Когда святить вербу в Вербное воскресенье. Что делать с освященной вербой. Как и сколько хранить вербу после праздника. Куда девать старую вербу после Вербного воскресения




Обычно это делают в Лазареву субботу, перед Вербным воскресеньем. Её отмечают за неделю до Пасхи, а также на следующий день. В 2017 году Лазарева суббота падает на 8 апреля, но тем, кто не успел освятить вербу, нужно пойти в храм и сделать это в воскресенье. Лучше узнать заранее в храме, во сколько стоит прийти для освещения вербы, так как во всех храмах время разное. Точно узнать, когда освящают вербу в церкви можно у священника или прихожан, которые часто бывают на службах. Обычно это женщины пенсионного возраста, не пропускающие ни одного богослужения. Священник накануне праздника обычно говорит, когда стоит осветить вербу и во сколько прийти в храм. Некоторые приходы пишут крупное объявление. В любом случае информация доступна практически везде.

Для чего освящают вербу




Эта традиция связана с христианским праздником, когда Иисус приехал на осле в Иерусалим и все его почитали и клали к его ногам пальмовые ветви и цветы. Однако, так как в нашей стране пальмы не растут, то использовали ветви вербы. Весной это одно из первых деревьев, которое обрастает листвой. Иногда используют вербу с шишечками. Принципиальной разницы, что именно выбирать для освещения, нет. Главное уже само появление человека в храме и то, что он решил освятить вербу.

Многие в этот день стоят службу в храме. Однако не все по состоянию здоровья смогут выстоять двухчасовое богослужение. Именно по этой причине люди, работающие в этот день, те, кто занят различными делами или заботами, могут просто прийти только на освящение. Для этого нужно купить в храме свечу, сделать небольшой посильное пожертвование на храм, купить вербу и встать в ряд с другими верующими людьми. Когда появляется священник, нужно зажечь церковную свечу и подставить ему вербу, так, чтобы капли воды попали на неё. После того, как священник отойдёт, нужно пойти домой вместе с вербой. Хорошая примета, если вы сможете донести свечу до дома так, чтобы она не погасла. Считается, что после этого в доме будет благодать из храма, и никто не будет болеть в течение года.

Её нельзя выбрасывать ни в коем случае. В течение года засохшие ветви хранят до следующего вербного воскресенья. В день, когда вы принесли ветви домой, нужно их поставить в вазу и разместить на столе или в красном углу с иконами. После этого все члены семьи садятся за стол или верующие гости, чтобы отметить праздник.

В день вербного воскресенья пост ослабляется: можно пить умеренное количество вина и есть рыбу и морепродукты. Однако творог, молоко, яйца или сливки не стоит есть ещё неделю. Рыбный стол тоже может быть очень вкусным и полезным для здоровья. Вот основные блюда и продукты, которые могут иметь место на праздничном столе.




1. Вяленый судак. Его можно использовать, как дополнение к картофельным блюдам. Он очень вкусный и хорошо сочетается с различными продуктами питания.
2. Мидии в масле. Можно использовать, как самостоятельную закуску, так и просто дополнение к различным салатам и закускам. Они имеют яркий вкус и придают пикантность любому салату.
3. Стейк из красной рыбы под чесночным соусом. Аппетитное и очень вкусное блюдо быстрого приготовления для микроволновки. Просто нужно в течение 5 – 10 минут нагреть стейк так, чтобы его аромат был слышен в комнате, затем купить сливочно-чесночный или сырный соус, выдавить в него немного чеснока и добавить нарезанных оливок. Подавать порционно, как самостоятельное блюдо. Наборы таких стейков есть в супермаркетах и крупных гипермаркетах. Из них можно приготовить аппетитный ужин для всей семьи. Такая рыба богата различными аминокислотами и омега-3, позволяющая восстановить силы до завершения поста.
4. Крабовые палочки. Можно использовать в качестве самостоятельного блюда или просто добавить их в любимый салат. Блюдо будет очень вкусным и аппетитным вместе с ними. Они прекрасно сочетаются с рисом, укропом, консервированной кукурузой и соевым соусом.
5. Креветки. Можно использовать в качестве самостоятельного блюда (шашлык в микроволновке), обжарить на сковороде или просто сварить в укропе, как раков. Прекрасное блюдо, дающее чувство насыщения и одновременно нормализующее уровень белка в организме.
6. Рыба, запечённая с пряностями. Прекрасное праздничное самостоятельное блюдо. Есть много постных рецептов, как приготовить его быстро и качественно.
7. Вино. Из алкогольных напитков, на вербное воскресенье лучше всего использовать красное вино, дорогое шампанское или ликёр.

Что не стоит делать с вербой

Прежде всего, освящённые ветки не нужно выбрасывать в мусорное ведро или дарить, особенно посторонним людям. Иначе из дома может уйти благодать. Вербу, которая уже стояла год в доме, не выбрасывают на помойку, а сжигают в костре, как и многие святые вещи и предметы. Не стоит давать её маленьким детям или использовать в хозяйственных нуждах. Что еще нельзя делать в этот день - читайте в нашей статье

За неделю до Святой Пасхи истинные христиане встречают прекрасный праздник – Вербное Воскресенье. Нежные веточки по старинной традиции с почтением освящают в храмах и церквях в субботу или само воскресенье, правильно именуемое Входом Господним в Иерусалим.

Почему освящают веточки вербы?

Свое начало этот ритуал берет от событий, описывающих последние дни жизни Иисуса Христа. Его, прибывшего в Иерусалим на старом осле, местные жители встретили с огромным почтением, выкладывая перед ним ветви пальм, как перед царственной особой.

Экзотическую пальму со временем заменили нежные веточки вербы, которая почиталась славянами как символ жизненной силы за раннее пробуждение от зимнего сна. Тоненькие прутики, украшенные пушистыми почками, можно купить на рынке у предусмотрительных торговцев, или заготовить самим, аккуратно нарезав в лесу небольшую связку из нескольких штук.

Как освятить вербу?

Впервые обычай святить вербу упомянут в летописях 1073 года. Обряд освящения по традиции проводится после вечерней субботней или праздничной утренней воскресной службы. Священник, после прочтения серии молитв, окропляет ветки вербы святой водой, наделяя ее особой силой. Нарядно одетые прихожане поздравляют друг друга с пожеланиями всех благ и бережно несут домой главный освященный символ праздника.

По старинному поверью, тех членов семьи, кто по разным причинам не был на праздничной службе, принято легонько отхлестать веточками. Это помогает освободиться от грехов и скверны, придает на весь год силы и здоровья.

Приметы и традиции, связанные с освященной вербой

Пушистые веточки, принесенные из церкви, на целый год становятся сильным оберегом, защищая дом от бед и напастей, принося благодать всей семье. Их помещают на почетное место перед образами святых, при желании украсив красивыми лентами.

Освященной вербе приписывают волшебную силу, окропляя ею с помощью святой воды свое жилище, очищая его от плохой энергетики. Сажают несколько веточек в огороде, веря, что это защитит урожай, и принесет прибыль. Спрятанные в углах дома, они хранят его от пожара и бедствий. Тяжелобольным рекомендуют принимать с нею ванны для скорейшего излечения.

К вербе нужно относиться бережно, не выбрасывая в мусор святой символ. После полного высыхания, его можно сжечь, развеяв пепел в огороде или прикопав у дома, для улучшения атмосферы в семье и привлечения удачи и благодати.

«Много людей празднуют праздники и
знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», - поется в тропаре праздника, - то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями - символом победы - Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Сейчас мало кто осмелится нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

Молитва на освящение вербы в церкви именуется молитвой на благословение ва́ий (пальмовых ветвей)

Текст молитвы на церковнославянском:
«Господи, Боже наш, седя΄й на Херувимех, возставивый силу и пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом и погребением и Воскресением Своим, Егоже ныне пришедше во Иерусалим на вольную страсть, людие, седя΄щии во тьме и сени смертней, приемше зна́мения победы — ветви древе́с и ва́ий, финик, Воскресение предвозвести΄ша. Сам, Владыко, и нас, по подражанию о́нем в предпразднственный сей день ваия, и ветви древе́с в руках нося΄щих, соблюди, и якоже о́нии народи и дети, осанна Тебе принося΄щих, сохрани, яко да и мы в песнех и пениих духовных сподобимся достигнути животворящаго и тридневнаго Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Текст молитвы на современном русском языке:
«Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу - Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

ОТ РЕДАКЦИИ. Что мы знаем об освящении вербы в праздник ? - Так, с ложившаяся благочестивая традиция…

Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Наши современники - богословы из общества имени Скабаллановича - в своём миссионерском издании обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.

Знаете ли вы, что…

Факт №1

Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали.

Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.

Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.


Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Факт №5

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

В Церкви существуют различные традиции, получившие широкое распространение в среде русского народа. Одной из таковых является освящение верб на праздник Входа Господня в Иерусалим в православных храмах.


Стоит заметить, что само торжество Входа Господня в Иерусалим не сводится исключительно к практической стороне освящения ветвей дерева, которое первым распускается по весне (вербы и ивы). Главной сутью торжества является воспоминание шествия Спасителя на вольные страдания и смерть ради спасения человека и примирения последнего с Богом. Поэтому посещение храмов исключительно для того, чтобы освятить вербы, не является правильным с точки зрения православной веры. Освящению вербы нельзя придавать особое мистическое значение, это действие не должно являться самоцелью для православного христианина.


Во время входа в Иерусалим Спасителя, Господу стелили под ноги ветви пальм. В России вербы заменили собой пальмы. Это дерево стало символом духовной радости и пробуждения, подобно тому, как пробуждается природа посредством расцветания почек ивы и вербы.


Освященная является святыней для православного человека, свидетельством благодати Божией, ниспосланной во время освящения. Эти святыни верующие люди хранят в течение года, после чего ветви сжигают или же вставляют в землю на садовых участках в место, непопираемое ногами.

Когда и как освящается верба

Многие ошибочно полагают, что освящение вербы совершается на сам праздник в воскресенье. Однако церковный устав не предусматривает такой чин на литургии или после нее в день Входа Господня в Иерусалим. Освящение вербы происходит накануне вечером за субботним богослужением всенощного бдения.


В церковной традиции службы начинаются вечером накануне празднуемого события. Всенощное бдение в субботу перед Вербным воскресеньем уже относится к праздничному богослужению Входа Господня в Иерусалим. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в храмах освящаются вербы во время этого богослужения, а не при служении литургии в воскресенье.


Освящение верб происходит на утрени после чтения текстов Евангелия. Ппо прочтении Священного Писания читается пятидесятый псалом, во время которого совершается каждение приготовленных ветвей ивы и вербы. Священник читает молитву на освящение вербы и окропляет ветви святой водой. После этого богослужение продолжается своим праздничным чином.