Кузнецов водоизмещение. Такр «адмирал кузнецов»: история службы. Самолеты авианосца Адмирал Кузнецов

Как мы уже говорили ранее, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (далее – «Кузнецов») оказался слишком велик для одной статьи цикла. А потому, перед тем как браться за его описание, мы в трех отдельных статьях рассмотрели историю создания и их – Як-141, МиГ-29К и Су-33.

Далее следовало бы рассказать о конструктивных особенностях и возможностях нашего единственного корабля, способного обеспечивать полеты самолетов горизонтального взлета и посадки, но… Зная, какие это может вызвать споры в комментариях, автор настоящей статьи предпочел сперва рассказать о службе ТАКР «Кузнецов», без чего ни его текущее состояние, ни особенности боевого применения в Сирии понятны не будут.

Напомним (кратко) основные тактико-технические характеристики единственного в России авианесущего корабля.

Стандартное водоизмещение (по данным различных источников) составляет 45 900 — 46 540 т, полное – 58 500 — 59 100 т. Упоминается также «наибольшее» водоизмещение ТАКР – 61 390 т. Мощность машин (котлотурбинная четырехвальная установка) 200 000 л.с., скорость – 29 узлов. Дальность хода на скорости 18 узлов должна была составить 8 000 миль. Автономность по запасам, провизии и питьевой воде – 45 суток.

Вооружение – самолеты и вертолеты (общее количество может достигать 50 летательных аппаратов), а также 12 ПКР «Гранит», 192 ЗУР «Кинжал», 8 ЗРАК «Кортик» и 8 30-мм установок АК-630М, реактивный комплекс противоторпедной защиты «Удав» (на основе РБУ). Считалось, что данный комплекс способен уничтожить самонаводящуюся торпеду с вероятностью 76%. Численность экипажа (фактическая) до 2 100 чел. личного состава авианосца и 500 чел. авиагруппы.

ТАКР, на тот момент носивший имя «Рига», был заложен на стапеле «0» Николаевского ЧСЗ в торжественной обстановке 1 сентября 1982 г в 15.00. Присутствующий на церемонии главком ВМФ С.Г. Горшков лично прикрепил серебряную закладную доску к днищевой секции корпуса.

Началу строительства предшествовала большая подготовка, в том числе серьезная модернизация стапеля, а также установка двух приобретенных в Финляндии 900-тонных козловых кранов фирмы KONE. Эти огромные сооружения (высота – 110 м, размер портала – 150 м) позволили перемещать грузы массой до 1 500 т. В результате Николаевский ЧСЗ получил стапельный комплекс, позволяющий строить и спускать на воду корабли спусковой массой до 40 000 т.

Интересно, что одним из преимуществ сделки с французами по приобретению вертолетоносцев типа «Мистраль» называется передача французской стороной технологий крупнотоннажной блочной сборки, которой мы якобы не владели. На самом же деле, корпус будущего «Кузнецова» собирался из 21 блока длиной 32 м, высотой 13 м и шириной, соответствующей корпусу корабля. Каждый из таких блоков весил до 1 400 т, надстройка являлась 22-ым блоком.

Установка надстройки на второй корабль серии — на тот момент «Рига», а в дальнейшем — «Варяг»

К строительству первого блока приступили несколько позднее официальной закладки, в декабре 1982 г., а на стапель он был установлен 22 февраля 1983 г. Интересно, что при строительстве корабля компьютеры проектировщика – Невского ПКБ были увязаны с вычислительным центром ЧСЗ в единую электронно-вычислительную систему, что существенно упростило доступ к необходимой документации. Новые методы проектирования значительно ускорили ход строительных работ. Повсеместно внедрялись новые (в том числе – электронные), например, удалось отказаться от традиционной разметки на плазе. Кабельные работы, впервые в истории отечественного кораблестроения, проводились сразу на стапеле.

Переименованный в «Леонид Брежнев» ТАКР был спущен на воду 4 декабря 1985 г, имея массу 32 000 т (из которых собственно корабль весил 28 000 т, остальное – балласт и иные грузы), 8 июня 1989 г начались швартовые испытания. Конечно, в этом году корабль еще не был готов к выходу в море, но необходимость получения практического опыта взлета и посадки на палубу привела к тому, что 21 октября ТАКР (теперь уже – «Тбилиси») впервые отошел от заводского причала и направился в Севастополь. Там, на полигоне близ мыса Маргопуло, проходили первые испытания, а также облеты корабля истребителями Су-27К и МиГ-29К.

Первого ноября 1989 г состоялась первая в истории отечественного ВМФ посадка самолета горизонтального взлета и посадки на палубу корабля: в 13.46 В.Г. Пугачев осуществил посадку на Су-27К с бортовым номером 39. При этом готовность корабля даже к началу 1990 г. составляла 86%. Государственные испытания были начаты 1 августа 1990 г. и велись весьма интенсивно – за 2 месяца и 4 дня (корабль вернулся на завод для устранения замечаний 4 октября 1990 г.) ТАКР прошел 16 200 миль, с его палубы было произведено 454 вылета самолетов и вертолетов. Впервые были опробованы ночные старт и посадка самолетов.

Приемный акт был подписан 25 декабря 1990 г., а 20 января 1991 г ТАКР (теперь уже – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов») был зачислен в состав Северного флота . Спустя 9 дней (29 января) над кораблем впервые был поднят военно-морской флаг.

Предполагалось, что 1991 г «Кузнецов» проведет на Черном море, его даже включили в состав 30-ой дивизии надводных кораблей ЧФ, а затем, в 1992 г. ТАКР выйдет на первую боевую службу в Средиземное море, по завершении которой уйдет на Северный флот. Однако в ноябре 1991 г стало ясно, что распад СССР принял необратимый характер, и ситуация стала… скажем так, неустойчивой. Как известно, в некоторый период времени Украина претендовала ни много ни мало, а на весь Черноморский флот СССР. Главком ВМФ, адмирал Чернавин, принял решение перевести «Кузнецова» на север, и 1 декабря 1991 г корабль вышел в море.

Первый поход ТАКР прошел без особых эксцессов, хотя, конечно, без нюансов не обошлось. Уже в Эгейском море обнаружилась вибрация третьей машины, как оказалось впоследствии – на винт намоталась рыболовная сеть. Особо «прилипала» не мешалась, поэтому с нею шли до Гибралтара, а уж там, в ходе двухдневной стоянки (связанной, в первую очередь, с приемом топлива), она была срезана усилиями находившихся на борту корабля водолазов.

Во время этого похода «Кузнецов» впервые встретился с силами ВМС США – авианосной ударной группой во главе с авианосцем «Джордж Вашингтон». Американцы немедленно подняли авиацию и приступили к облетам и фотографированию новейшего ТАКР, а также попытались исследовать его физические поля. В ответ наши передали сигнал «Произвожу учения», увеличили скорость до 24 узлов и подняли в воздух оба спасательных вертолета (самолетов, к сожалению, во время этого перехода на борту «Кузнецова» не было). Сторожевой корабль «Задорный» выловил из воды гидроакустический буй. Больше ничего достойного упоминания в том походе не было, и 21 декабря 1991 г. ТАКР прибыл к месту назначения. Здесь «Кузнецов» был включен в состав 43-ей дивизии ракетных крейсеров с базированием в п. Видяево.

Для того чтобы понять, что произошло с нашим ТАКР дальше, необходимо остановиться и разобраться с тем, в какой ситуации оказался наш единственный тяжелый авианесущий крейсер.

Первое – это наиболее крупный и сложный корабль из всех, построенных в СССР. На нем были реализованы принципиально новые технологии, необходимые для базирования самолетов горизонтального взлета и посадки. Вне всякого сомнения, это был огромный шаг вперед, но обычно в подобных случаях корабли с таким количеством новых технологий страдают от множества «детских болезней», которые необходимо выявлять и «лечить».

Второе – можно говорить о том, что мы получили «Кузнецова» в наследство от СССР, но о его авиагруппе этого сказать нельзя. Су-33 еще и близко не завершил испытаний. Да, он был разработан в СССР, но доводка столь сложного объекта, каким является палубный боевой самолет, чрезвычайно сложна, а следовало организовать еще и серийное производство.

Третье – вопрос о подготовке палубных летчиков. Вне всякого сомнения, в СССР было много летчиков-профессионалов, были и те, кто пилотировал СВВП, но вот специфики взлета с трамплина и посадки с аэрофинишером не знал никто, кроме буквально нескольких летчиков-испытателей.

Иначе говоря, государственные испытания были пройдены, приемный акт – подписан, флаг – поднят, а сам «Кузнецов» 21 декабря 1991 г прибыл в место постоянной дислокации. Но при этом мы еще и близко не имели боеготового авианесущего крейсера с укомплектованной и обученной авиагруппой в составе флота, и для того, чтобы ее получить, Российской Федерации требовалось приложить массу усилий. Проблема заключалась в том, что страна вступала в эпоху политического бардака и финансовых кризисов, печально известных под названием «дикие девяностые», которые, конечно, совершенно не способствовали обретению боеспособности столь сложной системы вооружений, которой являлся ТАКР «Кузнецов».

Организационно авиакрыло «Кузнецова» оформили в феврале 1992 г. , сформировав 57-ую Смоленскую Краснознаменную смешанную корабельную авиадивизию (57-ая скад), в которую были включены:

1. 279-ый корабельный истребительный авиаполк (279 киап). В его состав должны были войти две эскадрильи Су-33 и, вероятно, эскадрилья учебных самолетов Су-25УТГ;

2. 830-ый корабельный противолодочный вертолетный полк (830 кплвп), оснащенный вертолетами Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29.

В свою очередь 279 киап формировали на основе двух соединений. С одной стороны, 279-ый киап стал наследником 279 окшап (отдельный корабельный штурмовой авиаполк), который ведет свою историю с 1 декабря 1973 г., когда началось формирование первого в СССР полка палубных самолетов Як-36М (Як-38) для ТАКР «Киев». Этот полк был первопроходцем во всяком отношении: он первым осваивал совершенно новую технику, каковой были СВВП, его летчики стали первыми пилотами палубной авиации, они первыми приобретали опыт морских и океанских походов… Все это было на них, так кому же, как не им, было осваивать новейшие Су-33?

Однако кроме них в 279-ый киап вошли также многие офицеры и другого соединения, 100-го исследовательского-инструкторского истребительного авиаполка (100-ый ииап), с которым… получилась интересная история.

Этот полк был создан 24 декабря 1985 г. (базировался на аэродроме Саки, Крым) как раз с целью изучения возможностей палубных самолетов, апробированию тактик ее применения, а также обучения летчиков палубной авиации. То есть полк комплектовался летчиками экстра-класса, которым как раз и предстояло разобраться с тем, что такое Су-33, МиГ-29К и как все это можно было наиболее эффективно применить в бою – а затем научить этому других. Но СССР распался, и 100-ый ииап оказался на территории суверенной теперь Украины…

Наверняка, многие читатели сайта смотрели в свое время фильм «72 метра». В нем есть эпизод, в котором экипаж черноморской подводной лодки должен выбрать – украинская присяга и служба в солнечном Крыму или же сопки Заполярья, куда должна будет уйти лодка. За малым исключением экипаж выбирает верность долгу, и под звуки «Прощания славянки» покидает причал, на котором планировалось «торжественное мероприятие».

Этот эпизод немедленно стал, как это модно сейчас говорить, интернет-мемом и, кстати, причиной того, что прокат «72 метра» на Украине был запрещен. Но… данный эпизод совершенно не вымышлен. Перед схожей дилеммой оказалось множество людей и в том числе, конечно, личный состав исследовательского-инструкторского авиаполка. Так вот – около сотни офицеров 100-го ииап и в том числе – 16 летчиков во главе с подполковником Тимуром Автандиловичем Апакидзе (кстати, командиром 100-го ииап), следуя не букве, но духу данной ими присяги, предпочли оставить гостеприимный Крым, переехав с семьями в заполярный Североморск.

Гвозди бы делать из этих людей…

Тимур Автандилович Апакидзе в кабине Су-33

Вне всякого сомнения, эти офицеры были носителями уникального, на тот момент, опыта эксплуатации палубных самолетов, без которого освоение было бы крайне затруднено. Однако даже с ними работы по принятию на вооружение Су-33 и подготовке авиакрыла для «Кузнецова» невозможно было возобновить там, где они были закончены в Крыму. Дело в том, что на Украине осталось 3-е управление ГНИКИ ВВС, занимавшееся испытаниями авиации ВМФ. В результате все материалы и документы по этапам летно-конструкторских и государственных испытаний Су-33, выполненных в Крыму, оказались недоступными – «братская» Украина категорически отказалась передавать их Российской Федерации. «Зажат» был также один из Су-27К (Т10К-7), оставшийся на аэродроме «Кировское» в Крыму.

Но и это было еще не все. В Крыму осталась НИТКА – уникальный учебно-тренировочный комплекс подготовки пилотов палубной авиации, способный даже имитировать качку при посадке на палубу авианесущего крейсера. Впоследствии удалось все же договориться с Украиной об эксплуатации этого комплекса, и, начиная с июля 1994 г. на нем возобновилась подготовка личного состава авиации ВМФ РФ, но целых два года после появления «Кузнецова» на севере (1992-1993 гг.) он оказался для нас недоступен. Да и позднее…, например, в 1994 г Украина пустила наших летчиков на НИТКУ аж на целый месяц. Но дело было не только в комплексе, конечно. Во времена СССР в Крыму была создана сложнейшая инфраструктура для освоения палубной авиации, и НИТКА, в сущности, была ее частью. А в Североморске, кроме военных аэродромов, по большому счету, не было ничего.

Иными словами, после распада СССР мы утратили инфраструктуру для проведения исследований и обучения палубных летчиков, а также множество материалов по ранее выполненным испытаниям. Средств на то, чтобы в хоть сколько-то полном объеме восстановить все это, у страны, разумеется, не было. Единственной «тренировочной площадкой», на которой можно было бы возобновить государственные испытания Су-33, являлся, по сути, сам ТАКР. Но и тут не все было в порядке.

Общеизвестно, что громадной проблемой наших авианесущих кораблей (и не только их) было отсутствие оборудованных мест базирования. И, надо сказать, что некоторые выводы из эксплуатации ТАКР предыдущих проектов в СССР все-таки были сделаны. Так, «Кузнецова» в п. Видяево ожидал специально изготовленный на ЧСЗ понтон-проставка – весьма сложное инженерное сооружение, созданное специально для обеспечения базирования новейшего ТАКР в условиях севера. Для этого на понтоне были смонтированы специальные швартовые устройства, коммуникации для подачи питания на корабль, и даже жилые помещения для обслуживающего персонала. Но, конечно, черноморские корабелы не могли снабдить свое творение еще и мощной котельной вкупе с электростанцией – предполагалось, что понтон будет служить лишь связующим звеном между кораблем и соответствующей сухопутной инфраструктурой. Но вот ее-то построить и не успели, в результате чего пара и электроэнергии для «Кузнецова» категорически не хватало. В результате, как и на других ТАКР-ах до него, экипаж «Кузнецова» вынужден постоянно держать в работающем состоянии одно из своих машинно-котельных отделений. Что, разумеется, самым негативным образом сказывалось на ресурсе механизмов.

Сейчас уже будет крайне сложно сказать, в чем причина первых поломок энергетической установки «Кузнецова» — кто-то считает, что вопрос в изначальной «капризности» котлотурбинной установки, с другой стороны, следует прислушаться к тем, кто утверждает, что несмотря на известную сложность эксплуатации, флот вполне мог бы справиться с этим, если бы не хроническое недофинансирование и низкая квалификация призывников, которых попросту не успевали обучать работе с подобными механизмами, а также возникшие сложности с получением запасных частей и комплектующих для котлов. Во всяком случае, определенные сложности возникли с самых первых дней эксплуатации – на корабле работали гарантийные специалисты, в том числе и по причине вибрации третьей машины, захватившей сеть в Средиземном море. В ходе очередного выхода в море произошла поломка одной из главных турбин корабля, что потребовало весьма основательного и дорогостоящего ремонта.

Все вышесказанное, вне всякого сомнения, во многом предопределило использование ТАКР «Кузнецов» в последующие годы. На протяжении трех лет, в период 1992-1994 гг, корабль по 3-4 месяца проводил в море, шло обучение экипажа, проводились летно-конструкторские и государственные испытания Су-33. Вроде бы, исполненные банальности строчки, но что за этим стояло? Фактически требовалось пересмотреть всю программу подготовки пилотов-палубников, исключив из нее обучение на тренажерном комплексе НИТКА, нужно было каким-то образом научить людей «пересаживаться» с необычного аэродрома непосредственно на палубу. И это в условиях, когда на корабле барахлила техника, отвечающая за взлетно-посадочные операции. Как пишет в своей монографии, посвященной ТАКР «Кузнецов», В.П Заблоцкий:

«Наиболее серьезным недостатком было рассогласование световых зон ОСП «Луна-3» и телесистемы наблюдения и контроля посадки «Отводок-Раскрепощение» с бортовой аппаратурой радиотехнической системы («Резистор К-42») ».

Весной 1993 г в распоряжение 279 киап поступила первая четверка серийных Су-33, а 1994 г стал в некотором роде этапным для нашей палубной авиации. Во-первых, государственные испытания самолета были завершены, причем финальным аккордом стал успешный перехват парой Су-33 и уничтожение самолета-мишени Ла-17 на фоне моря. Во-вторых, в то же самое время флот получил 24 Су-33, что позволило укомплектовать единственный наш палубный авиаполк. Тем не менее, вышеописанные сложности с тренировкой личного состава привели к тому, что к 1994 г у нас была готова только лидерная группа, состоявшая из 10 пилотов, допущенных к выполнению полетов с корабля и… сложности все еще оставались.

Невозможность использования тренажера НИТКА, например, привела к тому, что пилоты не смогли отработать ночной взлет и посадку, хотя ранее такие полеты проводились с борта ТАКР в Крыму. В итоге приходилось довольствоваться полетами только в дневное время и в сумерки. Ряд неисправностей в системах управления не позволил нашей авиации отработать групповое применение истребителей и их совместные действия с противолодочной группой.

Зачетное учение 1994 г. продемонстрировало потенциальные возможности нашей палубной авиации. Полеты осуществляли шесть Су-33, разбитых на три двойки. Первую их них пилотировали летчики-испытатели ОКБ Сухого В.Г. Пугачев и С.Н. Мельников, которые должны были изображать вражеские самолеты, наносящие удар по ТАКР-у с расстояния порядка 800 км. Вторая пара самолетов (Т.А. Апакидзе и В.В. Дубовой) и третья (И.С. Кожин и К.Б. Кочкарев) должны были обеспечивать ПВО соединения, в которое входил ТАКР за пределами корабельных средств ПВО.

Самым интересным в этих учениях было то, что в них приняла деятельное участие авиация НАТО. При выходе в назначенный район патрулирования пара Т.А. Апакидзе – В.В. Дубовой средствами бортового оборудования Су-33 обнаружили неопознанную цель в 280 км от крейсера и немедленно были переориентированы на ее перехват. Целью оказался норвежский патрульный «Орион», уже после ее перехвата Су-33 вернулись к выполнению назначенной задачи – самолеты, пилотируемые В.Г. Пугачевым и С.Н. Мельниковым, были обнаружены и «уничтожены» ракетами «воздух-воздух».

То же самое произошло и у второй пары Су-33, которую пилотировали И.С. Кожин и К.Б. Кочкарев – во время выхода в район патрулирования были обнаружены самолеты, стартовавшие с норвежских аэродромов. По решению корабельного пункта управления и наведения пилоты сперва осуществили перехват потомков древних викингов, а затем продолжили выполнение учебной задачи, каковая также была выполнена.

Конечно, если сравнивать состоявшиеся в 1994 г зачетные учения палубной авиации Северного флота с учебным процессом авианосцев США, то сразу бросается в глаза несопоставимость масштабов – ну что такое всего шесть самолетов… Однако нужно понимать, что наши морские летчики делали первые шаги, причем в сложнейших условиях. В то же время, уже эти учения продемонстрировали безусловную полезность палубной авиагруппы, состоявшей из самолетов горизонтального взлета и посадки — пусть даже самой ограниченной численности.

Теоретически крупные корабли Северного флота имели возможность обнаруживать воздушные цели в 280 км от себя, но при условии, что самолет летит достаточно высоко, чтобы радиогоризонт не препятствовал его обнаружению. И даже обнаружив такой самолет, ни один корабль флота, включая тяжелые атомные ракетные крейсера, не имел оружия, которым мог бы его уничтожить на подобной дальности. Также обращала на себя внимание длительность нахождения самолетов в воздухе. В отличие от «самолетов обороны мачты» Як-38, новейшие Су-33 могли выдвигаться для патрулирования в удаленные районы. Обе пары Су-33, получив одну задачу, в ходе ее выполнения были переориентированы на другую, внеплановую (перехват самолетов НАТО), успешно ее решили, а затем без посадок и дозаправок вернулись к выполнению первоначально поставленной задачи.

Зимой 1994-995 гг. «Кузнецов» прошел первый более-менее серьезный ремонт главных котлов, включая замену трубок, но судя по дальнейшим событиям, выполнен он был не слишком хорошо – в 1995 г. во время выхода в море корабль потерял ход. Озвученные ранее причины – эксплуатация в условиях крайнего севера, сложность котлотурбинной установки, общее недофинансирование и продолжающийся развал вооруженных сил привели к тому, что вступивший в 1991 г в строй корабль уже в 1995 г фактически нуждался в капитальном ремонте энергетической установки. Конечно же, это ненормальная ситуация для современного боевого корабля, но в период 1991-1995 гг. ситуация на флоте и в стране в целом была бесконечно далека от понятия «нормально». И вместо ремонта ТАКР «Кузнецов» пошел на первую свою боевую службу в Средиземное море.

Выход состоялся 23 декабря 1995 г., при этом «Кузнецов» стал основой авианосно-многоцелевой группы (АМГ), в которую помимо ТАКР вошли многоцелевая АПЛ «Волк» (проект 971 «Щука-Б»), эскадренный миноносец «Бесстрашный» (проект 956), СКР «Пылкий» (проект 11352). Их обеспечивали буксир СБ-406 и танкер «Олекма» Северного флота, следовавшие с АМГ до Бискайского залива, а у в дальнейшем — буксир «Шахтер», и танкер «Иван Бубнов». Насколько понял автор, танкер «Днестр» сопровождал АМГ постоянно.

Вне всякого сомнения, и несмотря на наличие в составе АМГ новейшего ТАКР, подобная эскадра была лишь тенью военно-морской мощи СССР, способной на постоянной основе держать в средиземке десятки боевых кораблей и подводных лодок. Увы, времена 5-ой ОПЭСК ушли в прошлое, и скорее всего – навсегда. Тем не менее, для демонстрации военного присутствия наша АМГ вполне подходила, и ее состав позволял отработать действия палубной авиации «Кузнецова» «в условиях, приближенных к боевым».

К сожалению, к 1995 г 57-ая скад не была готова к боевой работе в полном составе. Так, 279-ый киап получил 24 Су-33, так что матчастью обе его эскадрильи были укомплектованы полностью, но «к походу и бою готовой» была только первая, самолеты которой можно было отличить по изображению орла на килях (машины второй эскадрильи имели голову тигра на том же месте).

В итоге на свою первую боевую службу «Кузнецов» пошел с авиагруппой из 13 истребителей, то есть дюжины Су-33 первой эскадрильи, а также одного самолета установочной партии (Т10К-9, которому был присвоен номер 109), двух учебных самолетов Су-25УТГ, а также 11 вертолетов Ка-27, Ка-27ПС и Ка-29 из состава 830-го кплвп. При этом на борту «Кузнецова» было 15 строевых летчиков-истребителей, допущенных к выполнению полетов на Су-33 с палубы корабля, не считая Т.А. Апакидзе (командовавшего авиадивизией) и его заместителя полковника Власова (с ними, соответственно, 17), а также 11 вертолетных экипажей.

Естественно, корабельных пилотов отличала высочайшая квалификация, достаточно сказать, что из 15 летчиков-истребителей 14 были летчиками-снайперами или летчиками 1-го класса. Инженерно-технический состав сумели подобрать им под стать – практически все имели опыт обслуживания летной техники на боевых службах. Кроме летчиков 57-ой скад на ТАКР присутствовали также и летчики-испытатели, в чью задачу входило проведение ряда испытаний Су-33 в условиях Средиземного моря.

Поход продлился 110 суток – начавшись 23 декабря 1995 г, он завершился 22 марта 1996 г. Пройдено 14 000 миль по водам двух океанов и пяти морей, проведено 30 летных смен (то есть дней, в течение которых осуществлялись полеты авиации), за это время Су-33 совершили 400 (по другим данным – 524) вылетов, вертолеты – 700 (по другим данным – 996), в том числе 250 на поиск и слежение за подводными лодками.

Первая боевая служба «Кузнецова» имела следующие последствия. Во-первых, выяснилось, что корабль в полной мере способен выполнять роль «плавучего аэродрома» для базировавшихся на нем самолетов . Так, например, в период с 19 по 23 января 1996 г. (то есть не протяжении 5 дней подряд) было проведено 5 летных смен и Су-33 поднимались в воздух 67 раз. Вроде бы мало, особенно на фоне возможностей американского «Нимица», рассчитанного на выполнение более чем сотни полетов в сутки. Но вспомним, что в распоряжении авиадивизии «Кузнецова» было всего 13 самолетов, а среднее количество вылетов составило 13,4 в сутки – то есть каждый самолет поднимался в воздух один раз на протяжении пяти дней кряду.

На самом же деле в течение этих пяти дней производилось от 8 до 20 вылетов в сутки, то есть часть самолетов в течение одного дня осуществляла по 2 вылета. Или вот, к примеру, полеты 26-27 января – в первый день Су-33 совершили 21 вылет, во второй – еще 12, и не факт, что в воздух поднимались все 13 имевшихся самолетов. Все это вполне сопоставимо с показателями американской палубной авиации, а ведь надо понимать, что перед авиагруппой «Кузнецова» никто не ставил задачи обеспечения максимального количества вылетов. Впервые на боевую службу вышел ТАКР с Су-33 на борту, и следовало на практике проверить и отработать очень многое – соответственно, можно говорить о том, что фактическое количество вылетов в день на самолет было не максимальным, а, если можно так выразиться, «комфортно-рабочим».

Было отработано взаимодействие разнородных сил – надводных и подводных кораблей с палубной авиацией. Авиагруппа ТАКР-а успешно осуществляла перехваты многочисленных самолетов разведывательной и патрульной авиации стран НАТО, слежение за АУГ США, вертолеты обнаруживали и сопровождали иностранные подводные лодки, «работая» совместно с АПЛ «Волк». Когда «Кузнецов» возвращался домой, во второй половине марта, он принял участие в больших учениях Северного флота, в которых помимо него были задействованы до 40 боевых кораблей и подводных лодок, а также до 50 самолетов и вертолетов морской авиации.

В ходе этих учений эсминец «Бесстрашный» был выдвинут в качестве корабля дальнего радиолокационного дозора на 200 км от ордера, в котором следовал ТАКР «Кузнецов». Получив от него информацию Су-33, действуя на удалении 500 км от ТАКР, осуществили перехват и «уничтожение» четверки Ту-22М3, которые так и не смогли выйти на рубеж пуска ракет по возвращавшемуся с боевой службы ТАКР-у. Еще нужно отметить, что «воздушный зонтик» ТАКР-а строился в два эшелона – дальний был ориентирован на перехват самолетов противника, ближний – на уничтожение противокорабельных ракет.

Иными словами, конечно можно и нужно говорить о том, что отсутствие самолетов дальнего радиолокационного вооружения существенно снижает возможности авиагруппы «Кузнецова», но при этом ни в коем случае не следует забывать, что даже и в существующем виде «Кузнецов» значительно усилил наш флот, обеспечив ему такие возможности, которых у флота никогда не было раньше. Опыт первой боевой службы «Кузнецова» свидетельствовал о том, что наличие ТАКР-а увеличивает боевую устойчивость корабельного соединения, действующего в дальней морской или океанской зоне в 1,5-2 раза.

Во-вторых… увы, но первая боевая служба продемонстрировала крайнюю слабость энергетической установки корабля. В самом начале похода, когда ТАКР только выходил из Кольского залива, начался семибалльный шторм, в ходе которого вышли из строя два котла из восьми, а на момент возвращения в базу на корабле работало всего лишь два котла. Соответственно, в апреле 1996 г «Кузнецов» поставили на ремонт, из которого он вышел только к лету 1998 г. Надо сказать, что если бы не хроническое недофинансирование ремонтных работ, кораблю не пришлось бы проводить целых два года у причальной стенки. Да и качество ремонта, вероятно, хромало, а кроме того, сильно сказывались «дикие 90-е», недофинансирование и падение квалификации личного состава. В период 1998-1999 г «Кузнецов» продолжил службу в составе флота, но в 1999 г у него полностью вышел из строя один котел и один (из четырех) ГТЗА.

Несмотря на это в 2000 г «Кузнецов» должен был отправиться на вторую боевую службу, но ее отменили в связи с трагической гибелью подводной лодки «Курск». В итоге, вместо БС корабль встал на трехлетний средний ремонт. Затем на протяжении 2004-2007 гг корабль вновь окунулся в будни военной службы, при этом в 2004 г в составе корабельной группы ходил в Северную Атлантику, а с 5 декабря 2007 г по 3 февраля 2008 г совершил очередную БС – поход в Средиземное море. Затем – 7 месяцев ремонта на «Звездочке» и служба до мая 2014 г, когда только что вернувшийся из похода к берегам Сирии корабль встал на короткий трехмесячный ремонт. Снова служба, а с января по 15 июня 2016 г – восстановление технической готовности перед новым дальним походом и – участие в боевых действиях в Сирии.

В целом же можно сказать следующее – за период с 29 января 1991 г, когда над «Кузнецовым» впервые взметнулся военно-морской флаг, и до октября 2017 г., когда начались работы по капитальному ремонту ТАКР, прошло 26 лет и 8 месяцев. За это время корабль находился в ремонте приблизительно 6 лет и 5 мес., то есть всего лишь 24% от общего нахождения в составе флота. При этом следует иметь ввиду, что в нормальных условиях и при наличии своевременного финансирования, двухлетний ремонт в 1996-98 гг и трехлетний в период 2001-2004 гг могли быть проведены намного быстрее, либо же за тот же срок можно было бы произвести значительно больший объем ремонтных работ.

Иными словами, укоренившееся мнение о том, что «Кузнецов» не вылезает из ремонтов, не имеет под собой оснований . Проблема заключается в другом – огромный корабль, который уже 27 лет пребывает в составе флота, до сих пор так и не получил ни одного капитального ремонта…

Военно-морской флот – один из самых эффективных инструментов геополитики. Американский адмирал Альфред Мэхэн в своей книге «Влияние морской мощи на историю» заявил, что флот оказывает влияние на политику уже самим фактом своего существования. С этим трудно спорить. Более двух столетий границы Британской империи определялись вымпелами ее военных кораблей, а в прошлом веке гегемония в Мировом океане перешла к ВМФ США . Основной ударной силой американского флота являются авианосцы – огромные плавучие аэродромы, с помощью которых США жестко и уверенно навязывают свои интересы всему миру.

А что же Россия? В настоящее время ВМФ России имеет на вооружении один корабль, способный обеспечивать взлет и посадку самолетов классической аэродинамической схемы – это тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР или ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» был спроектирован и построен еще в Советском Союзе, он стал первым настоящим советским авианосцем и дальнейшим развитием тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет». Основным отличием ТАКР «Адмирала Кузнецова» от большинства авианосцев является наличие ракетного вооружения (ПКР «Гранит»).

Многие годы не утихают споры относительно того, необходим ли такой корабль российскому ВМФ, нужны ли вообще России авианесущие корабли?

После спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов единственный российский авианосец в походах всегда сопровождает буксир, который в случае чего может прийти на помощь. Военная промышленность России так и не смогла обеспечить этот корабль достаточным количеством боевых самолетов, еще меньше подготовлено пилотов, способных взлетать и садиться на корабельную палубу.

Военные моряки называют этот корабль «Кузя», и весьма непросто сказать, ласковое это прозвище или презрительное.

История создания ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Первые авианосцы появились еще на заре XX века, почти сразу после возникновения военной авиации. Поначалу они рассматривались как вспомогательные корабли, которые должны обеспечивать эффективные действия основной ударной силы военно-морских сил того времени – линкоров.

Однако все радикально изменилось 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация утопила большую часть американских линкоров в гавани базы Перл-Харборе. Почти сразу после этого США заложили 24 авианосца типа «Эссекс». Именно эти корабли, по сути, позволили американцам выиграть войну на Тихом океане.

Самый мощный линкор ВМФ Японии «Ямато» был уничтожен американской авиацией, так и не причинив противнику никакого серьезного ущерба.

После окончания Второй мировой войны стало понятно, что авианосцы – это новые властелины Мирового океана, и ведущие морские державы активно занялись постройкой подобных кораблей. В 1961 году в США был спущен на воду первый авианосец с ядерной силовой установкой.

В СССР авианесущим кораблям уделялось относительно мало внимания. Сталину больше нравились огромные, мощные линкоры, и мало кто отваживался спорить с ним. Горячим сторонником постройки авианосцев в Советском Союзе был адмирал Николай Герасимович Кузнецов. Во многом благодаря его стараниям первые проекты авианесущих кораблей появились еще в предвоенные годы, но дальше эскизов и чертежей тогда не пошло. Разрабатывались проекты сразу двух авианосцев: большого (на 72 самолета) и малого (на 32 летательных аппарата), но из послевоенных планов развития флота они были вычеркнуты. Окончательно закрыл проекты советский авианосцев адмирал Горшков.

Советская пропаганда рисовала авианосцы в виде орудия агрессивной войны, присущей империализму. Эффективность и боевая мощь этих кораблей занижалась, а возможности советских ракетных крейсеров, наоборот, превозносились и завышались. Хрущев был ярым поклонником ракетного оружия и подводного флота, поэтому при нем основные ресурсы Советского Союза были брошены на создание стратегических подлодок.

После прихода к власти Брежнева СССР возобновил разработку авианесущих кораблей. В конце 60-х КБ Яковлева сконструировало самолет вертикального взлета и посадки Як-38, который Яковлев хотел поставить на флот. Специально под эту машину в 1972 был построен авианесущий крейсер «Киев», который кроме самолетов был вооружен еще и ПКР П-500 «Базальт».

Всего на воду было спущено четыре корабля проекта 1143: «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». Однако советский ВМФ ждало серьезное разочарование: Як-38 оказался очень неудачной машиной, она не могла взлетать с полной заправкой и вооружением, а в тропиках двигатели самолета и вовсе отказывались запускаться. Несмотря на многочисленные доработки, превратить этот самолет в надежную и эффективную боевую машину так и не удалось.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по сути, является продолжением проекта 1143. Планировали изготовить три корабля, основным отличием которых являлось возможность взлета и посадки на палубу самолетов с традиционной схемой. «Адмирал Кузнецов» был заложен в 1981 году, крейсер «Варяг» - в 1985 году, а «Ульяновск» - в 1988 году.

Новый корабль рождался очень непросто, разработчикам мешали противоречивые требования к облику авианосца, поступающие из министерства обороны и со стороны руководства ВМФ. Разработкой проекта занималось Ленинградское ПКБ, конструкторы предложили заказчикам пять проектов нового корабля, один из которых предусматривал оснащение его ядерной силовой установкой. Только в 1982 году проект был официально утвержден, и на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев) началось строительство.

При строительстве использовалась прогрессивная технология, которая заключалась в формировании корпуса корабля из готовых крупных блоков. В это же время в Крыму (г. Саки) был создан наземный комплекс «Нитка», на котором пилоты отрабатывали навыки взлета и посадки на корабельную палубу. Изначально авианесущий крейсер носил имя «Рига», но уже в ноябре 1982 года (после смерти генсека) он был переименован в «Леонида Брежнева». В 1987 году корабль получил новое имя – «Тбилиси», а в 1990 – «Адмирал Кузнецов».

Вместо ПКР «Базальт» крейсер получил на вооружение более современные ракеты «Гранит» , длина полетной палубы была значительно увеличена, вместо паровой катапульты корабль получил трамплин в носовой части.

В 1989 году начались ходовые испытания корабля, в то же время были произведены первые успешные посадки и взлеты самолетов с корабельной палубы. Авианесущий крейсер показал хорошие ходовые характеристики. 20 января 1991 года «Адмирал Кузнецов» был принят в состав Северного флота России.

Конструкция крейсера «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является продолжением кораблей проекта 1143, но по ряду своих характеристик он существенно от них отличается. Своим внешним видом крейсер более похож на классические авианосцы, он имеет так называемую сквозную взлетную палубу и трамплин в носовой части судна. Угол его наклона составляет 14,3°. Площадь палубы — 14 800 м2. Крейсер оборудован авиафинишером и аварийным барьером.

На «Адмирале Кузнецове» впервые применена подводная кон­ст­рук­тив­ная за­щи­та (ПКЗ).

Для подъема летательных аппаратов из ангаров на «Адмирале Кузнецове» установлены два подъемника, способных поднять вес до 40 тонн. Корабельная надстройка («остров») имеет 13 ярусов, она смещена вправо, что позволило увеличить ширину взлетной полосы. Палуба имеет специальное термостойкое покрытие «Омега», которое может выдерживать температуру до 450°С.

Корпус сварной, он имеет семь палуб и две платформы. Дно двойное по всей длине. Ангар для летательных аппаратов (ЛА) занимает 50% длины и 70% ширины авианосца. Кроме ЛА, в нем размещены тягачи, пожарные автомобили, а также техника для ремонта и обслуживания самолетов и вертолетов. Кроме того, ангар оборудован системой транспортировки летательных аппаратов, так что тягачи необходимы только для работы на верхней палубе. Самолеты размещаются в ангаре со сложенными крыльями, а вертолеты – со снятыми несущими винтами.

Пусковые установки ПКР «Гранит» расположены у основания трамплина, сверху они прикрыты бронированными крышками. Комплексы ЗРК «Кинжал» находятся в спонсонах на носу и корме корабля.

Авиафинишер «Светлана-2» – это система из нескольких тросов, натянутых поверх палубы. Они связаны с гидравлической системой, которая гасит энергию садящихся на палубу самолетов.

На авианесущем крейсере есть несколько навигационных систем, которые помогают пилотам совершать посадку на корабль. Установлена также уникальная оптическая система «Луна», позволяющая пилотам визуально определить правильность захода на посадку.

Кроме боевых самолетов, основным вооружением тяжелого крейсера являются ПКР «Гранит». Двенадцать ракет размещаются в пусковых установках шахтного типа, расположенных в носовой части корабля. Для защиты корабля с воздуха может быть использованы ЗРК «Кинжал» (24 ПУ, 192 ракеты) и ЗКБР «Кортик» (8 ПУ, 256 ракет) и шесть скорострельных установок АК-630М. Также авианосец вооружен двумя РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб).

Однако основным вооружением корабля являются боевые самолеты, которые находятся на его борту. Это 50 летательных аппаратов: 26 палубных истребителей и 24 вертолета.

Радиоэлектронное оборудование «Адмирала Кузнецова» весьма многообразно и включает в себя 58 различных наименований. Среди них:

  • БИ­УС «Ле­со­руб»;
  • Ком­плекс «Мар­с-Пас­сат» с ФАР;
  • Трех­ко­ор­ди­нат­ную РЛС «Фре­га­т-МА»;
  • РЛС об­на­ру­же­ния низ­ко­ле­тя­щих це­лей «Под­кат»;
  • Ком­плекс свя­зи «Буран-2»;
  • Ком­плекс РЭБ «Со­звез­дие-БР».

Энергетическая установка практически полностью повторяет схему, использованную на других кораблях проекта 1143. Она паротурбинная, четырехвальная, с мощностью 20 тыс. л. с. Главная энергетическая установка позволяет кораблю развивать полный ход в 29 узлов и преодолевать 18-узловым ходом 8 тыс. миль.

Установка состоит из восьми котлов, вспомогательной энергетической установки нет.

Движение осуществляется за счет вращения четырех бронзовых винтов.

Эксплуатация ТАКР «Адмирал Кузнецов»

До 1994 года на корабле проводились различные испытания, он получал новые самолеты. В начале 1995 года был проведен ремонт корабельных котлов. В конце 1995 года в составе корабельной группы «Адмирал Кузнецов» отправился в поход в Средиземное море. Корабль посетил Тунис, Крит, Сирию и Мальту. В конце похода крейсер участвовал в масштабных учениях. Отрабатывались отражение воздушных атак, обнаружение подводных лодок противника, проводились ракетные и артиллерийские стрельбы.

С 1996 по 1998 год корабль находился в ремонте. В 2000 году «Адмирал Кузнецов» принимал участие в учениях, в ходе которых потерпела катастрофу подлодка «Курск» . С 2001 по 2004 год корабль находился в ремонте.

В 2019 году авианосец отправился в Средиземное море, чтобы возглавить там группировку ВМФ России.

Оценка проекта авианосца «Адмирал Кузнецов»

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» с полной уверенностью можно назвать полноценным авианосцем. Однако отказ от паровых катапульт существенно усложнил использование палубной авиации. Трамплин казался разработчикам хорошей (и дешевой) альтернативой катапульт, но полностью заменить их он не смог. Самолеты Су-33 способны решать только задачи противовоздушной обороны, но эффективно наносить удары по наземным целям или кораблям противника они не могут. Более того, взлет с помощью трамплина налагает ограничения по взлетной массе самолетов, что означает уменьшение их запасов топлива и массы вооружения.

По неофициальной информации взлеты самолетов проводятся только против ветра в ветреную погоду. Летчики предпочитают не использовать навигационные системы корабля, а проводить полеты только при хорошей видимости. Из всего авиаотряда для полетов обычно готовы всего лишь 6-7 самолетов.

Много нареканий вызывает энергетическая система корабля. Практически каждый выход в море сопровождается более или менее серьезной внештатной ситуацией, связанной с работой ГЭУ. Следует отметить, что в каждом дальнем походе «Адмирала Кузнецова» сопровождает буксир. Описаны несколько случаев полной потери кораблем хода, едва не закончившихся катастрофами. На крейсере произошло несколько серьезных пожаров, которые привели к человеческим жертвам.

Часть экспертов считает, что «Адмирал Кузнецов» не представляет серьезной ценности в качестве боевой единицы. Более того, его эксплуатация опасна и очень дорого обходится российскому бюджету. Корабль предлагают законсервировать.

Если Россия планирует развивать свой ВМФ, то ей не обойтись без авианесущих кораблей. «Адмирал Кузнецов», как и другие корабли проекта 1143, можно назвать одним из этапов развития в этом направлении. Авианесущие крейсера проекта 1143 позволили российскому флоту накопить необходимый опыт, научиться управлять и правильно использовать эти огромные и очень сложные корабли.

Не так давно появилась информация о том, что планируется масштабная модернизация «Адмирала Кузнецова», в ходе которой будет заменено устаревшее радиоэлектронное оборудование корабля, силовая установка и некоторые системы вооружения.

Технические характеристики ТАКР «Адмирал Кузнецов»

Основные характеристики
Водоизмещение, т:
стандартное 43000
полное 55000
наибольшее 61390
Основные размеры, м:
длина наибольшая (по конструктивной ватерлинии) 306,45 (270)
ширина наибольшая (по КВЛ) 71,96 (33,41)
осадка средняя (Dст/Dнорм/Dполн) 8,05/8,97/9,76
осадка наибольшая 10,4
Главная энергетическая установка котлотурбинная, 8 котлов КВГ-4 в 4-х автономных группах
Мощность, л.с. (кВт):
суммарная 4 ГТЗА ТВ-4 200000
турбогенераторы ТД-1500 6х1500
Дизель-генераторы ДГР-1500 4х1500
Количество валов, шт 4
Количество винтов, шт 4
Винты Четырехлопастные
Скорость хода, уз: (в том числе Ка-27ПС) 18 (2)
Ударное ПКРП «Гранит-НК»
Ракет П-700, шт 12
Установок вертикального пуска СМ-233, шт 12
Зенитное ракетное ЗРК «Кинжал»
Установок вертикального пуска СМ-9, шт 24х8
ЗУР 9М330-2, шт 192
Зенитное ракетно-артиллерийское ЗРАК «Кортик»
Количество установок, шт 8
ЗУР 9М311-1, шт 256
30-мм снарядов, шт 48000
Артиллерийское ЗАК АК-630М
Количество установок, шт 6
Противолодочное/противоторпедное РБУ-12000 «Удав-1»
Радиоэлектронное вооружение
БИУС «Лесоруб»
РЛС общего обнаружения ПЛК «Марс-Пассат», 4 ФАР
РЛС обнаружения НЛЦ 2хМР-360 «Подкат»
РЛС обнаружения НЦ 3хМП-212 «Вайгач»
ГАС ГАК МГК-355 «Полином-Т», ГАС МГК-365 «Звезда-М1», противодиверсионная ГАС МГ-717 «Амулет», ГАС «Алтын», ЗПС МГ-35 «Штиль», ГАС МГ-355ТА
Средства РЭБ «Созвездие-РБ»
Коплексы выстреливаемых помех 2х2 ПУ ПК-2 (ЗиФ-121), 4х10 ПУ ПК-10 «Смелый»
РЛС управления огнём 2х«Коралл-БН», 4 РЛС управления ЗРК «Кинжал» 3Р95, 4 подуля управления ЗРАК «Кортик» 3Р86
Навигационный копмлекс «Бейсур»
Средства радионавигации «Резистор К-4», «Газон»
Средства связи комплекс «Буран-2», комплекс космической связи «Кристалл-БК»

Видео об авианосце «Адмирал Кузнецов»

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки

Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Чтобы просматривать видео на сайте - включите JavaScript, и убедитесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 видео.

«Адмирал Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Весной 1982 г. в Николаеве был заложен первый «настоящий» авианосец. Авианосец проекта 1143.5 заложили под названием «Рига»; 26 ноября 1982 г. переименовали в «Леонид Брежнев»; ходовые испытания в 1987 г. он проходил под названием «Тбилиси»; вступил в строй как «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Хотя он сохранил номер проекта первого авианесущего корабля, «Кузнецов» имеет с ним мало общего, за исключением энергетической установки. Его архитектура приобрела более «авианосный» вид: сплошная полетная палуба (ширина 75 м) с трамплином, аэрофинишером и аварийным барьером, два бортовых самолетоподъемника. «Остров» остался почти таким же. Была улучшена надводная конструктивная защита, увеличена автономность, установлена подводная защита корпуса.

Система ПТЗ имеет глубину 4,5 м и состоит из трех камер: расширительной, поглощения (заполненной топливом), фильтрационной. Между двумя последними находится защитная переборка переменной по высоте толщины, из высокопрочной вязкой стали Ак-25. Паровые ТЗА аналогичны установленным на «Баку».
По проекту авиагруппа должна была состоять из 24 палубных самолета и 42 вертолетов, однако штатная численность машин не была достигнута из-за нехватки средств. Контроль посадки самолетов обеспечивала оптическая система «Луна». В носовой части авианосца «Адмирал Кузнецов» установлены 12 под-палубных пусковых установок для ударных крылатых ракет П-700 «Гранит». Четыре шестиракетных модуля ЗРК «Кинжал» размещаются в носу и корме на бортовых спонсонах.

Оборону корабля обеспечивают 8 зенитно-артиллерийских комплексов «Кортик», 6-30-мм артустановок АК-630М, 2 ПУ комплекса противоторпедной защиты «Удав». Параллельно с постройкой корабля шла отработка палубных самолетов для него и авиационно-технического оборудования. В Крыму на аэродроме Ново-Федоровка был построен полигон со стальным летным полем в виде корабельной палубы, получивший название «Нитка». Летом 1982 г. на нем были произведены первые взлеты Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина с углом 8,5 градуса. Через год начали отработку аэрофинишера «Светлана-2». 1 сентября 1984 г. состоялась первая посадка Су-27 при помощи аэрофинишера.
В 1985 г. самолеты обычной схемы начали взлетать с более крутого трамплина (угол 14 градусов), принятого для ТАКР. 1.09.1989 г. летчик-испытатель Виктор Пугачев совершил первую посадку на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». В тот же день с борта корабля поднялся в воздух на самолете МиГ-29 летчик-испытатель Тахтар Аубакиров. До завершения государственных испытаний корабля с него было выполнено более 300 полетов. Однако строевые летчики начали осваивать палубу «Кузнецова» гораздо позднее.

20.01.1991 г. «Кузнецов» вошел в состав Северного флота. Пришедшая в упадок экономика государства значительно осложнила и задержала освоение корабля, комплектацию его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей. Только в 1993 г. на Северный флот прибыли предназначенные для авианосца самолеты и лишь в следующем году удалось подготовить десять строевых корабельных летчиков.
В конце августа 1995 г. они совершили свои первые посадки на ТАКР, а в сентябре «Кузнецов» принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения.
Что касается проблемы базирования, то она так и осталась нерешенной. Правда, для «Кузнецова» соорудили плавучий причал в Ура-губе, но береговую электростанцию и котельную построить не смогли. Кораблю для обеспечения своей жизнедеятельности приходится постоянно «гонять» два главных котла.

Еще в процессе эксплуатации «Киева» на Севере выяснилась одна интересная особенность. Авианесущий корабль имеет огромную верхнюю палубу, которая в холодное время (восемь месяцев в году) активно охлаждается. Поскольку система отопления в суровых условиях Заполярья не справляется со своими обязанностями, происходит постоянное образование конденсата, вызывающее коррозию палуб, переборок, кабель-трасс, выход из строя приборов. Кроме преждевременного старения кораблей, низкие температуры и большая влажность значительно ухудшают бытовые условия экипажа. Так, на «Кузнецове» в кубриках, расположенных в оконечностях корабля, температура зимой не поднимается выше 10-12 градусов.

Тактико-технические характеристики авианосца «Адмирал Кузнецов»
Водоизмещение 55000 (70500) тонн
Размеры 304,5 х 38 х 10,5 м

Мощность четырехвальной энергоустановки 200000 л.с.: 4 ПТ
Скорость 32 узла

Дальность плавания 8000 миль на 18 узлах

Вооружение 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 РАК «Кортик», 6-30-мм автоматов АК-630М, 2 РБУ-12000
Авиагруппа (март 1996 г.) 15 истребителей Су-27К, 1 Су-25УТГ, 11 вертолетов Ка-27, 1 вертолет Ка-31

В составе российского флота находится единственный авианосец – “Адмирал Кузнецов”. Он уникален в своём классе, но не одинок в чём-то другом. Оценки качеств и полезности большинства российской боевой техники чаще всего неоднозначны. Не избежал этого и “Кузнецов”. Кто-то заявляет, что он “смеётся над НАТОвскими кораблями”, указывая на его мощное вооружение. Кто-то считает крейсер “позором российского флота”, ссылаясь на длительные сроки нахождения в ремонте.

На сегодняшний день корабль успел повоевать и был награждён орденом Ушакова, так что заявлять о его “позорности” явно поторопились.

Краткая история создания

Авианесущие корабли впервые появились в годы Первой Мировой Войны. На её ход они влияния не оказали, но заинтересовались ими практически все морские державы. И к началу Второй Мировой авианосцы имелись у большинства воюющих государств.

Опыт применения авианосцев показал – звезда линкоров зашла, и отныне именно “плавучие аэродромы” – сильнейшие боевые корабли. Если в начале 20 века каждое морское государство старалось заиметь хотя бы один линкор, то к середине века предметом вожделения стали авианосцы.

В Советском Союзе дела складывались иначе. До Великой Отечественной Войны ни одного авианосца не успели даже заложить. После неё, за строительство авианосцев активно выступал выдающийся флотоводец – адмирал флота Н.Г. Кузнецов.

Однако его личный конфликт с маршалом Жуковым, приведший к опале адмирала, и своеобразная позиция партийного руководства, провозгласившего авианосцы “оружием агрессоров”, похоронили эту идею.

Единственными авианесущими кораблями советского флота стали противолодочные вертолётоносцы проекта 1123. Их преемники – корабли проекта 1143, первоначально тоже считались противолодочными, но позже их переклассифицировали в “авианесущие крейсера”. Развитием этих кораблей и стал “Адмирал Кузнецов”.

Корабль проекта 1143.5 стал развитием авианесущих крейсеров “Киев”. Если у проекта 1143 авиационное вооружение было скорее вспомогательным, новый крейсер должен был нести не только противолодочную авиацию, но и “настоящие” истребители и штурмовики.


Для этой цели впервые в СССР проектировались палубные самолёты горизонтального взлёта с коротким разбегом до отрыва.

Заложили крейсер в Николаеве, в начале сентября 1982 года. Закладывался корабль под названием “Рига”, но уже в ноябре его переименовали в честь почившего Леонида Брежнева. С именем генсека авианосец дожил до 1987 года, а на первые испытания (ещё не полностью достроенный) вышел под названием “Тбилиси”.

Первые самолёты сели на палубу крейсера в ноябре 1989 года, причём Су-27К(он же Су-33) пилотировал знаменитый лётчик-испытатель Виктор Пугачёв. После успешных испытаний самолётов корабль вернулся в Николаев. А в конце 1990 года череда переименований, наконец, завершилась. Крейсеру присвоили имя адмирала флота Н.Г. Кузнецова, к сожалению, не дожившего до появления в ВМФ первого полноценного авианосца.

Описание корабля

Особенностью конструкции “Кузнецова” стало отсутствие паровых катапульт на взлётной палубе – их заменили трамплином. Такое решение сэкономило массу и полезное пространство, положительно повлияло на живучесть. Но это не даёт возможность использовать для старта всю полётную палубу, а самолёты с недостаточно мощными двигателями взлетать с трамплина просто не могут.


Это привело к появлению серьёзной слабости авианосца – в составе авиагруппы не было специализированных разведывательных самолётов с большим радиусом действия. Позже проблема была решена с помощью установки на палубные истребители “электронных разведывательных контейнеров”. Впрочем, они по-прежнему зависят от управления с корабля, а контейнеры с различным оборудованием размещаются не на одном истребителе, а на группе из трёх.

Силовой установкой корабля стали восемь котлов и четыре паровые турбины. Ничего необычного в такой системе нет, однако в своё время она послужила поводом для критики корабля. Наблюдаемый журналистами дым из трубы единственного российского авианосца расценили, как знак плохого состояния “Адмирала Кузнецова”.

А дело всего лишь в том, что работают котлы крейсера на мазутном топливе. А при стоянке корабля двигатели работают в таком режиме, при котором в трубе откладывается нагар.

Конечно, мазутные котлы не обеспечивают неограниченной дальности плавания, как ядерные реакторы, но проще и гораздо дешевле в обслуживании. А заполненные топливом отсеки входят в систему противоторпедной защиты.


Когда авианосец разрабатывался, в него закладывалась устойчивость к близким взрывам ядерных боеприпасов (мощностью до тридцати килотонн). Ожидалось, что полётная палуба в любом случае из-за радиоактивного заражения станет непригодной к эксплуатации, и корабли противника придётся поражать с помощью ракет “Гранит”.

Противоторпедная защита состоит из многих переборок и отсеков с мазутом, чередующихся с пустыми. Она рассчитана на защиту от взрывов мощностью, эквивалентной 400 кг тротила.

Для того чтобы авианосец мог атаковать вражеские корабли, не поднимая в воздух самолёты и не прибегая к услугам судов сопровождения, его вооружили дальнобойными тяжёлыми ракетами П-700 “Гранит”.

По прямому назначению ракеты никогда не применялись. Вероятной представлялась доработка “Гранитов” для атаки наземных целей, но судя по тому, что сейчас пусковые установки уже демонтированы, осуществлена она не будет.

Противовоздушную оборону крейсера обеспечивают , ракетно-пушечные установки “Кортик” и шестиствольные автоматические пушки АК-630 калибра 30 мм. Для защиты от вражеских торпед и субмарин применяется реактивный бомбомёт “Удав”.


Первоначально авиагруппу “Адмирала Кузнецова” должны были составлять палубные модификации , лёгкого МиГ-29 и штурмовика Су-25.

Фактически на протяжении 90-х годов использовались только “сушки”, причём Су-25 только в учебно-тренировочном варианте.

Истребители МиГ-29К стали поставляться только в 2015, причём ожидается, что именно они заменят большинство Су-33. Оставшиеся “сушки” предполагают использовать, как штурмовики, увеличив их бомбовую нагрузку. Большинство вертолётов авианосца – противолодочные Ка-27ПЛ, недавним пополнением стали штурмовые Ка-52К.

Интересные факты и технические характеристики

Уникальный класс корабля – “авианесущий крейсер” дал ему юридическую возможность, будучи фактически полноценным авианосцем, свободно действовать в Чёрном море (конвенция Монтрё запрещает проходить через Босфор авианосцам).


Если в ходе модернизации ударное ракетное оружие будет “Кузнецовым” утрачено – возможность он может потерять. Но вряд ли это критично, так как черноморский регион в авианосцах не очень нуждается.

Несколько отличающийся по конструкции, в 90-е годы отошёл Украине и не достраивался. Затем он был продан в Китай, якобы для перестройки в плавучий отель. В итоге с 2012 под названием “Ляонин” он служит в ВМФ НОАК.

В таблице представлены данные крейсера “Адмирал Кузнецов”, американского авианосца “Нимиц”, как типичного представителя “суперавианосцев” США, французского “Шарля де Голля” недавней постройки, и новейшего британского корабля “Куин Элизабет”.

ТАКР “Адмирал Кузнецов” USS Nimitz (CVN-69) Charles de Gaulle (R91) HMS Queen Elizabeth
Длина, м 305 332,9 261,5 284
Ширина полётной палубы, м 70 76,8 64,36 73
Полное водоизмещение, т 55000 106300 42000 65000
Скорость хода, узлы 29 30 27 25
Дальность плавания 8000 миль при скорости 18 узлов Неограниченная Неограниченная 10000 миль при скорости 15 узлов
Вооружение 12 х ПКР “Гранит”, 24 х ПУ ЗРК “Кинжал”, 8 ЗРАК “Кортик”, 6 х АК-630, 2 х РБУ “Удав” 2 х ПУ ЗРК Sea Sparrow, 2 х ПУ ЗРК RAM, 2 х АУ Phalanx, 2 x 25мм орудия, 10 х 12,7мм пулемётов 4 х ПУ ЗРК Aster, 2 x ПУ ЗРК Mistral, 8 x 20мм орудий Нет данных
Авиагруппа 28 самолётов, 14 вертолётов 90 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов до 40 самолётов и вертолётов
Экипаж, чел 1960 свыше 5000 1950 до 1600

Действительно, “Кузнецов” уступает американским тяжёлым авианосцам по мощи авиагруппы и дальности действия. Но заслуживает ли это разгромной критики – ведь современные европейские авианосцы по своим качествам (и размерам) близки именно “Кузнецову”. Возможно, что размещать мощное ракетное вооружение на авианесущем корабле нецелесообразно. Но изначальный проект последнего британского авианосца не предусматривает даже оборонительного вооружения, и будет ли оно установлено впоследствии – пока неизвестно. Сложно считать это преимуществом.

Видео

Авианосец - тип военного корабля, в состав которого входит определенное количество боевой авиационной техники, она же и представляет собой основную ударную силу. На его борту имеется взлетная полоса требуемой длины для разбега самолетов, ангары, средства для заправки, технического обслуживания и контроля полетов. Несмотря на свои большие габариты, авианосец - высокоманевренный корабль и достаточно быстро реагирует на сигналы дислокации. Одним из представителей подобной военной техники является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Об этом подробнее далее.

Подобные корабли используются множеством стран для несения дежурных служб вдоль водных границ того или иного государства. Также они предназначены для содействия при вторжении вражеских сил на территорию. Используются для уничтожения различных вражеских лодок, а также для поражения воздушной техники, которая находится над водным пространством и в прибрежной зоне.

Авианосец должен обладать мощной энергетической установкой и большим запасом топлива, для того чтобы на протяжении длительного периода пребывать на расстоянии от берега.

Исторический путь

Первые шаги по возведению вышеуказанного крейсера были проделаны на в 1982 году. Он неоднократно менял название в связи с историческими событиями. Наконец в 1990 году, после продолжительных ходовых испытаний, на борту появилось окончательное его имя - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». И через год уже тяжелый авианесущий крейсер стоял на военно-морском вооружении России. Это достоверный факт.

Во время начала строительства на вооружении уже имелись авианесущие Каждый из них выполнял определенные функции. Однако корабль «Адмирал Кузнецов» имел существенное отличие. То есть он обладает удлиненными размерами палубы. Это позволило самолетам совершать традиционный тип взлета и посадки.

После распада Советского Союза, в начале 1990-х, ВМФ России достаточно обеспокоилось тем, что власти Украины могут предъявить претензии на владение крейсером. Поэтому в конце 1991 года он был секретно транспортирован в город Североморск, который являлся новым местом базирования авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Начиная с этого времени, он проходит множество испытаний различного характера. Также он пополняется новой боевой единицей - серийными истребителями СУ-33.

В 1995 году, в честь празднования 300-летия существования Российского флота, авианосец-крейсер «Адмирал Кузнецов» выдвинулся в поход в Средиземное море. Пройдя остановился у берегов Туниса. В то же время там присутствовало и американское судно. Это позволило выполнить некоторые тренировочные испытания совместно. По словам очевидцев, на протяжении совместной стоянки двух авианосцев совершались соответствующие взлеты и посадки авиационной техники как со стороны российского, так и американского флота. Некоторые военнослужащие РФ даже смогли прокатиться на воздушной технике США. Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» не разочаровал и в дальнейших учениях которыми командование осталось довольно. Но не обошлось и без негативных сторон. На протяжении всего морского плавания наблюдался постоянный сбой энергетической установки, и встречались неполадки других систем корабля. Это свидетельствовало о его неполной боевой готовности. И уже спустя короткий промежуток времени после прибытия домой, после досконального ремонта, крейсер «Адмирал Кузнецов» снова отправился в очередной путь. Не без его участия прошла операция «Курск» в 2000 г.

В 2004 году крейсер «Адмирал Кузнецов» совершил поход в Северную Атлантику совместно с девятью кораблями Северного флота. Основной целью поездки было испытание взлета и посадки нового истребителя СУ-25КУБ. Далее последовали регулярные выезды на дежурства (2005-2007 гг.). А в 2007 году крейсер отправился в очередное плавание в Средиземное море, где все прошло удачно.

Конечно же, кроме успешных плаваний, на борту авианосца случались и аварийные ситуации, от чего не застрахован ни один суперсовременный боевой корабль в мире:

  1. Первое происшествие случилось в конце 2004 года. В результате очередного выезда произошла небольшая авария на борту крейсера при посадке на палубу СУ-25УТГ. Но, к счастью, все обошлось только повреждением шасси самолета, а корабль значимых потерь не понес.
  2. Также несчастье настигло авианосец в начале осени 2005 года в Северной Атлантике. Здесь крейсер «Адмирал Кузнецов» понес более весомые потери. При заходе на посадку двух истребителей СУ-33 один не удержался и упал в воду. Летчик катапультировался уже на большой глубине. Второй аппарат совместными усилиями экипажа сумели сохранить. Затонувшую машину, которая содержала секретные технологические разработки, пытались уничтожить с помощью водяных бомб. Однако этого сделать не удалось. Причиной чрезвычайной ситуации оказался обрыв троса авиафинишера.
  3. Следующее чрезвычайное происшествие произошло в январе 2009 года. Во время пребывания в турецком порту Акзас-Карагач случился внезапный пожар в носовой части палубы. Экипаж сумел самостоятельно справиться с данной ситуацией, но при этом погиб матрос. Сам авианосец существенных повреждений не понес.

На сегодняшний день корабль «Адмирал Кузнецов» является одним из представителей тяжелой морской артиллерии. Основные его задачи - поражение целей определенного характера, которые несут угрозу государству. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» достойно смотрится наряду с подобными боевыми единицами различных стран. Разве может не впечатлить громадное двадцатиэтажное строение, которое беспрепятственно движется по водной стихии? На борту авианосца имеется 8 котлов и 4 С их помощью он может разогнаться до максимальной скорости в 29 узлов. В таком темпе он преодолевает до 3800 миль, при скорости в 18 узлов - 8500 миль. Для того чтобы убедиться в его мощности, как минимум можно взглянуть на авианосец «Адмирал Кузнецов», фото которого представлено в данном тексте.

Особенности конструкции

Здесь есть много интересного. Модель «Адмирал Кузнецов» имеет следующие палубы: гладкую и дополнительную взлетную. Это немаловажные элементы конструкции. В хвостовой части корабля имеется взлетный трамплин, то есть по архитектуре данный корабль является гладкопалубным. Это существенная особенность конструкции. Здесь же имеется угловая полетная палуба, площадь которой 14 700 м², и развитая надстройка по правому борту. Существующий трамплин, который расположен в носовой части, обладает углом схода 14 градусов. Его выполнение является интегральным с корпусом данного авианосца, который имеет по высоте 7 палуб и две необходимые платформы.

Ходовая часть

Как уже было сказано, данный авианесущий крейсер обладает усовершенствованной энергетической установкой. В ее состав входит 8 паровых котлов и 4 турбины, каждая из которых имеет мощность 50 000 л. с. В результате этого данная система способна разгонять громадную машину до 29 узлов и удерживать такую скорость на протяжении длительного времени. Также указанная энергетическая установка имеет дополнительные контейнеры для топлива. С помощью подобной системы данный тяжелый авианесущий крейсер способен длительное время пребывать на воде. Предельная дальность передвижения при скорости в 18 узлов примерно составляет 8500 миль.

Вооружение

В этом плане определена соответствующая комплектация. Вооружение на корабле «Адмирал Кузнецов» представлено авиационной техникой и ракетно-пусковыми установками. Это существенный факт. К первому виду относится всевозможная боевая авиация России. Сюда включаются около 28 самолетов (истребители серии СУ-33, МиГ-27К, ЯК-141) и 24 боевых вертолета.

Кроме этого, в состав авианосца входит ряд ракетных установок ближнего, среднего и дальнего радиуса действия. Данные устройства в любой момент могут как нанести нацеленный удар противнику, так и предотвратить поражение торпедой или ракетой. По всей вероятности, в ближайшем будущем они будут усовершенствоваться в результате полной модернизации указанного корабля.

Радиоэлектронное оборудование

Это также является важным оснащением. Радиоэлектронное оборудование на авианосце «Адмирал Кузнецов» позволяет постоянно иметь картину точного местонахождения подобной техники поблизости. Оно включает в себя систему «Лесоруб», многофункциональное устройство «Марс-Пассат». Также сюда входят такие приспособления, как «Фрегат-2М», позволяющий обнаруживать цели в трехмерном пространстве, и «Подкат» - для обнаружения авиационной техники на низких высотах. Еще данный корабль обладает определенными системами связи и контроля полетов. Все это позволяет точно определять положение противника и наносить эффективные удары, а также иметь постоянную связь с союзниками.

Технические характеристики данного крейсера

Здесь учитывается следующее:

  • Основным производителем авианосца «Адмирал Кузнецов» является причерноморская компания по строительству боевых кораблей в городе Николаеве.
  • Разработчик - ОАО "Невское ПКБ".
  • Максимальная скорость корабля составляет 29-30 узлов. Обычная же ходовая - 18.
  • Максимальная дальность при оптимальном движении составляет 18 000 миль.
  • В автономном режиме может проработать около 45 дней.
  • Обладает водоизмещением в 58 500 т.

Экипаж

Конечно же, для поддержания авианосца «Адмирал Кузнецов» на плаву необходимо значительное число квалифицированного экипажа. В его состав входит 1960 человек, из них 200 - офицерского состава. В связи с тем что основная боевая мощь представлена авиационной техникой, на борту имеется 626 летчиков. Из них командный состав насчитывает 40 человек. Также на указанном корабле находится 3857 необходимых помещений. Сюда входят 387 кают, 50 душевых и 6 столовых, 120 складских помещений.

Усовершенствование

Хотя авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже на протяжении многих лет доказывает свою полную боевую готовность и достаточно эффективно выполняет поставленные перед ним задачи, как и вся техника, он требует соответствующей современной модернизации. Конструкторы и разработчики корабля не собираются останавливаться на достигнутом и уже в ближайшем будущем планируют усовершенствовать данную боевую машину, придав ей дополнительную мощность и установив дополнительное современное вооружение.

В первую очередь модернизация коснется энергетической установки, так как это самое проблематичное место и часто приводит к незначительным поломкам. Планируется заменить существующую котлотурбинную установку. В этом плане рассматривают несколько вариантов, то есть собираются осуществить замену на газо- или ядернотурбинную установку. Таким образом, ограничится число поломок, а также добавится дополнительная несущая мощность корабля.

Некоторому изменению поддастся и вооружение. В будущем возможна ликвидация ракетных установок «Гранит». Вследствие этого увеличится площадь стояночных мест самолетов, а соответственно, и количество самих авиационных единиц. Также замене на усовершенствованные зенитные приспособления среднего радиуса действия подлежат и ракетно-пусковые установки «Кинжал». Это является немаловажным. Для установок ближнего радиуса действия планируется заменить существующие на комплекс «Панцирь-С1». В его число войдет 4-6 зенитно-артиллерийских приспособлений. При всем этом на указанный авианесущий крейсер планируется установление современной системы радиоэлектронного оборудования. С его помощью в будущем будет отслеживаться взаимодействие с остальными боевыми кораблями.

В качестве пусковой системы планируется оснастка авианосца катапультами. Так как никто в дальнейшем не собирается отказываться от взлетной полосы и трамплинов, то, соответственно, они будут находиться на угловой палубе. Для обеспечения запуска с помощью паровых катапульт необходимо иметь ядерную энергетическую установку. К этому и стремятся разработчики. Но если корабль будет иметь газотурбинную установку, то паровые катапульты заменятся на электромагнитные. Данное приспособление не является новшеством в боевом судостроительстве. Множество зарубежных авианосцев уже имеют подобную систему в своем пользовании. Также она проходила испытание и нашими разработчиками еще при существовании Советского Союза. Поэтому стоит правильно ее вписать в конструкцию корабля «Адмирал Кузнецов».

В число будут входить истребители МиГ-29К в количестве 26 штук и вертолеты (от 18 до 28 единиц). В целом выпуск обновленного крейсера «Адмирал Кузнецов» планируется на 2020 год. К этому времени уже ожидается выпуск истребителей нового поколения Т-50, которые, несомненно, появятся и на борту корабля.

Даже страшно представить возможности обновленного крейсера, включая во внимание уже существующие!

Сегодняшнее состояние корабля

На сегодняшний день данный тяжелый авианесущий крейсер стоит на защите интересов России. В целом он исправно справляется с поставленными задачами. Он имеет усовершенствованное вооружение и способен предотвратить практически любое вражеское вторжение. И именно его поход в Средиземное море и Северную Атлантику возобновил присутствие российского морского флота в Мировом океане. Такие типы боевых кораблей, как указанный крейсер, имеются на вооружении большинства стран. Поэтому российские разработчики прилагают максимум усилий для его модернизации.

Заключение

Ознакомившись с изложенным выше, каждый может представить, что собой представляет, какие функции выполняет, а также какой военной техникой обладает авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В целом данный корабль определенно является внушительной боевой единицей армии Российской Федерации.