Лики Святых в Русской Православной церкви. Причисление к Лику Святых. Прославление святых новомучеников и исповедников российских русской православной церковью за границей Прославлен в лике святых

Священный синод Константинопольского патриархата под председательством Вселенского Патриарха Варфоломея причислил к лику святых одного из самых известных и почитаемых старцев последнего времени отца Иакова Эвбейского (1920-1991) из монастыря святого Давида Эвбейского, сообщает сайт Agionoros.ru.

Ранее с инициативой канонизировать преподобного Иакова выступил Священный синод Элладской православной церкви. Запрос и соответствующие документы направили Константинопольскому патриарху.

Родившийся в 1920 г. в Малой Азии будущий старец покинул родные места вместе со своими родителями после исхода греческого населения с территории Турецкого государства в Грецию. В 1952 году он стал иеромонахом в монастыре святого Давида на Эвбее (крупнейший после Крита остров Греции в Эгейском море). Старец умер в том же монастыре 21 ноября 1991 г.

По свидетельству близких к старцу людей, за богослужением ему были чудесные видения. Он также был опытным духовным наставником, по его советам и молитвам тысячи людей возвращались на путь Христа. Его духовные дети говорили, что во время исповеди ощущали его святость.

Верующие со всего мира давно почитают старца Иакова святым, поток паломников, стремящихся попросить его молитв и помощи, не иссякает десятилетиями. Многие свидетельствуют о чудесах, которые произошли по молитвам преподобного Иакова.

Память о старце Иакове постановлено праздновать 22 ноября, согласно новому календарю, принятому в Константинопольской православной церкви.

Биография старца Иакова

Иаков Цаликис происходил с малоазийского побережья из села Ливиси (ныне Каякёй, близ Фетхие, Турция). Состоятельная семья, в которой родился Иаков, была благочестивой: один из его предков почитался святым, архиерей и семь иеромонахов были родственниками Иакова.

В 1922 г., во время малоазийской катастрофы, отца Иакова Ставроса Цаликиса арестовали. При обмене населением между Грецией и Турцией члены семьи попали в Грецию разными путями. Ставрос Цаликис думал, что его жена и дети погибли, и собирался вступить в новый брак. Работая строителем, он по Промыслу Божию получил заказ в селе Айос-Еорьос близ Амфисы, где проживала его жена. Семья воссоединилась, а затем переехала в деревню Фаракла в северной части Эвбеи.

С детства Иаков был очень воздержанным в пище и имел особую склонность к уединенной молитве. Он часто убирал находившиеся в округе часовни и возжигал в них лампадки. Однажды в часовне св. Параскевы ему явилась святая и предсказала будущее. По молитвам к священномученику Харалампию и к иконе Божией Матери «Странница» из Алмироса Иаков получил исцеление от воспаления легких и от болезни ног. Жители деревни почитали его за чадо Божие и из-за отсутствия в их деревне священника призывали его читать над болящими молитвы, которые оказывались действенными.

В 1933 г. Иаков окончил начальную школу с отличием, получив возможность продолжить обучение в гимназии в главном городе Эвбеи ― Халкиде, но родители от этого отказались. Иаков стал помогать отцу на стройке, продолжая вести аскетическую жизнь. Когда его мать почувствовала приближение смерти, она благословила Иакова на монашеский постриг при условии, что сначала он выдаст замуж сестру.

В 27 лет Иакова забрали на военную службу, которая совпала с драматическими событиями гражданской войны в Греции. Иаков сначала служил в Волосе, затем его перевели в Пирей.

Вернувшись домой, Иаков выполнил заповедь матери ― собрал приданое для сестры и выдал ее замуж. После бывших ему 15 июля 1952 г. явления преподобного Давида Эвбейского и видения величественной, посвященной ему обители вместо полуразрушенного во время второй мировой и гражданской войн монастыря Давида Эвбейского, Иаков принял в этом монастыре постриг и был назначен экономом. Тогда в обители было только три монаха.

Помимо монашеских подвигов (его воздержание было таково, что некоторый период он не ел и пил воду только по субботам и воскресеньям, причащаясь в эти дни и вкушая антидор) Иаков с рвением принялся за восстановление и благоустройство обители. Работая целыми днями, он чудесным образом не чувствовал усталости: ремонтировал обветшавшие здания и разбил огород, что обитель могла предоставить ночлег паломникам и подать милостыню беднякам. Один из старых монахов недолюбливал Иакова, хотя тот неизменно служил ему с любовью и ухаживал за ним во время болезни. Иаков, подобно древним подвижникам, преодолел многие искушения и бесовские страхования. Неоднократно ему являлся преподобный Давид.

18 декабря 1952 г. Иакова рукоположили во диакона, а затем во иерея. Через несколько дней он получил письменное разрешение быть исповедником. Впоследствии из-за нехватки сельских священников митрополит Халкидский поручил о. Иакову окормление близлежащих приходов, восстановлением церквей и часовен которых он занимался.

25 июня 1975 г. о. Иаков стал игуменом монастыря преподобного Давида Эвбейского. Значительное время он посвящал таинству исповеди, чтобы служить множеству приходящих в монастырь паломников. По его молитвам происходили многочисленные исцеления.

Несмотря на слабое телосложение, в молодости и в зрелые годы Иаков имел отличное здоровье. Но с 55-летнего возраста для старца «наступило время, в которое попустил Бог прийти многим и мучительным болезням». Иаков говорил, что «получил сатана позволение искушать тело мое».

Старец отличался особым милосердием, и поступавшие в монастырь крупные пожертвования раздавал нуждающимся. Он имел дар слова и дар прозорливости (в т.ч. предсказал избрание Варфоломея патриархом Константинопольским), многие ощущали исходившее от него благоухание.

Старец получил откровение о дате своей смерти. Поэтому он просил афонского диакона, которого он исповедал утром 21 ноября 1991 года, в последний день своей земной жизни, оставаться в монастыре до полудня, чтобы одеть его для похорон.

Могила старца Иакова находится во дворе монастыря у южной стены собора.

19.10.1981 (1.11). - Прославление Святых Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церковью за границей

Прославление Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Русском Зарубежье

Обсуждение: 11 комментариев

    А признает ли РПЦЗ Государя Великомучеником и искупителем вины народа русского (клятвопреступления - нарушения присяги, и участия в братоубийственной войне)?

    Я не богослов. Могу только повторить, что в зарубежном Акте о прославлении Император Николай II величается как «Царь Мученик, Помазанник Божий, носитель идеи Православной Государственности» – что и стало причиной его убиения вместе с семьей. При этом в службе ему говорится: «С любовию велию к неблагодарным людем, принес еси себе, великий страстотерпче Царю, в жертву за народ свой, якоже рек еси: аще потребна есть жертва за народ, аз жертва сия буду». И это всё.

    То есть подвиг Царя, как можно видеть, считается христоподражательным, но особое понятие Искупитель не использовалось. Мне кажется, что с такими понятиями надо быть сдержаннее. Как и со словом Великомученик, поскольку они допускают разное толкование, и это дает повод критикам для утрирования (см.: ).
    Википедия: «В современном русском православном сознании, отражаемом многими современными источниками, понятие «великомученик» связывается скорее с особо тяжкими и продолжительными (по сравнению с «просто» мучениками) страданиями, претерпеваемыми за веру, нежели с высоким происхждением или должностью (саном)». Православная энциклопедия: http://www.pravenc.ru/text/150139.html

    О какой "братоубийственной войне" Вы спрашиваете? Такой войны не было. После революции было завоевание России богоборческим Интернационалом вкупе с присоединившимися к ним изменниками - и было сопротивление этому русских людей. В результате измены изменники переставали быть нам братьями. Каяться в своей вине нужно им и их потомкам, но не защитникам России.

    Небольшое уточнение, вероятно, уважаемый МВН не заметил последнего предложения в Википедии:
    В современном русском православном сознании, отражаемом многими современными источниками, понятие «великомученик» связывается скорее с особо тяжкими и продолжительными (по сравнению с «просто» мучениками) страданиями, претерпеваемыми за веру, нежели с высоким происхждением или должностью (саном). При этом существует и традиция называть великомучениками именно лиц знатного происхождения, пострадавших за Христа.

    «Принято считать, что великомученик - это тот святой, который претерпел какие-то особенные, великие мучения. Но в православной традиции великомученик - это мученик знатного происхождения, один из великих людей, который пострадал за Христа. Простолюдины, принявшие мученическую смерть, прославлялись Церковью как мученики, лица в священном сане - как священномученики, монахи - преподобномученики, а великомученик, в свою очередь - человек знатного происхождения».
    - Епископ Иона (Черепанов).

    Великомученик - величанье, придаваемое церковью святым мученикам высокого рода или сана, приявшим за Христа великие мучения.
    - Великий // Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка

    "Господи! Что они с Ним сделали! Какие немыслимые мучения он претерпел от извергов! Страшно видеть! Не сказать! Их сожгли и пепел выпили…
    Изверги не просто умучили Царя, а принесли в ритуальную жертву образ и подобие Христа Господа. А это – сугубый, тяжкий грех, вопиющий к небесам. Помните, с Царем они заклали Русь. Сатанинская злоба у них.
    Как их мучили! Не забывайте: Царственный Мученик своими страданиями спас нас. Если бы не муки Царя, России бы не было!" - старец Николай Гурьянов.

    И так, кто же с кем воевал? Воевали граждане одного государства, одной страны. Полно и глубоко показана трагедия братоубийственной войны в книге Шолохова "Тихий Дон".

    Основные противоборствующие стороны – «белые» и «красные». «Белые» - русские офицеры и интеллигенция, казаки; было среди сторонников белой идеи немало рабочих и крестьян. «Красные» - коммунисты, большевики, мечтающие построить утопическое общество, не признавали никакого инакомыслия и гуманности, особенно по отношению к «классовым врагам». Отметим, что на самом деле противоборствующих сторон было больше. Просто, большинство недовольных красными, вливались в ряды белого движения. Недовольные белыми – шли к красным. Воевали еще и зеленые, это которые против и тех и тех. Были вооруженные формирования и у национальных окраин бывшей Российской Империи, которые тоже участвовали в усобице.
    В гражданской войне, последовавшей за революцией 1917 года в России, погибло больше народу, чем во всех Наполеоновских войнах: не менее 5,5 миллионов человек, а по более смелым оценкам и все 9 миллионов. И хотя эти потери составили менее полупроцента населения мира, для нашей страны война между красными и белыми имела самые тяжелые последствия. Недаром Антон Иванович Деникин отменил в своей армии все награды – какие награды в братоубийственной войне?
    https://scientificrussia.ru/articles/10-bloodiest-wars
    А Каин и Авель - разве не братья?

    Уважаемая София, Вы спросили о том, как в РПЦЗ определили величать св. Государя при его прославлении - я, насколько мог, постарался ответить и пояснить, почему сам я придерживаюсь этих определений. То есть Ваших формул величания в РПЦЗ нет. А как Вы их объясняете и доказываете - это Ваш личный выбор.
    Я верю, что св. Царь просил Господа своей жертвой простить народ. Но полагаю, что для этого и народу надо хотеть того же и принять эту жертву своим ответным покаянием, без этого искупление вины невозможно. Врт Христос искупил вообще весь род человеческий, но как мало в нем тех, кто ответно принял это Искупление...
    А выражение "братоубийственная война" маскирует ее оккупационную богоборческую и антирусскую суть. Так сегодня чаще говорят те, кто ставит на одну доску белых и красных, оправдывая последних, якобы у каждой из сторон была "своя правда". Вы привели хороший пример братьев Каина и Авеля - но разве у каждого из них была "своя правда"? В чем нужно каяться Авелю? По этой логике белым воинам грех было браться за оружие, защищая Россию от красных озверевших бывших "братьев"?

    "М.В. Назаров:
    О какой "братоубийственной войне" Вы спрашиваете? Такой войны не было. После революции было завоевание России богоборческим Интернационалом вкупе с присоединившимися к ним изменниками - и было сопротивление этому русских людей. В результате измены изменники переставали быть нам братьями. Каяться в своей вине нужно им и их потомкам, но не защитникам России."

    Именно так! Превосходно сказано! Жаль, только, что многие до сих пор продолжают упорно держаться за лживый тезис о том, что якобы была некая "братоубийственная война", тем самым вновь и вновь ставя на одну доску патриотов и иуд, пошедших в услужение большевицким бесам, и объективно подыгрывая нынешнему режиму с его иезуитской демагогией на тему "они все любили Россию".

    Белым воинам, как и их предводителям и основателям белого движения (генералу Алексееву с компанией) прежде чем браться за оружие, надо было покаяться в предательстве, измене, трусости и обмане своему Государю, Помазаннику Божию, у котрого вырвали "отречение". Однако вместо покаяния было упорное отрицание своей вины нарушения присяги, и монархическая идея в среде белых не приветствовалась.

    Уважаемая София, может быть хватит Вам уже тут назидать с высоты истории? Всё давно сказано в других материалах, в т.ч. и про Алексеева, и про монархическую идею в Белой армии. Эта статья на другую тему.

    Простите, уважаемый МВН, если высказывание моего личного мнения в комментариях выходят как "назидания". Может, это потому, что 15 лет проработала педагогом в школе. Как известно, профессия накладывает отпечаток. Если в этом виновата, прошу снисхождения к невольным немощам.
    Однако тема братоубийственной войны непосредственно вытекает из темы ритуального убийства Помазанника Божия жидами-сатанистами при равнодушном попустительстве (или тайном одобрении) белых республиканцев-демократов. Белое воинство неоднозначно в своем составе. Авелем можно назвать монархистов, которые через покаяние пришли к Земскому Собору. А Каиновы дети, как два рога у бафомета - и красные, и белые республиканцы. Именно они и тогда, и сейчас у власти как церковной, так и державной. Почему и нет до сих пор истинного прославления ритуально убиенного Государя как Великомученика и искупителя.

    "ЗОФIЯ:
    Белым воинам, как и их предводителям и основателям белого движения (генералу Алексееву с компанией) прежде чем браться за оружие, надо было покаяться"

    Они и покаялись, причём именно покаялись действием в виде организации и активного участия в сопротивлении большевицкой оккупации. Покаяние действием - самое верное (но при этом ему, разумеется, предшествует покаяние мысленное - осознание собственного греха). Так что ваши постоянные заявления об отсутствии такого покаяния выглядят лживо и нелепо.
    _________________________
    "и монархическая идея в среде белых не приветствовалась"

    Снова лжёте. Подавляющее большинство Белых воинов были именно явными и безусловными монархистами. В руководстве Белого движения монархические идеи так же доминировали. Другое дело, что то же руководство Белого движения вынуждено было "ретушировать" подобные взгляды, поскольку они наталкивались на резкое неприятие "союзничков" из Антанты, на помощь которых Вожди Белого движения очень долго искренне надеялись.
    Интересно, данный факт, неоднократно и обстоятельно подтверждённый (материалы на эту тему есть и в трудах хозяина данного сайта), вам действительно неизвестен или вы сознательно его игнорируете с одной вам известной целью?

18 сентября, в день празднования Собора Саратовских святых, на стенах храмов Саратовской епархии, связанных со служением тех, кто был прославлен в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской, появятся мемориальные доски — с именами, датами и указанием на то, как именно тот или иной святой связан с храмом. Это касается как местночтимых новомучеников и исповедников, так и тех, кто был прославлен в лике святых для общецерковного почитания. В предлагаемом вашему вниманию материале перечислены храмы, на которых будут установлены мемориальные доски, и дано краткое описание подвига исповедания веры новомучеников.

Девять лет епископ Гермоген возглавлял Саратовскую епархию, а затем из-за разногласий с императорской семьей (Владыка был активным противником Григория Распутина) был отправлен в ссылку в Жировицкий монастырь, расположенный на территории современной Беларуси. После революции 1917 года последовало назначение его правящим архиереем на Тобольскую кафедру. Тобольск стал последним местом служения владыки Гермогена. Не страшась властей, он постоянно призывал верующих к защите Церкви и церковных святынь, к духовному сопротивлению безбожию и насилию. Епископ Гермоген организовал многотысячный крестный ход, который прошел вблизи места заключения отрекшегося от престола Николая Александровича Романова. Владыка издалека преподал узнику свое благословение — это было примирение и прощание. 28 апреля 1918 года святой Гермоген был арестован, а через два месяца принял мученическую кончину: был сброшен в реку Туру с камнем на шее. Несколько дней спустя река вынесла на берег и его тело, и камень.Имя священномученика Гермогена (Долганёва) — епископа Саратовского и Царицынского, убитого воинствующими безбожниками 16/29 июня 1918 года и прославленного в лике святых в 2000 году,— появится на мемориальной доске, которая будет размещена на храме святого великомученика Димитрия Солунского в Спасо-Преображенском монастыре г. Саратова , настоятелем которого священномученик был с 1902 по 1911 год.

Имя святого Гермогена также будет высечено на памятных досках, установленных на Свято-Серафимовском храме, на храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», на храме в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова — эти храмы были освящены владыкой за время его архипастырского служения. Кроме того, памятные доски, напоминающие о подвиге новомученика, появятся на Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова и Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вольска , в которых епископ Гермоген служил с 1901 по 1911 год.

Настоятелем храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины при Мариинском институте благородных девиц в г. Саратове с 1907 по 1913 год был законоучитель этого учебного заведения протоиерей Сергий Ильменский, впоследствии — священномученик Феофан, епископ Соликамский , убитый воинствующими безбожниками 11/24 декабря 1918 года и прославленный в лике святых в 2000 году. Отец Сергий был рукоположен в сан священника в 1894 году, а в 1914 году, овдовев, принял монашеский постриг с именем Феофан. В 1917 году отец Феофан был хиротонисан в епископа Соликамского, викария Пермской епархии, и через год принял управление Пермской епархией, но вскоре был арестован. Большевики подвергли владыку изощренным мучениям. 24 декабря 1918 года, в тридцатиградусный мороз, святителя многократно погружали в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик все еще оставался жив. Тогда палачи его утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пять мирян.

Икона священномученика Михаила Платонова , расстрелянного 27 сентября/10 октября 1919 года, является одной из главных святынь Свято-Серафимовского храма г. Саратова . Отец Михаил был его настоятелем с 1913 по 1919 год. Здесь он сказал свою последнюю проповедь о незаконном убиении царя, которую закончил возглашением вечной памяти о бывшем царе Николае Александровиче. Этого оказалось достаточным для ареста. За заключенного под стражу священника вступился епископ Вольский Герман (Косолапов) , который благословил верующих собирать подписи за освобождение настоятеля, за что был также вскоре арестован вместе с членами епархиального совета.

Из уст в уста передавалось среди верующих саратовцев предание о мученической кончине епископа Германа и его сострадальцев: «Ночью их привезли на кладбище, заставили вырыть для себя могилу — длинный ров, после чего спросили, не отрекутся ли они от Бога. Мученики отказались и только попросили время помолиться. Поскольку это было последнее желание смертников, им позволили. Они отпели себя, а во время пения в конце "Ныне отпущаеши…" Владыку Германа осиял свет, и он поднялся над землей. Устрашенные палачи стали поговаривать, что это не обычные люди, но тем не менее мученики были убиты». 26 декабря 2006 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученик Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Мемориальная доска с именем священномученика Германа (Косолапова) появится также на храмах г. Вольска — на Троицком соборе и храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , в которых владыка служил в 1918 году.

Диаконом храма в честь Рождества Христова г. Саратова в 1920-х годах был священномученик Василий Горбачёв , расстрелянный 13/26 февраля 1938 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Отец Василий был арестован в 1938 году в Подмосковье, куда семья священника перебралась из Саратова, спасаясь от голода. Когда за ним пришли, супруга предложила ему одеться для тюрьмы в светскую одежду, но отец Василий на это сказал: «Нет, я пойду в рясе. Я этому посвятил всю свою жизнь». Отец Василий был заключен в можайскую тюрьму. После короткого допроса 19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Василий Горбачёв погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Мемориальная доска с его именем также появится на храме Страстей Господних г. Саратова , в котором новомученик в 1905 году нес клиросное послушание.

Памятная доска с именем преподобномученика Софрония (Несмеянова) станет напоминанием о его подвиге для прихожан храма святого великомученика Димитрия Солунского в Спасо-Преображенском монастыре г. Саратова . Насельником этого монастыря отец Софроний был с 1914 по 1917 год. После закрытия обители он служил в разных храмах епархии. Иеромонаху было 67 лет, когда по ложному доносу его арестовали. Следователь вызвал бригаду из трех мучителей, но им не удалось заставить священника свидетельствовать против себя. Помня, как вел Себя Спаситель на допросе у Пилата, верный служитель Христов лишь молился. 1 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила иеромонаха Софрония к расстрелу. 3 ноября 1937 года приговор был приведен в исполнение. Прославление его в лике святых состоялось в 2000 году.

Памятная доска с именем этого новомученика также будет размещена на храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Белогорное Вольского района , настоятелем которого преподобномученик был в 1925 году.

В Свято-Троицком кафед-ральном соборе г. Саратова с 1927 по 1928 год служил священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Саратовский и Петровский , прославленный в лике святых в 1997 году.

Владыка Фаддей был арестован 20 декабря 1937 года. Тюремное начальство поместило его в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить. И тогда Матерь Божия Сама заступилась за Своего праведника. Однажды ночью Она явилась главарю уголовников и грозно сказала ему: «Не трогайте святого мужа, иначе все вы лютой смертью погибнете». Наутро он пересказал сон товарищам, и они решили посмотреть, жив ли еще святой старец. Заглянув под нары, они увидели, что оттуда изливается ослепительный свет, и в ужасе отшатнулись, прося у святителя прощения. С этого дня все насмешки прекратились, и уголовники даже начали заботиться о владыке.

Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года. Через три дня тюремщики положили тело архиепископа без гроба в мерзлую землю. Весной после Пасхи 1938 года несколько женщин, не побоявшихся возможных последствий, приняли на себя заботу о погребении священномученика. Одна из них вложила в руку владыке пасхальное яйцо — малое приношение Церкви земной тому, кто уже участвовал в Пасхе Господней.

Памятная доска с именем священномученика Фаддея (Успенского) также будет размещена на храме в честь святителя Митрофана Воронежского г. Саратова , где он служил с 1927 по 1928 год.

Клириком Духосошественского храма г. Саратова в 1936 году был священномученик Петр Покровский, расстрелянный богоборцами 17/30 декабря 1937 года.

Будучи потомственным священником, отец Петр Покровский неоднократно подвергался арестам, за которыми следовали ссылки. Ссылка в поселок Успенка Лозовского района Восточно-Казахстанской области стала для него последней. Несмотря на то что новомученик не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, на заседании тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области ему был вынесен расстрельный приговор. Место погребения осталось неизвестным. В 2000 году иерей Петр Покровский был причислен к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

С Духосошественским храмом связано имя еще одного саратовского новомученика — священномученика Петра Зиновьева , который с 1914 по 1916 год был в этом храме псаломщиком. Он был расстрелян 16/29 декабря 1937 года. Прославлен в лике святых в 2000 году.

Организатором церковноприходской школы в с. Багай-Барановка Вольского района был уроженец села священномученик Константин Голубев , убитый воинствующими безбожниками 19 сентября/2 октября 1918 года и прославленный в лике святых для общецерковного почитания в 2000 году.

Протоиерей Константин Голубев был выдающимся миссионером. По окончании Саратовской духовной семинарии он на протяжении двадцати лет (в 1876-1895 годах) вел просветительскую деятельность среди раскольников и иноверцев в Вольском районе. Его стараниями в православную веру обращено более пятисот человек, открыты церковные школы, училища, библиотеки. В 1895 году он был рукоположен в сан священника и назначен служить в Богоявленский храм города Богородска (Ногинска) Московской области. Арестован в 1918 году, смертный приговор вынесен без суда и следствия. Убийцы нанесли ему рану, еще живого бросили в яму и засыпали землей на глазах его дочери. Вместе со священником были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

Деревянная церковь во имя Архистратига Михаила в селе Барановка не сохранилась. В советские годы храм был разрушен, а на его фундаменте построено здание администрации. В 2011 году администрация села выделила помещение в этом здании для размещения в нем храма во имя священномученика Константина Богородского.

В храме в честь Богоявления Господня с. Терса Вольского района служил в сане диакона с 1906 по 1910 год священномученик Иоанн Днепровский , расстрелянный 2/15 декабря 1937 года и прославленный в лике святых в 2002 году.

После рукоположения в сан иерея — с 1911 по 1929 год — священномученик Иоанн Днепровский служил в Свято-Троицком храме села Полчаниновка нынешнего Татищевского района. Осенью 1919 года отец Иоанн был арестован органами ВЧК. Он обвинялся в том, что якобы хранил под престолом в храме две ручные бомбы. Видимо, даже сами чекисты понимали абсурдность такого обвинения, поскольку отец Иоанн, проведя в заключении восемнадцать суток, был отпущен без последствий. Однако 8 декабря 1937 года он снова был арестован. Причиной ареста послужило то, что священник высказывал протест против закрытия церквей и преследования верующих. 15 декабря 1937 года отец Иоанн был расстрелян в Саратове, место захоронения осталось неизвестным.

Строителем храма во имя святой равноапостольной царицы Елены поселка Северный Хвалынского района был мученик Александр Медем , скончавшийся в заключении 19 марта/1 апреля 1931 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Тяжелым крестом и неутешным горем для графа Медема и его жены было здоровье средней дочери Елены — девочка не могла говорить, не владела своим телом. Тяжелые личные обстоятельства повлияли на Александра Оттоновича: будучи лютеранином, он начал строительство в своем имении — Александрии — православного храма во имя святой Елены — небесной покровительницы дочери — и вскоре принял Православие. Вера помогла ему с честью пройти многочисленные и тяжелые испытания, которые выпали на его жизненном пути. «Действительно свободным может быть только человек, глубоко и искренне верующий, — писал Александр Оттонович в одном из писем сыну. — Зависимость от Господа Бога — единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а, наоборот, возвышает».

Александра Оттоновича арестовывали пять раз: в 1918, 1919, 1923, 1928, 1930 годах. С небольшими перерывами он провел в тюрьмах тринадцать лет. Скончался он в тюремной больнице от туберкулеза.

Настоятелем Крестовоздвиженского храма г. Хвалынска в 1937 году был священномученик Сергий Кудрявцев, расстрелянный 2/15 декабря 1937 года в Вольске и прославленный в лике святых в 2007 году.

Протоиерей Сергий Кудрявцев был арестован 27 ноября 1937 года и вскоре приговорен к расстрелу.

Настоятелем храма Всех святых с. Таволожка Петровского района с 1914 по 1929 год был священномученик Иоанн Миротворцев , скончавшийся в заключении 5/18 марта 1938 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Впервые отца Иоанна арестовали в 1928 году, по решению тройки ОГПУ он был отправлен в концлагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Вернувшись из лагеря, стал служить в храме села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области, но прослужить ему здесь пришлось недолго. Священник Иоанн Миротворцев был арестован 6 августа 1937 года и заключен в ярославскую тюрьму. 16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27 сентября дело было рассмотрено тройкой НКВД, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Священник Иоанн Миротворцев скончался в Ухтпечлаге 18 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.

Настоятелем храма в честь Рождества Христова с. Рыбушка Саратовского района с 1928 по 1935 год был священномученик Косма Петриченко, расстрелянный 3/16 ноября 1937 года.

Косма Петриченко родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии в 1869 году, в крестьянской семье. Будучи глубоко верующим человеком, Косма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции он, несмотря на гонения на Церковь со стороны новой власти, подал прошение о принятии священного сана. Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году и уже в качестве священника продолжил служение в своем родном храме. В 1935 году церковь в слободе была закрыта. Однако отец Косма не прекратил своей пастырской деятельности. Он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев у себя на дому. 31 октября 1937 года священника арестовали. 14 ноября на основе свидетельских показаний было составлено обвинительное заключение. В тот же день заседание судебной тройки при УНКВД по Саратовской области постановило: «Петриченко К. Н. — расстрелять». Приговор был приведен в исполнение в Саратове, место погребения мученика осталось неизвестным.

Храм, в котором нес свое служение святой Косма, не сохранился до наших дней. В 2006 году в Рыбушке завершилось строительство нового храма в честь Рождества Христова. 10 мая 2007 года нижний престол нового храма был освящен во имя священномученика Космы Саратовского.

Насельником Хвалынского Свято-Троицкого монастыря в начале XX века был преподобномученик Нифонт (Выблов) , скончавшийся в заключении 17/30 августа 1931 года и прославленный в лике святых в 2000 году.

Иеромонах Нифонт родился в 1882 году в городе Ейске в семье небогатого крестьянина. Он поступил в мужской монастырь в Хвалынске, где был пострижен в монашество с именем Нифонт и хиротонисан в сан иеромонаха. В 1925 году получил назначение в храм села Березовый Хутор, где прослужил (с небольшим перерывом)до дня своего ареста. Иеромонах Нифонт скончался в Сызранской тюрьме.

В Саратовской православной духовной семинарии обучались 14 священнослужителей, прославленных Русской Православной Церковью в лике святых. Мемориальная доска с их именами будет размещена на здании СПДС.

Имена некоторых подвижников, входящих в Собор Саратовских святых, на мемориальных досках не значатся. Это объясняется тем, что церкви, в которых они служили, не сохранились — храмы разделили судьбу пастырей-мучеников.

Подробнее о жизни и подвиге упомянутых в данном материале новомучеников можно прочитать на нашем сайте.

Канонизация (от греч. κανονιζω — регулировать, определять, узаконивать) — в ряде исторических церквей (православной и католической): чин прославления подвижника в лике святых, процесс причисления кого-либо к лику святых. Через причисление к лику святых церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.

В православии

В практике православных церквей органом, полномочным прославлять то или иное лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный собор или Синод.

Общие правила, которыми с самого начала руководствовалась Русская православная церковь при канонизации своих святых, были следующие. Главным основанием, по которому начиналось дело опричислении того или иного подвижника к лику святых, служил дар чудотворений, проявленный при жизни или смерти, а также (не всегда) — нетление телесных останков.

Сама канонизация имела три вида. Подвижники благочестия признавались святыми:
местными в узком смысле слова, в монастырях или иногда в приходских церквах, где находились их останки;
местными в широком смысле слова, т.е. чтимыми в целой епархии или, по крайней мере, в епархиальном городе;
общецерковными.

Право канонизации местночтимых святых принадлежало епархиальному епископу, со времени ведения чина митрополита (позже — патриарха) всея Руси право признания общецерковными святыми — самим митрополитам или патриархам, при участии собора русских иерархов. Местная епархиальная власть, получив сведения о чудесах при гробе почившего подвижника и о начавшемся молитвенном чествовании его местным или пришлым населением и лично или через доверенных удостоверившись в действительности чудес (а часто — и в нетлении мощей), назначала торжественное богослужение в храме, в котором или близ которого находились телесные останки почившего; затем устанавливалось ежегодное торжественное церковное празднование его памяти в день его кончины или открытия мощей, составлялась особая служба (большей частью — с каноном и акафистом) в честь святого, а также его житие с изображением его чудес, удостоверенных формальным дознанием церковных властей. Одновременно износились из могилы его телесные останки и полагались в храме в особом украшенном гробе — ракé, открытыми или закрытыми, иногда под спудом, т.е. под полом храма.

С начала существования Русской церкви выделяют несколько периодов в истории канонизации:

  • до 1547 г.;
  • соборы 1547 и 1549 гг.;
  • с 1549 г. до учреждения Синода;
  • от учреждения Синода до восстановление патриаршества;
  • современный период.

До 1547 г. было канонизировано в разное время всего 68 святых, из них сначала лишь семь в качестве святых всей Русской церкви (св. Борис и Глеб, Феодосий Печерский, митроп. Петр и Алексий, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский). Пред самым собором 1547 г. было причислено к лику святых всей церкви еще 15 святых. Остальные 46 святых до 1547 г.оставались местночтимыми. О первой русской канонизации (Бориса и Глеба) рассказывают еще Иаков-мних и Нестор. Княгиня Ольга, хотя мощи её из могилы перенесены в церковь ещё при Владимире святом, и сам Владимир, хотя оба назывались ещё в древности равноапостольными, были канонизированы позднее: Ольга — в период еще домонгольский, Владимир — не раньше 1240 г., когда ему было воздано чествование в Новгороде.

На московских соборах 1547 и 1549 гг. по инициативе Иоанна IV и митрополита Макария было одновременно канонизовано 39 святых: из прежних местночтимых святых причислено к лику святых всей церкви — 23, местночтимыми признано 8, впервые признаны святыми всей церкви 7 и местночтимым — 1. Обоими соборами канонизация производилась «со всяким тщанием и испытанием о чудесах», совершённых канонизуемыми. С 1549 г. до учреждения Синода в таком же порядке было канонизировано 132 святых, скончавшихся, большей частью, задолго до канонизации — в XV, XIV, XIII и даже XII в.

Кроме причисления к лику святых, местночтимых или общецерковных, на Руси имело место молитвенное почитание усопших подвижников благочестия вне канонизации. Над могилами таких чтимых народом подвижников воздвигались часовни, а если они погребены были в самой церкви, то над местом погребения — особый катафалк.

Со времени учреждения Синода для общецерковного чествования были канонизированы святыми: Феодосий Тотемский; Димитрий, митрополит ростовский; Митрофан, епископ воронежский; Иннокентий, епископ Иркутский, и Тихон, епископ Воронежский. Каждая из этих канонизаций совершена на основании исследования о чудесах этих святых, произведенного на месте не местным епископом, но особым комитетом из лиц, избранных св. Синодом.

Современный период начался канонизацией двух подвижников на Поместном соборе 1917-1918 годов: священномученика Иосифа Астраханского и святителя Софрония Иркутского. Этот же собор возобновил празднование дня Всех святых, в Земле Российской просиявших. Уже во время заседаний собора Русская Православная Церковь вступила в новый период — десятый век своего исторического бытия она ознаменовала подвигом мучеников и исповедников, число которых превзошло количеством первые три века бытия Вселенской Церкви.

Несмотря на тяжелые условия жесткого контроля за всеми сторонами деятельности Церкви в эпоху гонения, она и в это время осуществила ряд канонизаций. По прошению Японской Православной миссии в 1970 г. был прославлен равноапостольный Николай, святитель Японский, а по прошению Американской Православной церкви в 1977 г. был прославлен равноапостольный Иннокентий, митрополит Московский. Ряд русских святых был прославлен другими поместными церквами, и имена этих подвижников были внесены в Месяцеслов Русской Православной церкви: в 1962 г. — праведный Иоанн Русский, в 1970 г. — преподобный Герман Аляскинский.

В мае 1981 г. начала деятельность Историко-каноническая группа в рамках Юбилейной Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Трудами этой группы была подготовлена канонизация девяти подвижников Русской Православной церкви, которые олицетворяют собой основные типы святости, существующие в Православной церкви: благоверного великого князя Димитрия Донского (1340-1389), преподобного Андрея Рублева (1360 — 1-ая пол. XV в.), преподобного Максима Грека (1470-1563), святителя Макария Московского (1482-1563), преподобного Паисия Величковского (1722-1794), блаженной Ксении Петербургской (XVIII — нач. XIX в.), святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867), святителя Феофана Затворника (1815-1894), преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891). Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществлённая Поместным собором в июне 1988 года, начала новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной церкви нового времени.

На Поместном соборе 1988 г. было также определено: «Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду».

Исполняя это определение, Священный Синод на заседании 11 апреля 1989 года образовал синодальную Комиссию по канонизации святых и дал председателю Комиссии полномочие «привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Русской Православной Церкви». Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координирующую роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры. Свои заключения Комиссия представляет либо Патриарху Московскому, либо Патриарху и Священному Синоду, Архиерейскому или Поместному собору — Согласно Уставу Русской Православной церкви прославление подвижника к почитанию как местночтимого святого осуществляется с благословения Святейшего Патриарха, к почитанию как общецерковного святого — Архиерейского или Поместного собора.

Согласно Определению Священного Синода от 7 июля 1989 года: «… инициатива о возбуждении вопросов о канонизации должна исходить от Священного Синода или от правящих Преосвященных архиереев». Миряне, почитающие подвижника благочестия, по всем вопросам его прославления обращаются к правящему преосвященному. Архиерей на месте собирает необходимый исторический материал и свидетельства о святости подвижника, проводит исследование вопроса и свои выводы, результаты работы представляет либо Патриарху, либо непосредственно в Комиссию. Сама синодальная Комиссия по канонизации святых с инициативой прославления того или иного подвижника не выступает.

Определением Архиерейского собора 1992 года предписывалось: «Образовать во всех епархиях Русской Православной Церкви комиссии но канонизации святых для сбора и изучения материалов к канонизации подвижников веры и благочестия, особенно мучеников и исповедников XX столетия, в пределах каждой епархии».

Канонизация новомучеников и исповедников Российских XX века была осуществлена Архиерейским юбилейным собором в августе 2000 года. К лику общецерковных святых причислены мученики и исповедники, чьи имена и подвиг на тот момент времени был изучен (таковых оказалось 1097 человек). Процесс этот продолжается и до сегодняшнего дня.

Прославление Святителя Иоасафа в лике Святых

Уже к концу XVIII века паломничество к гробу святителя Иоасафа Белгородского достигло таких размеров, что очередной глава епархии епископ Феоктист Мочульский посчитал целесообразным ограничить доступ верующих к нетленным мощам. С этой целью в марте 1791 года он приказал закрыть на замок вход в усыпальницу святителя Иоасафа.

Но распоряжение это действовало недолго. И вот почему. Как гласит предание, ночью явился во сне управителю епархии Феоктисту святитель Иоасаф и строго спросил: "Что ты меня гонишь?" Замок и печать с входной двери усыпальницы были немедленно сняты. Тем более, что и белгородцы усилили свои просьбы к Феоктисту, требуя от него возбудить ходатайство о церковном прославлении своего заступника и покровителя Иоасафа Белгородского. В декабре 1815 года граждане Белгорода обратились к Феоктисту Мочульскому, бывшему уже архиепископом, и губернатору А. Нелидову с прошением возбудить ходатайство в столице об открытии мощей святителя Иоасафа и о дозволении петь ему в церквах молебны, а также внести его имя в церковные книги и календари, назначить в его честь особый ежегодный праздник.

Свою просьбу белгородцы обосновывали благочестивой жизнью святителя Иоасафа, нетленностью его мощей, покоящихся в склепе Белгородского кафедрального собора, множеством случаев исцелений болезней по молитвам у его гроба, а также все усиливающимся потоком к нему богомольцев не только из ближних, но и отдаленных мест. В октябре 1817 года Белгород посетил император Александр I. Свита императора побывала в Свято-Троицком соборе и осматривала мощи Святителя, о чем и доложила императору. Ободренный этим архиепископ Феоктист вступил в переписку с оберпрокурором Святейшего Синода князем А. Н. Голицыным и Петербургским митрополитом Амвросием.

В ответ князь Голицын предписал архиепископу Феоктисту представить в Синод сведения о епископе Иоасафе с указанием случаев исцелений у его мощей. Такие сведения были представлены. Однако высшая церковная власть нашла их недостаточными для канонизации епископа Иоасафа. Синод предложил оставить тело святителя Иоасафа "в настоящем его положении и принять благоразумные меры к ослаблению забот и намерения желающих оглашения того тела". В 1833 году епископская кафедра была переведена из Белгорода в Курск. Белгород со своей святыней оказался на периферии епархии. Курские архиепископы Илиодор (1832- 1860 гг.) и сменивший его на этом посту Сергий (1861-1879 гг.) совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх архиерейских одежд в глухой саван. Принятые епархиальными властями меры вызывали неудовольствие белгородцев и иногородних паломников, стекавшихся к гробу святителя Иоасафа. Ведь люди уже более ста лет видели лик Святителя всегда открытым и теперь не понимали, почему его закрыли от молящихся.

Но и эти обстоятельства не могли уменьшить у верующих прилив религиозных чувств. Людской поток к мощам епископа Белгородского не только не иссяк, но увеличивался.

Новую попытку возбудить ходатайство перед высшей церковной властью о причислении епископа Белгородского к лику святых предпринял в 1874 г. архиепископ Варлаам (в миру Василий Успенский).. Будучи много лет настоятелем Свято-Троицкого монастыря, Варлаам лично собрал множество свидетельств от больных, получивших исцеление у мощей епископа Белгородского. Однако и эту просьбу Синод оставил без удовлетворения.

В 1833 г. была издана брошюра "Краткое описание жизни преосвященного Иоасафа Горленко, епископа Белоградского", написанная племянником святителя И. И. Квиткой. Огромную работу по выявлению и сбору материалов о подвижнической деятельности Иоасафа Горленко провели его потомки братья Жеваховы. Подытожил и обобщил весь материал, который был собран и накоплен предшествующими биографами Святителя, епископ Рыльский Никодим (с 1913 по 1919 гг. - епископ Белгородский).

В то же время архиепископ Курский и Белгородский Питирим, поддерживая мощный голос паствы, вошел с ходатайством в Священный Синод, прося его "приклонить свое внимание к благоговейному и смиренному заявлению современников, предки которых были очевидцами и свидетелями богоугодной жизни и ревностного служения церкви преосвященного Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского".

Весной 1909 года по указу Святейшего Синода была создана специальная комиссия для выработки обоснований причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых. Комиссия работала в Белгороде семь дней - с 19 по 25 мая 1910 года. В конце того же года в Святейший Синод поступил доклад за подписью руководителя комиссии князя Н. Д. Жевахова и протоиерея А. И. Маляревского. В нем подтверждалась достоверность чудотворного влияния мощей святителя Иоасафа на тех, кто с искренней верой прибегал к их помощи, и обосновывалась необходимость официального церковного прославления бывшего епископа Белгородского. На основании этих представлений Святейший Синод сделал свои выводы и подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского Иоасафа Горленко.

Николай II полностью согласился с предложением Синода. В соответствии с решением императора Святейший Синод постановил: "...Совершить 4 сентября сего 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа" и объявил "во всенародное известие" о признании епископа Белгородского Иоасафа "в лике святых..., а нетленное тело его - мощами святыми". Впредь же предлагалось память епископа Иоасафа праздновать два раза в год: в день его смерти 10 декабря и "в нарочитый день" открытия мощей 4 сентября. За неделю до начала торжеств в Белгороде журнал "Русский паломник" писал: "Более 156 лет прибегают верующие к мощам Святителя, и только один Бог знает сколько за это время случилось чудесных исцелений, сколько прозрело слепых, сколько стало ходить параличных и т. д... Не помогают врачи - едут к Святителю - и возвращаются здравыми. Пока записано до 400 чудесных исцелений, но записаны лишь те, которых исцелившиеся не пожелали или не могли скрыть".

В связи с предстоящей канонизацией нового святого стал вопрос об изображении его на иконах. Наиболее удовлетворяющей всем требованиям канонической иконы была признана икона кисти киевского художника Ивана Ижакевича.

Ко дню прославления для мощей епископа Иоасафа был изготовлен кипарисовый гроб и серебрянная рака. На раку пошло 322 фунта серебра. Ее поместили в северной части Свято-Троицкого собора. Над ракой установили сень - позолоченный трехглавый шатер с ажурным орнаментом

День прославления мощей святителя Иоасафа белгородские власти и духовенство планировали провести особенно торжественно. Группа гласных Белгородской городской думы выступила с инициативой пригласить на торжество императора Николая II и членов царствующей фамилии. Однако приезд царя в Белгород не мог состояться по независящим от него причинам. Изъявили желание приехать в Белгород на празднование 4 сентября два члена царской фамилии: великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Федоровна.

За несколько дней до назначенных торжеств прославления святителя Иоасафа и открытия его мощей в Белгород со всех сторон стал стекаться народ. Третьего сентября к городу начали приближаться колонны крестных ходов с иконами и хоругвями. Они двигались сюда с харьковского, курского, корочанского и грайворонского направлений.

Почти всю географию необъятной России представляли в те дни в Белгороде паломники из разных мест. Кроме огромного числа людей из окрестных городов и сел, сюда прибыли почитатели святителя Иоасафа из Архангельского края и Бессарабии, с Волги и Причерноморья. Из далекой Сибири прибыли 86 паломников во главе со священником И. Шариным. Была представлена здесь даже Камчатка в лице иеромонаха Нестора. Приехали в Белгород иноки из Старого Афона. Прибыли потомки святителя Иоасафа - представители рода Горленко В общей сложности, к началу торжеств стеклось в Белгород до 200 тысяч паломников. На торжества в Белгород прибыли верховные иерархи из соседних и многих отдаленных губерний: Московский митрополит Владимир, Харьковский архиепископ Арсений, Курский - Питирим, Полтавский - Назарий. Тут же были епископы: Рижский - Иоанн, Орловский - Григорий, Белгородский - Иоанникий, Рыльский - Никодим, Сухумский - Андрей, Гродненский - Елевферий.

Над городом и окрестностями стоял "целодневный звон" колоколов всех белгородских церквей и монастырей.

3 сентября верховные церковные иерархи, отслужив в Свято-Троицком соборе панихиду с поминовением епископа Иоасафа, спустились в пещеру и переложили нетленные мощи из старого гроба в новый - кипарисовый..

В воскресенье, 4 сентября, с раннего утра народ валом повалил на площадь перед монастырем, заполнил прилегающие улицы. В 6 часов вечера начался торжественный благовест ко всенощному бдению. Оно проходило не только в Белгороде, но и во всех церквах епархии. Затем начался крестный ход. Духовенство (около 400 человек) обносит гроб вокруг храма. Его приветствовали многотысячные массы людей, собравшихся в ограде монастыря, на прилегающей к храму площади и городских улицах.

Почти час продолжался крестный ход вокруг Свято-Троицкого монастыря. Затем крестный ход возвращается в собор. Кипарисовый гроб с мощами устанавливается в серебряную раку под шатровой сенью. В целом, торжества в Белгороде длились всю неделю - со 2 по 9 сентября. Сотни тысяч людей прошли в эти дни возле гроба с мощами святого Иоасафа.

После прошедших в Белгороде торжеств известность и слава о святителе Иоасафе докатилась до самых отдаленных уголков России. Поток паломников сюда стал еще больше, чем был до прославления. Здесь умножилось число святынь, связанных с именем и делами чудотворца Иоасафа. Раньше паломников влекла сюда пещера, в которой стоял гроб с его мощами. Пещера продолжала сохраняться, как святыня, и после перенесения мощей в собор, в серебряную раку. В ней оставался прежний дубовый гроб, в котором мощи святителя Иоасафа пролежали более полутора веков. Тут же находился жезл епископа, собственноручно отделанный его любимой сестрой Параскевой, стояла фамильная икона Владимирской Божией Матери, которой родители благословили Иоасафа на путь пастырского служения.

В самом Свято-Троицком соборе, неподалеку от новой серебряной раки с мощами, стоял застекленный шкаф с предметами облачения епископа Иоасафа. Проходя мимо шкафа, посетители видели эти предметы: подрясник, пояс, два креста, митру, омофор, саккос, панагию, подризник, поручи - в них он был погребен после смерти в 1754 году.

Император Николай II с семьей посетил Белгород в декабре 1911 года. Возвращаясь из Ливадии в Петербург, царь, видимо, не забыл о приглашении его городской думой на торжества открытия мощей святителя Иоасафа, которое осталось тогда неисполненным.
Все члены царского семейства приложились к мощам Святителя Иоасафа, коленопреклоненно молились во время молебна. Как писал в "Курских епархиальных ведомостях" епископ Рыльский Никодим: "Этим высочайшим посещением их величеств и поклонением святым мощам святителя Иоасафа как бы завершились великие дни белгородских торжеств".