Красив ли узор на дубах. Поэма - Мороз, Красный Нос! Николай Некрасов! Подготовка к выразительному чтению

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

Н. Некрасов
Мороз – воевода.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
. . . . . . . . . . . . . . .
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:
. . . . . . . . . . . . . . .
«Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.
Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…»

Урок литературного чтения в 3 классе.
Учебник «Живое слово» Романовская З. И. (Москва, 2003)
Учитель Жданова Н. М.
Тема: Н. Некрасов «Мороз – воевода».
Задачи:
1. формировать умение анализировать художественное произведение
2. учить работать над художественным словом
3. воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы посредством
художественного слова и образа
Цели урока:
1. расширять читательский кругозор
2. развивать способности внимательного отношения к языку художественных
произведений
3. развивать эстетическую восприимчивость детей
4. развивать речь, обогащать словарный запас
5. получать эмоциональное наслаждение от чтения художественных произведений
6. открыть тайну поэзии Некрасова
Оборудование: выставка книг о зиме, детские рисунки, картины и календари о зиме, учебник
«Живое слово», толковый словарь Даля.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами попробуем сравнить творчество писателей и художников, а также
попытаемся открыть тайну поэзии Некрасова. А для этого давайте вспомним, что необходимо
сделать на уроке, чтобы он прошел успешно? (нужно быть внимательными, уметь подбирать
синонимы, эпитеты, активно участвовать в беседах, выразительно читать…) Молодцы, а еще
нужно развивать свою память, воображение и речь. Вот сейчас мы над этим и поработаем.
Разминка. (текст записан на доске)
Дети, прочитайте стихотворение вслух выразительно.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Дети хором читают) Прочитайте стихотворение еще раз про себя и выслушайте задание. А
задание такое – я дам минуту времени, вам надо запомнить стихотворение, а потом
воспроизвести­ написать в тетради по чтению. (Дети выполняют задание) Кто из вас желает
прочитать выразительно то, что записал? (опрос 5­7 детей, не только желающих) Молодцы, все
постарались. Но у некоторых еще не очень получается, а это значит, что дома надо
тренироваться читать выразительно не только произведения по чтению, но и по остальным

предметам. Ведь от выразительности зависит и то, как вы понимаете прочитанное. Может,
готовясь дома, вы уделили выразительности больше времени. Давайте это проверим.
Проверка домашнего задания.
Какое же произведение вы готовили дома? (Произведение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою…»
на выразительное чтение) Прочитайте выразительно наиболее яркий отрывок, который
произвел на вас неизгладимое впечатление. (5­6 учеников зачитывают отрывки:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, ­
Не мертвец и не живой…
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.)
Кто желает прочитать произведение целиком, выразительно, постараться передать настроение
автора или свое настроение? (Читают 2­3 учащихся)
С каким чувством поэт пишет о зиме? (он удивляется, любуется, радуется, восхищается
картинами природы. Поэт очарован красотой природы.)
Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту природы. А теперь посмотрите,
как фотографы, художники запечатлели на своих полотнах зиму. (показ зимних пейзажей из
календарей и на картинах) Какая же зима у Тютчева и фотографов, художников? (Чародейка,
Кудесница, Волшебница, русская красавица зима, нежная, красивая, белоснежная)
Вы правы, мы видим зиму легкой, изящной, творящей чудеса. Зима предстала перед нами
легкой и приятной. Но всегда ли она бывает такой? (нет, она бывает и суровой, и морозной, и
вьюжной) вспомните загадку, с которой мы уже с вами встречались: «Какой это мастер на
стекло нанес и листья, и травы, и заросли роз?» О ком эта загадка? (о морозе) Как в
загадке назван мороз? (его называют мастером, волшебником) А вот поэт Н. Некрасов решил
назвать его Мороз – воевода. Воевода – это предводитель войска в старое время на Руси.
(из толкового словаря)
Работа над произведением «Мороз – воевода» Н. Некрасова
Сейчас нам с вами предстоит знакомство с этим замечательным произведением. Все встали,
приготовились слушать. (после чтения дети садятся за парты) Чтение учителем. (отдельные
строки перечитываются для того, чтобы показать силу Мороза:
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
Пойду на моря–окияны –
Построю дворцы изо льда.

Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнет…)
В тексте нам встретились новые незнакомые слова, смысл которых надо уточнить. Для этого
вам необходимо соотнести слова ­ определения с нужными значениями:
Обходить дозором Проверка, ходить осматривать
Косматая борода
Палица
Моря – окияны
Под гнет
Обозы с товаром
Казна
Не скудеет
Непричесанная, свалявшаяся борода
Вид дубины, орудие русских богатырей
Старорусское название, произношение слова океан
Пресс (что­то тяжелое)
Сбор повозок (телег) для перевозки товара
Деньги, звонкие монеты, доход, имущество
Не беднеет, не иссякает
Каким изображен Мороз в этом стихотворении? Прочитайте эти строки – что слышится вам в
них?
(Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,­

Зоркий, внимательный, аккуратный в своей работе
Идет – по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.­

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет ­

. . . . . . . . . . . . . .
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ. –

Величественный, важный, властный
иногда веселый, озорной, хвастунишка
гордый от выполненной работы
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…­

Прочитайте произведение еще раз про себя. (дети читают) Как же живется Морозу – воеводе в
зимнем царстве? (Чудесно. Он творит всякие волшебства и поет свою хвастливую песню.)
Давайте прочитаем эту песню еще раз. (читают) Как поэт относится к своему герою? (он
любуется им, восхищается).
Домашнее задание.
С. 236­237 выучить отрывок наизусть (до строки: «хвастливую песню поет» или саму песню),
прочитать надо будет так, чтобы выразить свое отношение к воеводе.
Оценивание.
Итог урока.
Что же объединяет стихотворения поэтов о зиме? (любовь к природе, умение видеть ее
красоту и передать ее с помощью волшебных слов­красок). Какую же тайну скрывает поэзия
Некрасова? (без волшебства на свете не прожить. Каждый герой особенный)

Маюрова Ирина Фёдоровна, учитель начальных классов

КГУ Преображенка орта мектебі

План-конспект урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Н.А. Некрасов «Мороз – воевода» 4 класс

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока:

Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения.

Задачи:

помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);

исследовать содержание, язык произведения;

формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;

обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;

реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;

развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

воспитывать любовь к природе;

способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование:

портрет Н.А. Некрасова,

презентация по теме урока,

компьютер,

картины известных художников-пейзажистов

рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,

таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение.

Ход урока

1.Психологический настрой учащихся.

Послушайте песню и посмотрите клип. («Зимняя сказка».) (КЛИП) Догадайтесь о чём будет наш урок.

/ / О чём песня? - Стало холодно? Несмотря на то, что песня о зиме, но она приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от улыбок, и проведём урок с хорошим бодрым настроением.

На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое /Слайд 2/ солнышко , оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

Чтобы оно стало совсем хорошим, я приглашаю вас на экскурсию. (на доске висят картины известных художников-пейзажистов).

В каком местечке, изображенном художником, вы бы хотели сейчас оказаться и почему?

2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

1. Работа с выставкой книг.

/Слайд 3/- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, кому её можно посвятить?

/Слайд 4/- - Сегодня на уроке мы поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения.

    Родился в местечке Немирово на Украине

    Вырос на берегу Волги в селе Грешнево (теперь село Некрасово) около города Ярославля

    С 1832 – по 1837 учился в Ярославской гимназии. Писал первые стихи

    В 1838 стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета

    С 1847 – по 1866 год был издателем и редактором литературного журнала «Современник»

    Создавал поэмы и стихи о природе, о судьбе народной, о крестьянской жизни.

Какие произведения Николая Алексеевича Некрасова вам уже знакомы?

3. Сообщение темы и цели урока.

У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку.

Сердит! – закрыв лицо рукой, Она сказала: – Ишь, какой,

Сказал прохожий глухо. Кусается как пёс!

– Ударил как! – ворчал другой, И я скорей лицо прикрыл

Поглаживая ухо. Воротником пальто.

Шла мимо бабушка с клюкой, В тот день и впрямь сердитый был…

В платок упрятав нос, Вы догадались, кто? (МОРОЗ)/Слайд 5/

Какой бывает мороз? – Трескучий, слабый, сильный.

Сегодня мы прочитаем произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”,/Слайд 6/ определим его тему, жанр, исследуем содержание, представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

4. Первичное восприятие текста. Стр.124

Ребята, в произведении встретятся такие слова: /Слайд 7/

    Воевода – в старые времена старший в маленьком военном формировании.

    Алмаз – драгоценный камень.

    Жемчуг – драгоценный камень.

    Серебро – драгоценный металл.

    Палица – дубина с шипами.

    Дозор – охрана.

    Гнет – тяжесть, груз.

    Казна – имущество, денежные и иные средства.

    Обоз – несколько груженых товаром лошадей.

    Не скудеет – не становится меньше.

а) Чтение стихотворения учителем

5. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам это произведение? Чем?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

6. Анализ текста стихотворения.

а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)

Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

Вопрос 1. (По ходу заполняем таблицу на знание литературных приёмов, использованных в стихотворении: олицетворения, эпитеты ит.д.)

- Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так каксказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

- Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
- Идёт , по деревьям шагает,
Трещит
по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…

Вопрос 2.

Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?

(Он использовал приём-олицетворение , чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

Вопрос 3.

- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал такжеэпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

Вопрос 4.

- Каким вы представили “Мороза-воеводу”?

(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.

Вопрос 5.

- Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так какбылина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

Физминутка для глаз «Снежинка»

Вопрос 6.

- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Вопрос 7.

Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?

“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.

Вопрос 8.

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

Вопрос 9.

- Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

Вопрос 10.

- Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

Обобщение: Стихотворение “Мороз-воеводанапоминает былину ещё и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

Вопрос 11.

- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

- Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явнопреувеличены , как у былинных героев.)

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…

- Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Вопрос 12.

Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…

Вопрос 13.

Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

-Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами,

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

Минутка отдыха для глаз

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым? (Послушайте сейчас две музыкальные композиции и скажите какая из них подходит нашему герою)

/Слайд 8/ «Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

/Слайд 9/ 7. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.

А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.

Это большой великан, всесильный богатырь , который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.

Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.

8. Домашнее задание. (по желанию)

Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём, выучить наизусть.

/Слайд 10-12/ 9. Представление сказочного образа Деда Мороза.

Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год.

10. Подготовка к выразительному чтению.

- Чем отличается выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец умеет голосом передать смысл читаемого).

11. Дыхательная гимнастика.

Представьте торт с пятью зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу - фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание - фу -, - фу -, - фу -, - фу -, - фу.

12. Индивидуальное чтение текста

13. Итог урока.

Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии, реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;

14. Рефлексия. /Слайд 13/

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

15. Вот и подошёл к концу наш урок. /Слайд 14/ Солнышко по - прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению. Спасибо за работу! До свидания! Оценки за урок.

/Слайд 15/ Всех с Наступающим Новым Годом!

Восточно – Казахстанская область

Кокпектинский район

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт,
А сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:

«Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-океаны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли,
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли...

Богат я: казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство своё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро».

Снежок порхает, кружится

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

Саша

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне седой,
Любит она её смех молодой

Мужичок с ноготок

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!

«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —

«А что, у отца-то большая семья?» —
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»

— Власом. — «А кой тебе годик?» —
Шестой миновал...
- Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.

В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Николай Некрасов.

"Не ветер бушует над бором..."
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны -
Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли -
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой...»
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.
http://www.djoa.ru/blog/nekrasov_nikolay/ne_veter_bushuet_nad_borom.html