лет. В 1732 году вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

После блаженной кончины преподобного Мефодия его почитали в Пешноше и в окрестных селениях как святого. Официальная канонизация преподобного состоялась на московском Соборе 1549 года. Интересно, что материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, святитель Варсонофий Казанский.

В 1859 году, по благословению святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, у самых мощей преподобного, почивающих под спудом под колокольней, был устроен алтарь с престолом во имя преподобного Мефодия. Место, где покоятся мощи святого, сейчас открыто для поклонения.

Память преподобного издревле празднуется 14 (27) июня, в день памяти тезоименитого ему святителя Мефодия, Патриарха Константинопольского.

(Из летописи Николо-Пешношской обители, составленной иеросхимонахом Иоанном, середина 19 века)

Преподобный и Богоносный отец наш Мефодий от младых лет возлюбил Христа и всякое мiрское пристрастие до конца возненавидел и, по гласу Евангельскому презрев суету мiрскую и все богатство свое и славу, яко сень и дым, ни во что вменяя, яко скоропреходящее, еще с юных своих лет избрал себе монашеское житие и удалился в обитель к преподобному Сергию и там принял на себя иноческий образ, имел великого смирением и святостью мужа наставником в иноческой жизни, ревнуя преподобным отцам и во всем последуя им, все чувственные страсти свои побеждая воздержанием, покоряя духу оные всенощными стояниями и безропотным послушанием. Когда же нашло на него Божественное рачение, тогда начал он желать большего и совершеннейшего безмолвия, поелику кто имеет внутреннее стремление жить со Христом, тот заметит, что дела земные часто становятся препятствием делу духовному и спасению души. Сия его решительность и намерение были по усмотрению Божию и ревностному желанию следовать воли Божией; и тогда приходил он к преподобному Сергию, отцу своему и ему мысль свою возвещал. Преподобный Сергий его благословил и сказал: «Иди, чадо, амо же тя Бог наставит». И отыде он туда с возложением надежды на Христа, Его же взяв крест на плечи свои.

О пустынножительстве

И пришел преподобный Мефодий и поселился близ града Дмитрова, ибо места те славились безмолвными пустынями. Потом переселился близ реки Яхромы, в непроходимых болотах и лесах дубовых, на небольшом возвышении, отстоящем от теперешнего монастыря на запад, в одной версте. Там в уединенной келье, где ныне существует под именем его часовня, благочестивый отшельник, скрывая себя от людей, один, с Единым Богом беседуя и благоугождая Ему молитвою и постом, и слезами, сухоядением плоть свою изнуряя, узким и прискорбным путем шествовал, усердно претерпевая там пустынное озлобление и бесовские прилоги, которые с помощью Божией, бдением и подвигами низложил и без вести сотворил. Но святость жизни его скоро сделалась известной в людях, ибо град не может укрыться верху горы (Мф. 5-14). Бог искони любящих Его славит, но часто и искушения попускает, да яко злато чисто обрящется пред Богом, и всяк благочестивый бывает гоним, по Апостолу, что и случилось с преподобным следующим образом.

О чудотворении

Место, на котором поселился преподобный Мефодий, в то время принадлежало некоему князю, который, узнав, что на его земле поселился какой-то инок, был недоволен, что кто-то дерзнул жительствовать на земле его без ведения его. Князь в то же время опасался, что на его земле могла со временем возникнуть обитель, что по тогдашнему времени было делом обычным и часто случалось. По сему князь скоро посылает к преподобному людей, дабы тот отошел с земли его. Но преподобный не отходил. Князь вторично посылает к нему с прещением, чтобы немедля его отогнать, но он со смирением умолял их и не отходил и, наконец, сказал посланным к нему, что «если даже и убьет меня князь ваш, не отойду от места сего». Когда князю возвестили о непослушании и решимости преподобного, князь до зела прогневался, и сам умыслил к нему ехать и прогнать его с безчестием, как противника. Скоро приказал запрячь лошадей и в колеснице отправился в путь, но как стал приближаться к лесу, где была келья преподобного, тогда вдруг три его лошади вдруг ударились о землю и все сделались мертвыми, отчего князь пришел в недоумение, и, оставив их, пешком пошел к преподобному, негодуя и гневаясь. Но когда узрел старца, яко ангела Божия, живущего в неописуемой нищете, гнев его прошел и он умилился, взирая на его богоугодное житие. По духу своему и совершенствам принадлежал старец к числу великих подвижников благочестия, которые украшали древнее наше российское отечество. Ибо если кто любовь свою к духовной жизни основал на истинном единомыслии о будущем, чтобы жить только для Бога, тот удобно может выдержать тяжкие искушения. И тогда князь не только не сотворил ему зла, но возлюбил его и начал просить его, чтобы он не отходил и без боязни там жил, и поведал ему, что случилось с ним на пути, как лошади его сделались мертвыми. Тогда преподобный пошел с князем к тем лошадям и начал молиться Богу, и тут вдруг восстали лошади на ноги живыми, и тогда князь воздал велие благодарение преподобному, как истинному чудотворцу, и отошел восвояси, славя Бога за все случившееся с ним. С тех пор прошла весть о нем повсюду, и многие начали приходить к нему пользы и сожительства ради, ибо жизнь, всецело для Бога посвящаемая, всегда располагала сердца людей благомыслящих. И преподобный Сергий услышал о нем, и неоднократно посещал его. Когда же по умножении братии, ревнителей Богоугодной его жизни, настала необходимость соорудить церковь на месте том, тогда (по преданию) святый Сергий при посещении предложил совет своему собеседнику и сопостнику, оставить прежнее место, как неудобное, и переселиться на нынешнее, более обширное и удобное, за реку Яхрому, в устье реки Пешноши, что и было тогда исполнено.

Об основании обители Пешношской

Получив от наставника своего совет и благословение, преподобный Мефодий немедленно начал трудиться и обустраивать свою обитель. Прежде всего была построена церковь во имя святителя Николая и кельи для братии. Положив таким образом начало Пешношской обители (по имени реки Пешноши) в 1361 году, преп. Мефодий был первым её игуменом, имея множество собравшихся под его руководство иноков, ищущих евангельского совершенства и ревнующих его постническому житию.
Причина, понуждающая в тамошние времена умножать иноческие обители, была следующая. Ханы, властвующие тогда над Россией, утесняли народ русский и князей, но покровительствовали Церкви и её служителям до зела, ибо под смертною казнью было запрещено тогда грабить монастырских подданных, за исключением того, когда шла война. Тогда иноки богатели и даже занимались торговлей и с большим усердием размножали монастыри и монахов в России. Потому и святой Сергий учеников своих, в духовной жизни искусных, благословлял устраивать вновь обители, поелику тогда все мiряне находили себе в обителях великое утешение, скрываясь в них от насилия татарского. И посему весьма немногие из нынешних монастырей русских были основаны прежде или после татарского владычества.
Некоторые утверждают, что преп. Мефодий часто отходил на безмолвие близ реки Яхромы, на северо-запад от обители, где ныне существует часовня святого Предтечи Иоанна. Поелику тогда там была великая глушь, и даже сегодня вид этого места свидетельствует о том, чего искал святой отшельник в диком уединении сем, и что его приводило в такие мрачные и неприступные места, и что устремляло его от обители благоустроенной в уединение. Внешние обрядные правила монастырской жизни обыкновенно берут верх над внутреннею, духовною жизнью, внешняя молитва – над внутреннею, что и заставляло его искать уединения в подражании великим древним святым, иже в пустыне Иорданской живущим. Потому впоследствии на оном месте в память его отшельничества устроена была часовня во имя первого в новой благодати пустынника Иоанна Предтечи, его преславного рождества, отчего и именуется доселе тачасовня Предтечевою, и, говорят, что, якобы, там и церковь деревянная существовала, что кажется неимоверным.

О преставлении

Преподобный Мефодий по многих своих трудах и подвигах и жестоком житии своем, уразумел Духом Святым свое ко Господу отшествие, о котором на всяк час воспоминал со слезами. Тогда непрестанно начал молиться и во всенощном стоянии пребывать, во многих слезах ко Господу вопияше. И когда приблизился час его исхода, тогда при собрании учеников своих дух свой Христови предал в 14-ый день июня месяца, в 1392 году. Замечательно, что преп. Мефодий, во время жизни последовавший наставлению преп. Сергия, не замедлил последовать за ним и в вечные кровы, ибо святой Сергий предварил его только восьмью месяцами, в княжении Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Тогда увидевши ученицы его преставление его, обступили тело его, и на оное падша, горько плачуще, вопияху: «О! Отче, пастырю наш добрый, кому еси нас оставил, и кто упасет нас, якоже ты, пастырю наш великий. Веруем, яко ты и по преставлении своем, нас, рабов твоих, не оставиши и свою обитель сохраниши. И скоро уведано бысть о преставлении о преставлении преподобного, и отвсюду собирашеся тогда в обитель к нему многие, а паче бедные, сирые и вдовы, и вкупе все со псалмы и песньми, и слезами многими погребоша многотрудное и святое тело его в обителе сей честно. И память его совершили славно чудес ради бываемых от него. Воистину честна пред Господом смерть преподобных Его, тела бо их в мiре погребены, но души их в руце Божией. Имена же их живут в роды, и похвалу их воспевает Церковь. Аще и не обретается в его обители достоверного сведения о его нетленных мощах, но память его от незапамятных лет почитается в обители сей велелепно. Ежегодно 14 июня совершается крестное хождение в Мефодиеву часовню, ибо никто же весть доселе достоверно, где был он погребён по преставлении своем. Глубина земная и прошедшая древность сокрыли память о том, поелику в 1408 году нашествие было Ядигея, отчего и Лавра была тогда сожжена; непременно и здесь страх оный существовал, от которого обыкновенно предают неизвестности всякую драгоценность.

О чудесах

Игнатий строитель, поступивший в сию обитель в 1781 году с помощником своим казначеем Макарием, начали, яко человеку свойственно, унывать великих ради недостатков во всём и помышляли оставить сию обитель. Тогда Макарию представилось во сне видеть преподобных Сергия и Мефодия, идущих в соборную церковь, кои ему и говорили: «Не отходи отсюда, во всём будете изобильны». И от сего видения остались в терпении неотлучными. Ещё когда Макарий во время своего настоятельства начал сомневаться, по слухам, о мощах преподобного, будто их в обители сей не имеется, тогда во сне явился ему преподобный Мефодий, благословил его и говорит: «Я зде почиваю, не сомневайся!», и показал ему гроб свой не в том месте, где ныне поставлена его рака, но в ином, подле, во внутренности. И ещё в 1807 году, якобы, в некую ночь видимы были двумя вратниками два старца, грядущие из церкви преподобного Сергия в обновлённую соборную церковь. И тогда объясняли, что один из них был Сергий, а другой – Мефодий (о чём слышал я от многих современных старцев и игумена Сергия).

При строителе Игнатии было явление от иконы Богоматери Казанской, которая находится здесь, в церкви Сергиевской в киоте, сребром и бисером (жемчугом) украшена, жене умалишённого генерала Тимофеева, которой было повелено везти мужа своего на Пешношу, где он при содействии Богоматери и чудотворением Её иконы у раки преподобного Мефодия был исцелен (из записок Паисия).

Города Архангельска некоторый купец был в жестокой болезни. Ему во сне явился преподобный Мефодий, назвался ему по имени и сказал об обители Пешношской, и кормил его хлебом. О сем видении он сказал там своему протопопу, который был из учеников митрополита Платона Московского, и спрашивал его о Пешношской обители, где она находится, поелику не знал ещё оной. И тот ему сказал. Тогда они оба писали оттуда к Макарию письмо и просили прислать им на благословение и целение недуга братского хлеба. И сие их прошение было исполнено, и по выздоровлении своём оный купец по обещанию пешком приходил в сию обитель воздать благодарение поклонением преподобному Мефодию, и с объяснением о явлении его потом проходил и далее, в Киев на поклонение (сие слышал от монаха А.)

Некоторый крестьянин Александровского уезда против воли матери своей в день прока Илiи, до обедни пошёл в лес за малиною неподалёку от селения, и на дороге начал сомневаться, что не объяснился своему отцу, и вдруг его увидел, едущего на телеге навстречу, к которому он и сел молча, и даже спросить не посмел его, откуда и куда тот ехал, поелику отец имел очень свирепый вид. По прошествии некоторого времени начал про себя думать, рассуждая так: «Что это значит? Почти уже вечер, и расстояние не дальнее, а едем очень долго». И в сумнении том начал креститься, и тотчас очутился в незнакомом ему болоте, и мнимого отца его с лошадью не стало, и тут он в такой пришёл страх, что был вне себя, и никакими средствами не мог из болота оного выбраться, и, ухватившись за берёзку на кочке в страхе и от отчаяния уснул от изнеможения. Болото же сие было за нашим Филином островом. Около полуночи он проснулся и узрел перед собою человека, росту небольшого и плешивого, седого власами, который ему и говорил: «Отслужи святителю Николе чудотворцу молебен, и Бог тебя помилует!» И он стал его спрашивать, где и в каком месте обретается, но старец ему, на то не отвечая, сказал: «Иди за мною». И он пошёл за ним, и когда в дороге равнялся с ним, то старец всегда был впереди него, и по выходе на самую дорогу, у рощи, которая была Макарьевская (начали тогда в обители благовестить к утрени), он старцу сказал: «Постой, подожди меня у сей рощи, я зайду продать хоть платок на молебен покощикам (косцам), которых в то время много ночевало там. И, продав за 30 копеек платок, вернулся на место, где оставил старца, но чудного избавителя своего не нашёл, и от покощиков узнал, где находится, и до крайности тому удивился. Оказалось, что за короткое время враг увёз его более, чем за 70 вёрст. Прейдя в сию обитель к утрени и отслужив святителю молебен, он объяснил о себе настоятелю Макарию и о своём чудесном избавлении, и получил от него свидетельное письмо, и возвратился в дом свой. Потом он часто посещал сию обитель (он был из родственников монаха Мины и сына его, Иеромонаха Иакова, от которого я и слышал сие). Кто был оный старец, - неизвестно. Некоторые полагают, что Святитель Николай, а иные – Мефодий.

Ново-Езерского монастыря Феофан Игумен (архимандрит), собеседник архимандриту Макарию, которого любил и чтил, аки единого от древних отец, и когда коснулся до него слух, что пешношский Макарий находится близ смерти, крайне о том начал жалеть, что не исполнил желания вторично с ним увидеться, и так ему о нем соболезнующу от скорби, как будто забылся сном, и вдруг видит, отворяется дверь в его келлию, и входят к нему три старца, из которых один был Макарий, который ему и говорит: «Ты желал со мною видеться, вот я к тебе и пришёл». Тогда Феофан, как бы вставши, от радости и удивления начал его приветствовать и просить сесть. «Нет, - отвечал ему Макарий, - я не могу у тебя сидеть, поелику я уже отошёл от здешних; вот это и товарищи мои, Сергий и Мефодий», - и, не продолжая более, все трое вышли из кельи его. Тогда Феофан в себя пришёл и удивился видению сему, и уразумел, что Макарий скончался. Сие сказывал казначей Мефодий.

Некоторой московской купчихе случилось быть в болезни, и тогда привелось ей в некую ночь во сне увидеть Пешношский монастырь в виде натуральном. После того, случилось ей ещё болезненной быть на богомолье здесь, и когда она приближалась к монастырю, удивилась, что он выглядел так же, как она видела во сне. Потом, вернувшись домой, она много лечилась, и наконец, уже и доктор отказался ей помогать. Однажды во сне ей представилась церковь, в которую она будто бы вошла, и тут увидела стоявшие по правую и по левую сторону раки, и из правой раки встал старец и сел, чему она очень удивилась и стала из церкви, помолившись, выходить. Тогда, сидящей на раке говорит ей: «Молись преподобному Мефодию, он тебя исцелит». И она пробудилась, и почувствовала некую ослабу, и скоро начала выздоравливать совершенно, на удивление всем, и всем сказывала свое видение сие, но долго не знала о Мефодии, и где он находится, ибо, хоть и была здесь, но забыла о нем. Но когда случилось быть ей в Троице-Сергиевой Лавре, тогда она там совершенно узнала, что преподобный Мефодий в Пешноше почивает, и приехала оттуда в сию обитель, возсылая благодарение за исцеление свое преподобному Мефодию. И по возвращении домой вышила на гробницу преподобного занавес по малиновому плису своеручно.

От преподобного Мефодия в 18… году исцелен был крестьянин г-жи Т.Д.Пестриковой, который спереди и сзади имел горб, и некогда ему в видении предстали святый Мефодий с юродивым монахом Ионою. Угодник Мефодий неоднократно являлся во сне некоторой больной барышни, в Москве живущей, подавая ей исцеление.

Около 1828 года некоторая крестьянка Бежицкого уезда приходила в сию обитель, служила молебен преподобному Мефодию и сказывала, что, будучи в совершенной слепоте, ей явился преподобный Мефодий и исцелил ей очи, и посылал в сию обитель поклониться за исцеление его мощам, и даже сказал, где сия обитель находится, поелику она ещё и не знала о Пешноше (о сем сказывал мне иеромонах Пимен).

Некоторого села Тверской губернии священник был весьма болен и даже надежды не имел на выздоровление своё, пищи мало мог вкушать, только чай с белым хлебом, и всегда лежал неподвижно. И в некоторое время является ему во сне престарелый инок и говорит: «Пойди в мою обитель». «В какую», - спрашивает его священник. «К Николе на Пешноше», - отвечает ему явившийся инок. «Да где же она находится?» - ещё спросил священник. «Здесь», - сказал инок и тотчас повёл оного священника, аки уже в монастыре, прямо в братскую трапезу, и там кормил его хлебом и поил квасом монастырским. Потом пробудился священник от сна и начал призывать попадью свою и хлеба ржаного с квасом для себя требовал у ней, которая весьма удивилась сему и долго не подавала ему, но по настоятельному требованию предложила, и он тут и ел, и пил. Потом потребовал палку и встал, начал ходить по комнате на диво всем, и вскоре совершенно выздоровел, и приходил в сию обитель в 1843 году, летом поклониться раке преподобного Мефодия и сказывал о своем исцелении и явлении ему преподобного (об этом мне сказывал схиеродиакон Михаил).

Некоторый крестьянин привозил в обитель сию для лечения своего сына больного, всего иссохшего и еле дышащего, но ему в том отказали, а только велели взять от гроба преподобного Мефодия из лампады масла и преп. Мефодию помолиться. Так и сотворил оный крестьянин с верою, и оного масла вылил больному во уста, и в путь свой отправился, в котором тогда отчаянный больной почувствовал в себе некое облегчение, а по приезде в дом сделался здоровым сверх чаяния и всем на удивление. И по прошествии года, т.е. в 1838 году приходил в сию обитель в совершенном здравии на поклонение преподобному, и о своем исцелении сказывал.

Села Борков, Тверской губернии крестьянин, Филипп Андреев, находился совершенно почти без ног от расслабления, и в некое время явился ему некий старец и посылал его в Пешношскую обитель помолиться преподобному, и обещал исцеление. Тогда он о сем видении возвестил своему священнику, а тот донес о сем его господину, и был от него уволен на богомолье. Тогда он более трех дней на коленках своих полз до обители сей и, не доходя несколько, почувствовал некое облегчение своим ногам, и по исполнении повеленного моления у гроба преподобного (ибо он почитал явившегося ему за преподобного Мефодия) , возвратился из обители в дом свой уже на ногах своих и вскоре выздоровел совсем. На другое лето, в 1844 году опять приходил он в обитель на поклонение и всем сказывал о исцелении своем с признанием, что сия болезнь ему была во исправление, поелику он был великий ругатель матерными и скверными словами всякого по своей причине.

Города Твери мещанин, Гордей Трефильев, когда ещё был в приказчиках, находился в жестокой болезни, от чего и начал ходить согнувшись. Через год приехала к нему его мать (2 января 1834 года) и присоветовала ему в бане попотеть. Находясь в бане, он вдруг из неё выскочил нагой, без креста, и начал кричать громко, так что на голос его прибежала к нему мать его, которая увидела его всего почерневшего и в ужасе. Она ввела его опять в баню и стала надевать на него крест. Но он вырвал у неё крест и стал топтать его ногами, и произносил при этом слова срамные и хульные, и, ослабев от бешенства, лёг и был в безчувствии. Но через полчаса опамятовался и стал слышать бесовские разговоры. Невидимые им бесы стали его обличать и приводить на память все грехи его и потом говорили ему: «Четыре года ты не приобщаешься (Святых Тайн). Уже наш есть, таки наш.
Наш теперь!» И вдруг умолкли. Потом начала являться пред ним икона, на которой изображён был преподобный Мефодий Пешношский с изображением всего его монастыря. И от оной иконы слышит голос: «Почему ты обещание своё не выполняешь сходить к преподобному Мефодию Пешношскому?» Тогда он от сего гласа был в страхе и содрогании, почему и был из бани вынесен в комнату уже без языка, и призван был священник, который приобщил его Святых Тайн. И тогда целые сутки он лежал без памяти, а потом стало ему легче, и на третий день он совершенно выздоровил. И во исполнение своего обещания, в апреле месяце он приходил в сию обитель, и по приближении к обители удивился, увидев монастырь точь-в-точь, как он был изображен на иконе. Когда служили молебен преподобному, увидел он на гробнице икону преподобного Мефодия, ту самую, которая была показана ему в видении, от чего пришёл в умиление и проливал слёзы, сказывая многим о себе (сие я слышал от иеродьякона Мартиньяна).

Госпожа Шишмарева Елизавета Васильевна, помещица Ново-Торжского уезда, сельца Лихославля, в 1843 году сказывала о себе Иеромонаху Пимену следующее: назад тому три года болела она ногами и видела во сне преподобного Мефодия, который ей приказывал сходить к его мощам, где и должна она была исцелиться. И она много спрашивала о нем, но никто не знал о преподобном Мефодии, кто он был таков, и где его мощи находятся. Но когда случилось ей проезжать в Воронеж, мимо села Рогачево, тогда она узнала о преподобном Мефодии и за долг почла заехать в сию обитель на поклонение своему безмездному врачу.

Некоторая крестьянка пожилых лет, Кашинского уезда, в некоторое время, будучи больной до чрезмерности, видела в видении монаха небольшого роста, седого власами, который сказал ей: «Хочешь ли исцелиться?» «Желаю»,- отвечала та. «Поди ж в мой монастырь». И она спросил: «Да в какой же монастырь?» «К Николе, на Пешношу», - сказал монах и стал из избы её выходить. Тогда уже явно она на него смотрела своими очами, и тут же ей стало легче. Она рассказала о видении своим домашним, и по всей деревне разнесся слух о сем. Тогда некоторые из крестьян, слышавшие о Пешноше, сказали ей, где находится обитель, и она в 1839 году приходила на поклонение в сию обитель и служила молебен, и рублёвую свечку поставила угоднику Божию, преподобному Мефодию и сказывала о своем исцелении от угодника Божия (схиiеродьякон Михаил).

Некто из монашествующих, именем Корнилий, имел при себе в сожитии юного и невоздержанного в страстях своих келейника, и от которого и сам начал иметь душевный вред. И некоторое время к оному монаху во сне явился преподобный Мефодий, в мантии и епитрахили, но без куколя. Корнилий признал его по изображению на иконе. Ставши при двери в келье его, преподобный Мефодий, глядя на него ярым оком, говорит ему грозным голосом: «Зачем ты живешь с (имярек), - назвав его при этом полуименем, - не живи ты с ним». И от сего грозного гласа оный монах в такой пришёл страх и трепет, что ни слов не мог ответить преподобному, который тут же сделался невидим. И тут монах возбудился от сна в ужасе. Скоро он освободился от сожития оного, но не без скорби. Сие мне сам оный монах сказывал неоднократно в 1847 году на славу угодника Божия, чистоты душевной и телесной рачителю и охранителю. Аминь.

Некто муж благочестивый именем Иоанн, у которого сын находился в обители сей в числе братства послушником, в некоторую ночь, в сентябре месяце 1826 года, видел сон следующий: представилось ему, будто проходит он внутри обители к полуденным воротам, кои у хлебни, и тут видит некоего старца, на одре боком лежащего и по пояс раскрытого, в мантии и без клобука, браду имеющего седую и немного продолговатую. По правую же его сторону – небольшой палисад и в нем цветник (сад) с поперечными дорожками, посыпанными песочком. И он тут весьма любовался и удивлялся оным прекрасным цветником, ибо подобных нигде не видывал. И столь цветник для него оказался приятным, что по век мой (говорил он) мне его не позабыть. И тогда оный старец ему и говорит: «Видишь ли сад сей, который надлежит караулить твоему сыну? Если он его устережет и цветков в нем рвать не будет, то это ему зачтется». И он на сие ему тогда сказал: «Батюшка, мой сын ничего здесь не возьмет. Тогда старец с озарчивостью ему сказал: «Ты не ручайся за него, ему не велено было в саду-то яблок рвать, а он, эка каков, - украл». И тотчас из-за спины своей вынул яблоко и показал ему, красно-полосатое. От чего ему тут столь стало стыдно, что не знал, что на сие и отвечать, и тут старец сам начал ему толковать. «Сад сей, - говорил он ему, - значит тело и плоть человеческая своего девства, стереги и карауль его». И он тут опять обратился посмотреть в сад и увидел в нем много поломанных ветвей, иные погнуты, а другие совсем засохли. И тогда старец сказал и о сем ему, что: «Многие его ведь караулили, но никто не может устеречь, все ломают и сломают. Но если кто свое девство сохранит до века (смерти), то это ему зачтется!» На сих словах старца он возбудился от сна в трепете. Хотя и неизвестно имя старца оного, но без сомнения он есть преподобный Мефодий Пешношский, яко истинный хранитель и насадитель сего невещественного сада, обители сей, девственной чистоты братии. Но, увы, прелести времени обкрадывают, иссушают и истребляют насажденную чистоту плоти и духа, посвященную Богу.

Некие из странствующих, бывшие в обители сей на богомолье около 1830 года и возвращающиеся в обратный путь, зашли, по обычаю всех богомольцев, на поклон в часовню преподобного Мефодия. И в оной часовне одна странница, имевшая в себе духа нечистого, было повержена от него на пол. Тогда с ними находившийся странник уже пожилых лет начал спрашивать её о многом, и она ему отвечала, лёжа, не открывая глаз своих, дерзким голосом… Потом вдруг стала говорить следующее: О! Я с тобою ещё полажу! Я ведь не выйду из тебя, я князь ведь!» Тогда оный странник спросил: «За что тебе пожаловали князя?» «За то, - отвечал бес, что я многих из монахов и архиереев, и прочих духовных лиц привел в ад». И потом закричал, зубами скрежеща: «О! Пафнутка (Пафнутий Боровский). О! Мефодка (преп.Мефодий Пешношский)! Много мне они мешают. Я бы здесь с тобой поладил, еслиб не Мефодка бородастый; о! Седой!» И тот странник опять спросил беса: «Ведь ты пребывал на гостином дворе, и его (преп.Мефодия), чай, там не было». «Да, - отвечал бес, - ведь гостиница тоже его, он везде, бородастый, таскается». И еще был спрошен бес тем же странником о братии, каково они живут (после смерти). На сие ему бес отвечал, что им не велено об этом сказывать.

Некоторая крестьянская девица, испугавшись грома и молнии, сделалась бесноватой, и в летнее время, в 1849 году матери её было велено во сне идти вместе с ней в Пешношский монастырь, к преподобному Мефодию. И будучи здесь в июле месяце, тогда оную девку едва четыре человека могли втащить в церковь к преподобному, и тут она и кричала, и ругалась, а паче самого Мефодия всячески хулила и говорила: «Вот он, бородастый, стоит и на меня грозит». И едва ей там могли открыть уста её, дабы влить масла от гроба преподобного, от чего она ещё более кричала и говорила: «О! Задавили меня!» И далее неизвестно, что с ней было.

Некто из крестьян был в болезни, и ему явился старец, сединами украшенный, называл себя Мефодием Пешношским, и водил больного, якобы, по некоторым темным и неизвестным коридорам, отчего он после получил исцеление (сказывал сие монах Никола). Ещё некоторые крестьяне села Куликова покусились в некую ночь на кражу монастырского леса, но были тогда устрашены неким монахом, который следовал за ними до границ монастырской земли и строго им запрещал творить впредь подобные пакости его обители, и потом стал невидим. Сие чудо приписывают самому преподобному Мефодию, и некоторые из них о сем признавались монаху Николе в 1849 году.

Деревни Боболовой крестьянка Авдотья находилась долгое время в неизлечимой болезни с августа 1850 года, и в некую ночь представилось ей быть в сей обители, в церкви Сретенской. И тут к ней подошел некий старец (монах). Указывая на образ Богоматери Благовещение, старец и говорит: «Поставь сему образу гривенную свечку. Я тебя исцелю!» И она того же дня приезжала в обитель с объяснением о видении сем. И многие сочли оного монаха за преподобного Мефодия.
Еще того же года рясофорному монаху Павлу, смущаемому мыслями, во сне двукратно ему являлись два старца, иноки в епитрахилях и назидательно ему говорили, чтобы он не скорбел. Он полагал, это были Сергий и Мефодий Пешношский. Благодарение Богу, обновляющему знамения и чудеса благодати Своей во святой обители сей на подкрепление веры нашей и усердия к Богу, и ревности к добродетелям и подвигам иноческим.

1858 года, апреля 21 и 22 дня, приходили в сию обитель на богомолье из Тверской губернии крестьяне и о себе говорили следующее: 1) мужчина, якобы, во сне видел в образе нищего преподобного Мефодия, просящего у него милостыню. И когда крестьянин спросил его, где он живет, тот отвечал: «Я живу на Пешноше, там есть моя икона и храм».
2) Женщина во время своей болезни узрела во сне двух старцев, к ней пришедших, Сергия и Мефодия. Второй старец посылал ее в сою обитель, и она тут же пробудилась и жалела, что не спросила, какая его обитель была. Но вскоре опять уснула, тогда преподобные вторично ей явились и сказали, что обитель его – Пешношская. Тогда больная извинялась, что по болезни и недомоганию идти не может, но преподобный Мефодий ей сказал, чтобы перекрестилась и вставала с одра своего. Когда она сие исполнила, тотчас и пробудилась от сна и почувствовала себя здоровою. Сие явление ей было на Страстной Неделе, и приходила в обитель здравою.

Около 1854 года, города Дмитрова купца Ивана Андреева сын Александр в отрочестве сломал ногу себе и весьма болезновал ею. Но по вере родителей его, к преподобному Мефодию привезен был в сию обитель, и по молебствии скоро и начал ходить и возвратился в Дмитров здравый.
Села Куликова крестьянский сын был болен неизлечимо, и когда привезен был к преподобному Мефодию, и от лампады его маслом помазали, и внутрь ему оное давали пить, в три дня выздоровел совершенно (сте сказывал мне монах Михаил).

1860 года, в начале июня месяца приходил в обитель и сказывал о себе некий крестьянин Калязинского уезда, что он был в некоей напасти и слышал глас, повелевающий ему идти в Пешношскую обитель.
Ещё в то же время из Москвы приходил и сказывал о себе, что он был заражен запоем, и явился ему во сне некогда монах и сказал: «Если желаешь, чтобы не пить вина, то иди на Пешношу, отслужи там молебен преподобному Мефодию», что он и исполнил в 1860 году.

Крестьянин из деревни Копытово служил в селе Рогачево, и по дерзости своей юной привык всегда ругаться матерными словами. В некое время ему во сне явился преподобный Мефодий с костылем и за ругательства его злые укорял его и бил костылем своим. И он приходил тогда ко гробу преподобного, просил прощения и служил молебен.

Села Говейново священник, отец Василий, был болен. Более года он уже не служил и не выходил из дому, и врачи московские не могли помочь ему. И в 1861 году, в январе месяце его супруге Анне во сне представилось видеть пришедшего в их дом старца, без клобука, который и говорил ей так: «Что ты тужишь о муже своем? Не скорби, а сходи в мою обитель и отслужи молебен с водоосвящением мне, преподобному Мефодию, и этою водою напои его, и он выздоровеет». Она ему тогда на сие ответила: «А я обещалась отслужить молебен Божией Матери пред ее чудотворною иконой «По Рождестве Дева». И он ей сказал: «Ты вместе с Нею и мне отслужи». И так она 18 числа того же месяца приходила в обитель, исполнила повеление преподобного и сказывала многим свое видение. А по выздоровлении, и сам священник приходил в обитель и сказывал о себе тоже.


Преподобный Мефодий Пешношский проходил свой жизненный путь в середине XIV века. Кто были его родители, где и когда он родился, мы не знаем. Но известно, что преподобный Мефодий в числе первых пришел в пустыню к преподобному Сергию Радонежскому и «от него в иночество облеченный, подражатель ревностный подвигов его был».

Со временем обитель Сергия стала наполняться иноками. В окрестностях монастыря селились земледельцы и, как повествует преподобный Епифаний, «исказиша пустыню и не пощадиша, и составиша селы и дворы многи». Преподобный Мефодий, желая работать Господу наедине, в безмолвии, просит своего учителя благословить его на особое пустынное пребывание.

В 25 км от города Дмитрова, на берегу реки Яхрома, среди непроходимых болот и лесов, преподобный Мефодий срубил себе келию и поселился в ней. Зная трудности подвига пустынножительства, преподобный Сергий поспешил навестить своего ученика, ободрить и утешить. Осмотрев место, на котором поселился Мефодий, прп.Сергий дает совет переселиться на устье малой речки Пешноша, где пространства сухого больше и удобнее.

Строго-подвижническая жизнь Мефодия в обители Сергия, удаление на пустынножительство и посещение Сергия скоро сделались широко известными. К нему начали стекаться отовсюду ревнители богоугодной жизни. Тогда и явилась необходимость в постройке храма. Митрополит благословил, дмитровский князь дал землю, и вот на берегу реки Пешноша построен деревянный храм во имя святителя Николая.

Положивши начало обители в 1361 году, преподобный Мефодий был и первым в ней игуменом. Игуменский посох вручен ему если не самим святителем Алексеем, митрополитом Московским, то одним из епископов, по его благословению.

Основатель обители Пешношской, первый игумен ее был и первым между братии по подвигам поста, труда и молитвы. Примером подвижнической жизни он воспитал добрых иноков. Строгий к себе, он был милосерден к другим. Из древних стихир, составленных в честь его, мы знаем, что каждый день при вратах обители его сидело множество нищих, и всех он питал.

Hет сомнения, что преподобный Сергий неоднократно бывал в обители Мефодия. Не случайно, в 2 км от монастыря есть место, называемое беседным. Туда, по преданию, удалялись для духовных бесед и молитвы преподобные Сергий и Мефодий, когда бывали вместе.

Преподобный Мефодий тоже посещал своего учителя. В 1380 году, когда золотоордынский хан Мамай повел полки на разорение земли русской, прп.Мефодий пришел в Троицкую обитель и был среди иноков, молившихся с преподобным Сергием о даровании победы русским воинам на поле Куликовом.

Более 30-ти лет преподобный Мефодий мудро и богоугодно правил обителью. Умирая, он дал заповедь ученикам своим хранить в монастыре введенное им общежитие и быть милостивым к нищим и странникам. Оплакав кончину своего учителя, преподобного Сергия (8 октября 1392 г.н.ст.), он и сам вслед за ним переселился в небесные обители (17 июня 1393 г.н.ст.). Собеседники на земле скоро опять соединились на небе.

Нетленное тело его погребено в основанной им обители, близ церкви святителя Николая. Над гробом его ученики соорудили дубовую брусяную часовню, которая стояла более 300 лет. В 1732 году одним из настоятелей обители вместо часовни была сооружена небольшая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского.

До середины 19 века в обители не было храма во имя прп. Мефодия. Но в 1859 году под колокольнею, близ самых мощей преподобного, был устроен алтарь с престолом во имя прп. Мефодия.

В 1549 году Московский собор причислил к лику святых преподобного Мефодия, установив празднование ему в день преставления – 17 июня, а также в день тезоименитого ему Мефодия, патриарха Константинопольского – 27 июня и в Соборе Радонежских святых - 19 июля.