Карнак и его храмы. Введение

Во времена Древнего Египта на месте нынешней деревни Карнак, расположенной на восточном берегу Нила невдалеке от крупного административного центра Луксора, находился крупнейший город той эпохи Фивы. На протяжении нескольких столетий он являлся столицей всего государства. Именно здесь четыре тысячи лет назад началось строительство самого крупного храмового комплекса, известного сегодня как храм в Карнаке.

Величайший из богов Древнего Египтак

Прежде чем начать рассказ об этом уникальном сооружении, следует хотя бы кратко познакомиться с тем, ради кого тысячи рабов возводили его в течение нескольких столетий. Среди пантеона многочисленных египетских богов Амон занимал главенствующее положение. Он олицетворял собой солнце - то есть ту силу, которой была подчинена вся жизнь на берегах Нила.

Теплом своих лучей оно превращало зерно в полновесный колос, но оно же могло иссушить землю, оставив на месте цветущей нивы мёртвую пустыню. Каждое утро оно, юное и жгучее, восходило на небеса и, пройдя свой дневной путь, старело и в бессилии падало за горизонт, чтобы завтра начать всё сначала. Так же было предначертано и людям - в вечном круговороте жизни стареть, умирать и вновь возрождаться в своих детях.

Храм в Карнаке

Этому величайшему из богов были посвящены и Луксорский. Храм, о котором ведется наш рассказ, изначально состоял из трёх частей. Первая из них была посвящена ему самому, то есть великому и могучему богу Амону Ра, вторая - его жене Мут, покровительствовавшей всем царицам, которым суждено было осчастливить землю своим появлением на ней, и, наконец, третья - их сыну Хонсу. Таким образом, план храмового комплекса в Карнаке изначально демонстрировал ряд сооружений, расположенных на общей оси и предназначенных для поклонения этой священной триаде.

Четыре тысячи лет назад Фивы, являясь столицей Египта, были самым густонаселённым её городом, в котором проживало почти полмиллиона человек. Многочисленные и победоносные войны обеспечили его поступлением дани от покорённых народов и неисчислимыми толпами рабов. Неудивительно, что фараоны могли себе позволить затраты на строительство, колоссальное даже по нынешним меркам. И денег, и рабочих рук было в избытке.

Каменная летопись на берегу Нила

Возводился храм бога Амона в Карнаке в период с XVI по XI век до н. э., и все фараоны, правившие в эти века, старались увековечить в нём свои имена, сохранив о себе память. Тутмос I, например, возвёл многочисленные обелиски и статуи, изображавшие его в образе Не страдал излишней скромностью и его внук Тутмос III, построивший так называемый зал Анналов, на стенах которого были высечены рассказы о его блистательных военных победах. Он же прославил свои завоевания в Азии, возведя в северной части комплекса храм богини войны Сехмет.

Сценами из жизни фараонов покрыты и многочисленные колонны, украшающие Храм Амона Ра в Карнаке. История, охватывающая многие века жизни Древнего Египта, сохранена в этих каменных летописях. Кроме повелителей страны в их сюжетах важное место занимают жрецы, чьё влияние и значение в общественной жизни возрастало по мере расширения комплекса.

О пользе образования

Весьма любопытна в этом плане местная легенда, рассказывающая о том, как некий жрец дерзнул бороться за власть с самим фараоном. Он настолько преуспел в своём деле, что у владыки появились серьёзные опасения потерять трон. Не желая рисковать, он приказал воинам схватить жреца и как изменника придать смерти.

Но по стечению обстоятельств царская стража явилась в храм именно в тот день и час, когда должно было наступить солнечное затмение, о котором жрец, несомненно, знал, поскольку был, как и все его коллеги, отменным астрономом. Поднявшись в нужный момент на стену храма, он возвёл руки к небу, и на глазах у всех повелел солнцу скрыться, чтобы в наступившей тьме сгинули все его враги. Нетрудно представить реакцию собравшихся, когда вслед за его словами землю покрыл мрак. Кончилось тем, что просвещённый жрец занял место фараона, убитого в тот день толпой по его приказанию.

Фараоны - строители храма

Храм бога Амона в Карнаке был значительно расширен XIII веке до н. э. Его строителями в этот период стали фараон Сети I и его сын Рамсес II, своими деяниями заслуживший звания Великого. Они воздвигли на территории храмового комплекса Гипостильный зал, способный поразить своими размерами не только жителей тех давних времён, но наших современников. На площади пять тысяч квадратных метров шестнадцатью рядами были установлены сто тридцать четыре колонны, покрытые золотыми пластинами.

Труды царицы Хатшепсут

В XV веке до н. э. храм бога Амона в Карнаке значительно дополнила женщина-фараон по имени Хатшепсут. Продолжая дело своего отца Тутмоса II, она возвела в нём ряд пилонов - ворот в форме усечённой пирамиды, увеличила почти в полтора раза храм богини Мут, и построила отдельное святилище небесной барки Амона Ра, названное впоследствии Красной капеллой. На стенах этого сооружения, возведённого из чёрного и красного гранита, древними мастерами были высечены сцены её коронации.

Однако этому святилищу не суждено было дожить до наших дней. Спустя столетие оно было разрушено другим повелителем Египта - Аменхотепом III. Гранитные блоки, из которых оно состояло, использовались в качестве строительного материала для возведения других сооружений. И только значительно позже, в так называемый эллинистический период при Александре Македонском, святилище было воссоздано, но в значительно изменённом виде.

В годы правления Хатшепсут храм Амона Ра в Карнаке был украшен четырьмя монолитными каменными обелисками - самыми большими из существовавших в то время в Египте. Один из них сохранился до наших дней. Высеченный из красного гранита, он достигает в высоту тридцати метров.

В те же годы царица готовилась поразить мир ещё большим сооружением. При ней началось изготовление другого монолита, самого высокого за всю историю Древнего Египта. По замыслу создателей, он должен был подняться над землёй на сорок один метр и весить не менее тысячи двухсот тонн. Но эта работа по ряду причин так и не была завершена.

Дальнейшее строительство комплекса

На стыке XIV и XIII веков до н. э., уже при фараоне Хоремхебе, были выстроены ещё три пилона и появилась знаменитая аллея сфинксов. Правители следующей династии также немало потрудились. Храм бога Амона в Карнаке они соединили с берегом Нила дорогой, по обеим сторонам которой были установлены бараноголовые сфинксы. На территории комплекса они возвели ещё одну колоннаду, два новых пилона, и в довершение всего установили сами себе монументальные статуи.

Новогодняя молитва Амону

Со временем поклонение Амону приобрело характер общегосударственной религии. Ежегодно в августе, когда происходит разлив Нила, его статую торжественно выносили из храма и по аллее сфинксов в сопровождении многолюдной процессии доставляли в Луксор, где божество обновлялось вместе с землёй, возрождённой после долгих месяцев засухи.

Здесь сам фараон в молитве, обращённой к богам, и в первую очередь к великому Амону Ра, испрашивал их благословения в новом году. Завершив молитву, он выходил к народу, заполнившему всю прилегающую к храму территорию, и, стоя лицом к Нилу, они все вместе пели хвалебную песнь реке, столь щедро излившей свои воды на иссушенный солнцем Карнак.

Достопримечательность Египта - храм Амона Ра

Но прошли столетия, и мир изменил своё лицо. Ушли в прошлое но остались под палящим африканским солнцем памятники той эпохи бережно сохраняемые потомками их строителей. В 1979 году в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился и Карнакский Храм (Амон Ра). Описание, история и сегодняшний день этого уникального сооружения оказались под пристальным вниманием мировой общественности, и ежегодно привлекают к нему сотни тысяч туристов. Неудивительно, что доход, приносимый ими государству, является важной составляющей частью бюджета.

И хотя за долгие столетия среди прочих древностей Египта был разрушен и Храм бога Амона в Карнаке, отзывы посетивших его свидетельствуют, что даже в руинах он производит неизгладимое впечатление своим величием. На сайтах туристических компаний, осуществляющих туры в Египет, где побывавшие в этой удивительной стране делятся своими впечатлениями, неизменно появляются свидетельства восхищения вызванного столь грандиозным сооружением и тем колоссальным трудом, который был затрачен на его возведение.

Стоит ли удивляться тому, что этот храмовый комплекс входит в число наиболее популярных туристических маршрутов наших дней. Едва ли где-нибудь на свете можно найти хоть и на большом, но всё же ограниченном пространстве такое обилие исторических памятников, отстоящих друг от друга по времени их создания на десятки столетий. Кроме того, в последние годы на его территории ежедневно проводятся грандиозные шоу, включающие в себя световые и звуковые эффекты и рассказывающие об истории храма. Всё это делает его посещение необыкновенно интересным и запоминающимся.

Храмы Карнака и Луксора
Кармак - современное название одного из крупнейших храмовых комплексов и религиозных центров Древнего Египта. На протяжении примерно двухтысячелетий (вплоть до рубежа новой эры, когда начался римский период в древнеегипетской истории) Карнак являлся по сути средоточием государственного религиозного культа, определявшего идеологию и направленность духовных исканий богословов страны на Ниле.

В восприятии египтян Карнак был особым местом в ряду других святынь Египта. Об этом говорит уже само его название: по-древнеегипетски храмовый комплекс именовался Ипет- Сут, что, по мнению известного российского египтолога О. И. Павловой, можно перевести как «избранный местами (пребывания)». Причина его избранности понятна: хотя в Кармаке почитались многие египетские боги, начиная с эпохи Среднего царства (точнее, с XII династии) он - главное святилище бога Амона,которого позднее, в греко-римской античности, не случайно отождествляли с верховным богом Зевсом (Юпитером). Имя Амон переводится как «сокрытый», «невидимый». Такое определение в принципе приложимо к любому божеству Древнего Египта, однако Амон в египетском пантеоне обладал редкими функциями: это был бог воздуха, или ветра (греческое слово «пневма», обозначающее эту стихию, стало в христианстве обозначением Святого Духа, и в то же время бог-творец. Предположительно Амона особенно почитали в Гермополе, в среднем течении Нила. Когда же при фараонах XI династии развернулась борьба за объединение Египта под властью Фив - будущего стольного города в Верхнем Египте, начал складываться культ Амона Фиванского, освящавший царскую власть п единство государства.

Влияние религии Амона заметно усилилось в период XII династии (XX-XVIII вв. до н. э.). Тогда-то фараон Сенусерт I и возвёл в Карнаке небольшой изящный храм «из камня белого прекрасного», куда в празднества помещали священную барку Амона, изготовленную из знаменитого ливанского кедра (использовавшегося, кстати, и при постройке иерусалимского Храма). В Белом храме, как его называют египтологи, проводился праздник хеб-сед, во время которого совершалось таинство возрождения физических сил стареющего фараона, после чего он как бы вновь венчался на царство, символизируя тем самым и неиссякающее благоденствие для всего Египта. Белый храм ещё в глубокой древности разобрали в ходе одной из реконструкций Карнака, но значительная часть блоков, из которых он был построен, сохранилась в составе других сооружений, благодаря чему в XX в. храм удалось воссоздать.

Разбирать старые постройки и использовать их камень для возведения новых было обычным делом в Древнем Египте. Поэтому история Карнака не известна в деталях. Однако ясно, что расцвет его относится к эпохе Нового царства, когда главной святыней Карнака стал колоссальный (размером 600 х 550 м) храмовый комплекс, посвящённый Амону.
В древности храмовый ансамбль был обнесён стеной и включал в себя множество обширных помещений, дворов, залов, аллей-переходов, обелисков, пилонов, статуй. Сейчас от грандиозного архитектурного шедевра уцелело далеко не всё, но даже то, что сохранилось, потрясает своим величием. Остальные храмовые постройки, по словам некоторых путешественников, меркнут перед впечатляющими останками Карнакского храма. Это действительно ярчайший образец храмового зодчества Древнего Египта последних двух тысячелетий его существования.

До наших дней сооружение дошло примерно в том виде, какой оно имело в XIV-XI вв. до и. э. С запада к нему ведёт частично уцелевшая доныне аллея сфинксов. Египетские сфинксы, как правило, имеют тело льва и голову фараона, но утех, что находятся перед храмом Амона, голова овна (барана) - священного животного этого бога. Сфинксы символизируют царственную силу, покровительствующую добру и безжалостную к злу, поэтому мифические существа, расположенные в два ряда перед входом в храм, были призваны многократно увеличить его защиту от злых сил.

Аллея завершается перед гигантскими пилонами, их композиционное решение восходит к архитектуре более ранних погребальных сооружений эпохи Древнего царства. За пилонами - обширный двор, а за ним - знаменитый гипостиль (закрытое помещение с несколькими рядами колонн) Карнакского храма. Все его 134 колонны (до 20 м в высоту и около 3,5 м в диаметре), расположенные в 16 рядов, некогда были увенчаны капителями в форме цветков лотоса и связок папируса, характерными для Египта эпохи Нового царства. Да и сами колонны воспроизводили форму связок из стеблей этих священных для египтян растений: лотос издревле ассоциировался с колыбелью Солнца на заре творения - с тем «великим лотосом», что «поднялся из первичных вод». Папирус, символика которого столь же многозначна, как и лотоса, в конструкции храмов, видимо, развивал его тему и означал произрастание, процветание. Ведь сам египетский храм (во всяком случае, со времён Нового царства) воспринимался как место ежедневного мистического обновления Вселенной.
За гипостилем располагаются пилоны всё новых и новых врат, некогда покрытых золотом, серебром, медью и бронзой. Они выстроены анфиладой по оси комплекса и ведут в другие помещения храма, более затемнённые. Святая святых Карнака - сравнительно небольшая комната, погружённая во мрак, символизирующий покров тайны, окружающий божество, или изначальный сумрачный хаос, в котором восходит лучезарная заря творения.

Таким образом, композиция храма Амона разворачивалась по горизонтали, а не по вертикали; в соответствии с данным архитектурным решением по горизонтальной оси возрастала и «степень сакральности» храмовых помещений. Почти готическая устремлённость к небу в египетском храме была свойственна лишь обелискам у входа.

Они соотносились только с «вратами таинства», а не с самим местом его совершения - в этом отличие египетского (и вообще древнейшего восточносредиземноморского) храма от тех форм, что развились позднее в христианстве и исламе, индуизме и буддизме. Разумеется, глубоко сакральная горизонтальная ось есть и в церквах, и в мечетях (она указывает соответственно на алтарь и на михраб), однако вертикальная устремлённость здесь постоянно подчёркивается богословским осмыслением элементов конструкции здания. Можно сказать, что египетский храм выражал в своих зримых формах прежде всего не идею «горения к небу», а идею мистериальности - последовательного прохождения через врата различных ступеней посвящения в мистерии.

Храмовый комплекс в Карнаке не раз перестраивался при XXII и XXV династиях, при Птолемеях. Почти каждый фараон считал | ^ своим долгом что-то привнести в главное культовое сооружение страны. Постепенно были возведены меньшие по размерам храмы других божеств, создано священное озеро Амона размером 110 х 70 м (священные озёра во времена Нового царства стали обязательной частью храмовых комплексов), вырыты несколько каналов. Здания окружили священные сады с чёткой, регулярной планировкой. При храме Амона появился «Дом жизни» - библиотека, где хранили и переписывали священные папирусные свитки, изучали математику и медицину. Перестройки, к счастью, не затронули основы планировки и архитектурного решения Карнака, как и его великолепные интерьеры. В храме Амона на внешней стороне стен гипостиля до сих пор видны некоторые рельефы, иллюстрирующие военные подвиги Рамсеса II, на внутренней - рельефы на религиозные сюжеты. Ранее все они были раскрашены, чаще голубой и жёлтой красками, и инкрустированы золотом, а потолок храма был небесносиним, усеянным золотыми звёздами.

Примерно в 3 км от Карнака в эпоху Нового царства воздвигли ещё один великолепный храмовый комплекс, посвящённый Амону, - Луксор. Аллея сфинксов соединяла оба религиозных центра, и каждый год по ней из Карнака в Луксор отправлялась праздничная процессия. Так что в сущности они представляли собой единственный комплекс, входящий и состав грандиозного культового центра, каковым являлись тогда Фивы.

Архитектурное решение Лекторейкого комплекса во многом сходно с Карнакским. Его главная часть, созданная преимущественно в XV-XIII вв. до н. э., также включает в себя могучие пилоны врат, внутренние дворы и гипостиль. Стены Луксорского храма покрыты многочисленными рельефами, в том числе повествующими о жизни фараонов и об исторических событиях далекого прошлого.

Долгое время Карнак и Луксор оставались оплотом древнеегипетских традиций. Но в период религиозной реформы Эхнатона (1368-1351 гг. до н. э.) фиванские храмы Амона сильно пострадали: утверждая единый культ бога Атона, по приказу фараона уничтожали в первую очередь изображения повсеместно чтимого Амона, сбивали его имя в надписях. Однако после смерти Эхнатона почитание Амона в Карнаке, Луксоре, да и во всём Египте очень быстро восстановилось: древняя фиванская религия Амона была, по-видимому, не менее возвышенной, чем почитание Атона (солнечного диска, дарующего жизнь), и глубже проникла в миросозерцание египтян.

В I тысячелетии до н. э. культ Амона распространился и за пределами Египта, прежде всего в царстве Куш (Древняя Нубия). Оракул Амона в ливийском оазисе Сива (к западу от Египта), по преданию, посещали
даже такие царственные особы, как.Александр Македонский и Клеопатра. На рубеже новой эры Карнак, средоточие культа Амона, был предан забвению почти на два тысячелетия. И систематически его начали изучать только с середины XIX столетия.

Образы Карнакского храма
Запечетленные в Карнааском храме образы становятся вполне понятными лишь через знакомство с богословскими осмыслениями древних египтян. В эпоху Нового царства Амон, древний бог почитается не только как бог-творец общеегипетского уровня, но также отождествляется с богом Солнца Ра. Остальные боги воспринимаются отныне как различные проявления приобретшего черты вселенского божества, — в этом нетрудно увидеть сходство с библейским пониманием Бога. О том же свидетельствуют и фиванские богословские тексты (помимо широко известной реформы Эхнатона, монотеизм которой неоднократно сопоставлялся с библейским богословием).
Отдельные фрагменты из гимнов Амону, вероятно звучавшие и в Карнакском храме, говорят о его «безначальности» и невозможности полного постижения. Подобные образы встречаются и в Библии, и в святоотеческой христианской литературе.

Нет ли здесь противоречия? Даже боги не знают «настоящего вида» Амона, однако изображения его в Древнем Египте (и, разумеется, в Карнакском храме) существовали — преимущественно в виде человека с головой овна (барана). Вот как объясняется это несоответствие в одном древнеегипетском тексте об Амоне, приведённом в книге И.Г. Франк-Каменецкого «Памятники египетской религии в фиванский период»: «Лик его подобен овну, таинственными образами он скрывает себя, дабы никто не познал его тайны».

Карнак - современное название древнего храма Амона в Фивах, Египет. Египтяне назвали сайт Нешут-Towi, «Трон двух земель», «Ипет-Исет», «Лучшее из мест», а также «Ipt-Swt», «Selected Spot» (также названный «Ipetsut», «The Most Select of Places» «). Первоначальное имя связано с древней египетской верой в то, что Фивы были первым городом, основанным на первозданном холме, который поднялся из вод хаоса в начале мира. В то время бог-создатель Атум (иногда Птах) стоял на насыпи, чтобы начать творение. Считалось, что место храма является этой оригинальной почвой, и по этой причине храм был поднят на этом месте. Карнак, как полагают, был древней обсерваторией, а также местом поклонения, где бог Амун будет взаимодействовать непосредственно с людьми земли.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Храм Амуна является самым большим религиозным зданием в мире (хотя некоторые из них требуют Ангкор-Ват в Камбодже) и почитает не только Амона, но и других богов, таких как Осирис, Монту, Исида, Птах и ​​египетские правители, которые хотели, чтобы их помнили их вклад в сайт. Он был построен постепенно на протяжении веков, с каждым новым правителем, добавляющим к нему, начиная с начала Среднего Царства (2040-1782 гг. До н. Э.) Через Новое Королевство (1570 - 1069 гг. До н. Э.) И во всей династии Птолемеев (323-30 гг. До н.э.) , Было даже высказано предположение, что правители Старого Королевства (c. 2613 - c. 2181 г. до н. Э.) Сначала были построены там из-за стиля некоторых руин и королевского списка монархов Старого Королевства, вписанных Тутмосом III (1458-1425 гг. BCE) Нового Королевства в его Фестивальном зале. Его выбор королей предполагает, что он, возможно, удалил свои памятники, чтобы построить свой зал, но все же хотел, чтобы их помнили. Структуры регулярно удалялись, ремонтировались или расширялись во время долгой истории храма. Комплекс продолжал расти с каждым последующим правителем, и руины сегодня покрывают более 200 акров земли. Было подсчитано, что можно разместить три структуры размером собора Нотр-Дам в главном храме.

Храм Амона постоянно использовался с постоянным ростом более 2000 лет и считался одним из самых священных мест в Египте. Священники Амона, которые контролировали управление храмом, становились все более богатыми и могущественными до такой степени, что они могли взять под контроль правительство Фив в конце Нового Царства, когда господство страны разделилось между ними на Фивах в Верхний Египет и фараон в городе Пер-Рамсес в Нижнем Египте. Возвышение власти священников и, как следствие, слабость положения фараона, считается основным фактором, способствующим упадку Нового Королевства и началу третьего промежуточного периода (1069-552 гг. До н. Э.). Храмовый комплекс был поврежден в ассирийском вторжении в 666 г. до н. Э. И снова в результате вторжения персов в 525 г. до н. Э., Но оба раза был отремонтирован и отремонтирован.

К IV в. Н.э. Египет был частью Римской империи, и христианство пропагандировалось как одна истинная вера. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) приказал, чтобы языческие храмы закрывались в 336 году н.э., а Храм Амона был опустян. Коптские христиане использовали здание для церковных служб, о чем свидетельствует христианское искусство и надписи на стенах, но затем участок был оставлен. Он был вновь открыт в течение 7-го века н.э. арабского вторжения в Египет, и в это время его называли «Ка-ранак», что означает «укрепленная деревня» из-за огромного количества архитектуры, накопленной в одном районе. Когда европейские исследователи впервые начали путешествовать в Египте в 17 веке н.э., им сказали, что грандиозные руины в Фивах были таковыми в Карнаке, и с тех пор имя было использовано для этого сайта.

AMUN & THE EARLY TEMPLE
Амон (также известный как Амун-Ра) был несовершеннолетним финским божеством, которое после того, как Ментухотеп II объединил Египет в c. 2040 г. до н.э., поднялся в известность. Силы двух старших богов: Атума и Ра (бог-создатель и бог солнца соответственно) были объединены в Амуне, сделав его верховным царем богов, как создателем, так и хранителем жизни. Район Карнак, возможно, уже был священным для Амона до того, как там были построены какие-либо сооружения или могли быть священными для Атума или Осириса, оба из которых также поклонялись Фивам. Место было уже выделено в качестве святого места в том, что там не было обнаружено никаких признаков внутренних домов или рынков, только построены религиозно-тематические здания или королевские апартаменты, построенные еще после того, как был построен первый храм. Поскольку не было отделения религиозных убеждений от повседневной жизни в Древнем Египте, можно было бы подумать, что было бы трудно сказать чисто светское здание с религиозного сайта, но это не так, или не всегда так. В Карнаке надписи, оставленные на колоннах и стенах, а также художественные работы, четко идентифицируют место как религиозное в природе с самых ранних времен.

Первым памятником, который, как считается, был поднят на этом участке, является Ваханкский интел II (около 2112-2063 гг. До н. Э.), Который воздвиг колонну в честь Амун-Ра. Это утверждение было опротестовано теми учеными, которые указывают на список короля Thutmose III в его Фестивальном зале, который утверждает, что сайт был впервые разработан для религиозных целей в Старом Королевстве. Они также иногда указывают на стили старого королевства в некоторых архитектурах руин. Однако архитектурное звено не имеет никакого отношения к утверждению, потому что стиль Старого Королевства (возраст великих строителей пирамид) часто подражался более поздними эпохами, чтобы вызвать величие прошлого. Если бы там были построены правители Старого Королевства, их памятники были удалены более поздними царями, и это то, что некоторые ученые утверждают в списке королей Тутмоса III.

Wahankh Intef II был одним из финских правителей, которые вели войну против неэффективного центрального правительства в Гераклеополисе и проложили путь для Mentuhotep II (ок. 2061-2010 гг. До н. Э.), Чтобы свергнуть королей северного и воссоединиться с Египтом под финским правлением. Когда Mentuhotep II пришел к власти, он построил свой моргерский комплекс прямо через реку от Карнака в Дейр-эль-Бахри, и это показало некоторым ученым, что в это время там существовал значительный храм Амуна; а не только памятник Wahankh Intef II. Mentuhotep II, возможно, построил храм на месте, чтобы поклониться Амуну за то, что он помог ему добиться победы, а затем построил свой комплекс напротив него, но это утверждение является умозрительным, и никакие данные не свидетельствуют об этом. Скорее всего, он выбрал место своего монгольского комплекса из-за его близости к святому месту через реку; в то время на месте не было бы храма, чтобы мотивировать его.

Первым известным строителем в Карнаке является царь Сенушрет I (1971-1926 гг. До н. Э.) Средневековья, который построил храм Амуну с двором, который, возможно, был предназначен для того, чтобы чтить и зеркально отобразить морговный комплекс Ментухотепа II через реку, Тогда Сенушрет I был бы оригинальным архитектором Карнака в ответ на могилу великого героя Ментухотепа II. Однако любые претензии по этим линиям остаются спекулятивными, и все, что ясно известно, состоит в том, что этот район считался священным до того, как там был построен какой-либо храм.

Правители ближнего царства, которые следовали за Сенусреттом, все добавили свои прикосновения к храму и расширились на месте, но правители Нового Королевства превратили скромные храмовые территории и здания в колоссальный комплекс огромных возможностей и деталей. Ничего похожего на Карнака не предпринимали, так как 4-й царь династии Хуфу (около 2589-2566 гг. До н. Э.) Построил свою Великую пирамиду в Гизе.

НОВОЕ РАЗВИТИЕ КОРОЛЕВСТВА
Фараоны Нового Королевства обращали внимание на Храм Амона. Seti I (1290-1279 гг. До н. Э.) И, особенно, его преемник Рамсес II (Великий, 1279-1213 гг. До н. Э.), Добавил украшения и колонны в Гипостильный зал, который ранее был построен в Новом Королевстве. Это было сделано, чтобы почтить бога и обеспечить место фараона в вечном воспоминании людей. Ученый Коринна Росси, ссылаясь на работу египтолога Элизабет Блит, пишет:

Важность Карнака заключалась в том, что он был контактным пунктом между Амуном, верховным правителем вселенной, и фараоном, верховным правителем на Земле, который представлял всех египетских людей. Таким образом, особенно из Нового Королевства и далее, каждый король, который желал, чтобы его помнили навсегда, фактически вынуждал внести вклад в великолепие этого самого важного храма (41).

Все фараоны Нового Королевства, до и после Сети I и Рамсеса II, способствовали Карнаку. Фактический труд на этом участке осуществлялся принудительным трудом заключенных из Великой тюрьмы в Фивах, лиц, выполняющих общественные работы, или платных рабочих, каменщиков и художников. Новое Королевство началось с царствования Ахмоса I (ок. 1570 - 1544 гг. До н. Э.), Объединившего Египет после изгнания иностранных правителей, известных как гиксосы. Ахмос I, финский принц, поблагодарил бога Амона за его победу, внося вклад в храм в Карнаке. Аменхотеп III (1386 - 1353 гг. До н. Э.), Который был одним из самых пышных царствований в египетской истории и чьи многие строительные проекты гарантировали, что его запомнят, по-прежнему должны были внести вклад в Храм Амона в Фивах. Его преемник, Эхнатон (1353-1336 гг. До н. Э.), Запретил поклонение Амуну и другим богам Египта, закрыл все храмы и возвысил свой личный бог Атен до уровня одного высшего божества вселенной. Несмотря на это, он по-прежнему вносил свой вклад в Карнак, хотя его вклад был храмом для Атона, а не Амона, который был разрушен более поздним фараоном Хоремхебом (1320-1295 гг. До н. Э.), Когда он восстановил богов Египта и попытался стереть память о царстве Эхнатона из истории. Результатом этих дополнений, ремонтных работ и разработок по всему Новому Королевству стал постоянно растущий комплекс огромных размеров и масштабов. Историк Маргарет Бунсон пишет:

Карнак остается самым замечательным религиозным комплексом, когда-либо построенным на земле. Его 250 акров храмов и часовни, обелисков, колонн и статуй, построенных более 2000 лет, включают в себя лучшие аспекты египетского искусства и архитектуры в великий исторический памятник камня. Он был спроектирован в трех секциях. Первая из них простирается с северо-запада на юго-запад, вторая - под прямым углом к ​​первоначальной святыне. Третий раздел был добавлен более поздними королями. План Храма Амона, очевидный даже в его разрушенном состоянии, содержал ряд хорошо скоординированных структур и архитектурных инноваций, предназначенных для максимального увеличения прочности камня и монументальных аспектов комплекса. Карнак, как и все другие крупные храмы Египта, был украшен рампой и каналом, ведущим к Нилу, и этот храм также похвастался рядами сфинксов с оврагом у входа. В свое время сфинксы присоединились к Карнаку и другому храму бога в Луксоре, на юге (133).

Этот огромный комплекс, посвященный Амуну и ряду почетных богов и богинь, имел в своем центре внутреннее святилище дома бога, которое прекрасно сочеталось с закатом в летнее солнцестояние. Весь Карнак, по сути, согласуется с небесными событиями, которые были бы истолкованы священниками там, чтобы понять волю бога и его желания для человечества.

СТРУКТУРА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ САЙТА
Карнак состоит из серии пилонов (монументальные ворота, которые сужаются к вершине к карнизам), ведущие во внутренние дворы, залы и храмы. Первый пилон открывается на широкий двор, который приглашает посетителя дальше. Второй пилон открывается в Гипостильный двор, который измеряет 337 футов (103 метра) на 170 футов (52 метра). Зал поддержан 134 колоннами 72 фута (22 метра) высотой и 11 футами (3,5 метра) вокруг в диаметре.

Богом, которому первоначально была посвящена земля, мог быть Монту, бог войны на Фивах, и там был участок, посвященный ему даже после возвышения культа Амона. Однако, когда храм вырос, он разделился на три раздела, которые упоминает Бунсон выше и посвященный Амуну, его супруге Муту, который символизирует живительные лучи солнца, и их сын Хонсу, бог луны. Эти три бога стали известны как Фиванская Триада и были бы самыми популярными богами, пока культ Осириса с его триадой Осириса, Изиды и Гора не обогнал его (в конечном итоге превратившись в культ Исиды, самый популярный в египетской истории).

Храмовый комплекс вырос от первоначального храма до Амуна Среднего Царства до почетного места для многих богов, в том числе Осириса, Птаха, Хоруса, Хатора, Исиды и любого другого божества записки, которому фараоны Нового Королевства считали, что они обязаны задолженностью благодарность. Священники богов управляли сайтом, собирали десятины и подарки, раздавали еду и совет и интерпретировали волю богов для людей. В Карнаке к концу Нового Царства было более 80 000 священников, а первосвященники были более богаты, чем фараоны.

Культ Амона вызвал проблемы для монархов Нового Королевства начиная с царствования Аменхотепа III, вероятно, раньше. Однако, несмотря на половинчатые попытки Аменхотепа III и драматическое реформирование Эхнатона, ни один правитель никогда не пытался сделать что-либо, чтобы значительно обуздать власть священника, и, как отмечалось, каждый царь внес вклад в храм Амона и богатство фиванских священников без паузы.

Даже во время разобщенности Третьего промежуточного периода (около 1069-552 гг. До н. Э.) Карнак все еще командовал уважением, а правители Египта продолжали добавлять к нему то, что могли. К концу третьего промежуточного периода Египет был захвачен сначала ассирийцами в 671 г. до н. Э. Под Эсархаддоном, а затем в 666 г. до н.э. Ашурбанипалом и Фивами был разрушен, но не Храм Амона в Карнаке. Эта же парадигма повторилась в 525 году до н.э., когда персы вторглись в страну. Ассирийцы, на самом деле, были настолько впечатлены Фивами и его великим храмом, они приказали египтянам восстановить город после того, как они его уничтожили.

Персы были изгнаны из Египта фараоном Амиртаем (404 - 398 гг. До н. Э.), И египетское господство возобновилось; как и строительство в Карнаке. Фараон Нектанебо I (380 - 362 г. до н. Э.) Добавил в храм обелиск и пилон (незавершенный) и построил стену вокруг участка, возможно, чтобы защитить ее от любых будущих вторжений. Nectanebo Я был одним из великих памятников древнего Египта, который также отвечал за Храм Исиды в Филе. Он был одним из последних коренных египетских королей страны. Когда персы вернулись в 343 г. до н.э., Египет потерял свою автономию.

ПЛОТЕЛЕЙ И ВХОД РИМА
В 331 году до н.э. Александр Великий взял Египет из Персов, и после его смерти его генерал Птолемей объявил страну своей долей в империи Александра. Птолемей I (323 - 283 гг. До н. Э.) Пытался объединить египетскую и греческую культуру, чтобы создать гармоничное многонациональное государство, но сосредоточил большую часть своего внимания на Александрии. Его более поздний преемник Птолемей IV (221-204 гг. До н. Э.), Однако, обратил внимание на Карнак и построил там гипогеум, подземную погребальную камеру, посвященную богу Осирису. Династия Птолемеев начала распускаться под его правлением, и никакие другие правители этого периода не делали дополнений к Карнакскому месту. Династия закончилась смертью Клеопатры VII (69 - 30 г. до н. Э.), После которой Египет был взят Римом.

Римляне также сосредоточили свое внимание на Александрии и проигнорировали Фивы и его храм. Они уволили Фивы в 1 веке н.э. во время или после битвы с нубийцами на юге и оставили город в руинах. После этой даты все меньше и меньше людей посещали город или храм.

В IV веке н.э. христианство было принято Римской империей при Константине Великом (306 - 337 гг. Н.э.), и новая вера, уже не гонимая, стала приобретать больше власти и более широкое признание. Император Констанций II (337 - 361 г. н.э.) закрыл все языческие храмы в империи, которые, конечно же, включали Карнак, но к этому времени Фивы были городом-призраком, в котором проживало несколько человек, живущих в руинах. Коптские христиане области использовали храм Амона как церковь в 4 веке н.э., но затем отказались от него. Город и храмовый комплекс затем были разрушены.

В VII веке н.э. арабы вторглись в Египет и первыми назвали великую структуру «Карнак», потому что считали, что это укрепленная деревня («эль-Ка-ранак»). Это было имя, которое местные жители дали ранним европейским исследователям 17 века н.э., и название, которое было известно с тех пор. Сегодня Карнак - большой музей под открытым небом, в котором тысячи посетителей со всего мира. Это одна из самых популярных туристических достопримечательностей в Египте и среди самых впечатляющих руин в мире. Как и в древних местах, таких как Баальбек, Стоунхендж, Великая пирамида, Немрут-Даг, Ангкор-Ват и другие, Карнак продолжает очаровывать посетителей по своим размерам, масштабам и возможностям того, как храм был построен за время без кранов, без грузовиков, без какой-либо современной технологии, которую так считают в современном мире. История Египта из Среднего Царства до 4-го века н.э. рассказывается на стенах и колоннах Карнака, и, когда люди сегодня посещают этот участок и видят надписи, они выполняют надежду монархов древнего Египта, что они будут жить вечно через их великие дела, записанные через их вклад в Храм Амона в Фивах.

Это типичный храм Египта - прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона - гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.

На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ - большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.

Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» - «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.

Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.

В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант - заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Сохранившиеся сооружения храмового комплекса Амона-Ра на правом берегу Нила, в южной части древней столицы Верхнего Египта города Фивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.
Местонахождение: г. Луксор в Египте.
Язык: арабский.
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Длина храмового комплекса от входа до самой северной стены: 260 м.
Размеры пилона: высота - 20 м, длина - 70 м.
Длина центрального здания: 190 м.
Общее количество колонн храма: 151.
Дорога сфинксов: длина - 2,7 км, количество фигур сфинксов на ней в древности- 1350.
Площадь Луксора: 416 км².
Население Луксора: 505 588 чел. (2012 г.).
Плотность населения Луксора: 1215,4 чел/км².

Святилище бога Амона-Ра

Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм). Оба храма были посвящены богу Амону-Ра и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «городе Амона» (отметим, что Фивы - это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-Имн - город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города - Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» - богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая - к храму Хонсу.

Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. до н. э. или 1504-1482 гг. до н. э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу III (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 гг. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.

При фараоне Аменхотепе III (1388-1353/1351 гг. до н. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего - жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. до н. э.) и Рамзесе II, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. до н. э.). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе III стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище - внутренние помещения. Затем - внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел прецессионную колоннаду - двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн - между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы, рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.

Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнесхрам внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе III. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши - таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.

Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юго- восток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.

Луксорский храм был возведен вдоль правого, восточного берега Нила в Фивах, в «городе живых», именовавшемся так, в отличие от «города мертвых» на западном берегу Фив и всего Верхнего Египта. С Карнакским храмом, отстоящим от него к северу почти на три километра, его соединяла общая для обоих святилищ Дорога сфинксов. В наши дни эти храмы разделяют плотно застроенные кварталы города Луксор.

ЯВИВШИЙСЯ ИЗ ЗАБВЕНИЯ

Сейчас такое трудно себе представить, но в истории Луксорского храма был долгий период, когда его значительная часть была занесена песком и мусором.

У потерь, которые претерпел храм, своя летопись. Первым урон ему нанес фараон еще XVIII династии Аменхотеп IV, более известный как Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.)| сын Аменхотепа III, религиозный реформатор, отрицавший культ Амона-Ра и перенесший столицу государства из Фив в Амарну. Но прежде он уничтожил в храме все изображения Амона, скульптурные и рельефные. Тутанхамон (по одной из версий, сын Эхнатона), однако, быстро восстановил разрушенное.

Один из мощных трапециевидных пилонов при северном входе в храм относится ко времени царствования Рамзеса II и покрыт рельефами с изображениями одержанных им побед над хеттами. Здесь же стояли и шесть колоссов Рамзеса, из которых сохранилось лишь три. Строительными работами при этом властителе Египта руководил не менее выдающийся зодчий, чем Аменхотеп, Бакенхонсу. Он разбил вокруг и внутри храма сады, снабдив их оросительной системой, о чем оставил собственноручное свидетельство в иероглифах на одной из стен. У одного из пилонов северного входа он установил два обелиска из розового гранита, «красота которых достигает небес», как писал сам Бакенхонсу. Сейчас там стоит один из них. Второй, точно такой же символ царской власти, в 1831 г. тогдашний правитель Египта Мехмет Али подарил королю Франции Луи-Филиппу, и с 1836 г. этот обелиск украшает площадь Согласия в Париже.

Святая святых комплекса - храм Амона-Ра - был возведен уже при Александре Македонском (356-323 гг до н. э.), завоевавшем Египет в 332 г до н. э. и называвшем себя сыном Амона, конечно, в символическом смысле. В 667 и 663 гг. до н. э. Фивы были завоеваны ассирийцами. В 146 г. до н. э. - римлянами, в 85 г. до н. э. - наказаны диктатором Суллой за то, что в его войне с царем парфян Митридатом II приняли сторону последнего. Некогда блистательный город был заброшен римлянами и довольно быстро пришел в запустение. Как и все его храмовые сооружения.

Арабское завоевание Египта началось в 634-654 гг. К храмам древних египтян у новых хозяев берегов Нила отношение было более чем пренебрежительное, и к началу Средних веков Луксорский храм практически исчез под наплывом речных отложений и беспорядочными россыпями каменных фрагментов - следов разрушений.

На месте некоторых прежних сооружений комплекса арабы возводили свои строения. Самым значительным из них была мечеть, предположительно XI-XIII вв., Абу-Хаггаг, посвященная суфию-шейху Абу эль-Хаггагу, здесь похороненному. Предполагается, что мечеть стоит (частично) на том месте, где размещалось первое здесь святилище Амона, заложенное Хатшепсут. После того как храм Амона был расчищен, выяснилась еще одна интересная подробность. Как оказалось, на месте храма Амона, еще задолго до мечети, существовала церковь ранних христиан, и мусульмане не полностью уничтожили ее рельефы, как поступали с христианскими храмами обычно, просто покрыли штукатуркой, благодаря чему сохранились фрагменты этих рельефов.

Исходя из того, что обелиск, подаренный Франции, был откопан в начале XIX в., локальные раскопки велись здесь примерно с этого времени. Дата самого начала возрождения и возвращения Луксорского храма человеческой цивилизации по всем правилам археологии - 1884 г., когда здесь начала раскопки экспедиция французского египтолога Гастона Масперо (1846-1916 гг.). Это было чрезвычайно трудоемкое дело, осложненное тем, что при снесении мусора можно было что-то повредить. Не хватало знаний о планировке храма. Такие знания удалось получить к началу 1930-х гг., а в виде, который уже можно было считать максимально в наше время полным, храм предстал к 1960-м гг.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Гипостильный зал.
  • Пилоны.
  • Портик.
  • Внутренний двор.
  • Колоссы Рамзеса II и другие статуи.
  • Обелиск.
  • Аллея сфинксов.
  • Зал (дом) рождения маммизи.
  • Мечеть Абу-Хаггаг, или Белая мечеть.
  • Артефакты из храма в Луксорском музее.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

Маммизи - это в буквальном переводе с коптского «дом рождения». А в Луксорском храме - зал, где царица Мутемуйи родила будущего фараона Аменхотепа III, очередного сына Амона-Ра. По мифологии Древнего Египта все фараоны рождались от плоти Амона-Ра. В данном случае в настенных изображениях представлена вся история появления на свет Аменхотепа III и ее действующие лица. Богиня материнства Хатхор, находившая среди самых прекрасных женщин государства мать очередного дитя бога. Этой чести удостаивалась обычно супруга действующего царя, как Мутемуйи, жена Тутмоса IV. Царицы не нарушали обета верности, ибо Амон для сего священнодействия принимал облик царя. Супружеское ложе охраняют богиня охоты и войны Нейт и дочь Ра Селкет, богиня мертвых. Бог творения Хнум создает на гончарном круге младенца и его жизненную энергию Ка. Будущей матери фараона сообщает о событии бог мудрости Тот. В зал для родов избран- ницу Амона-Ра приводят Хатхор и Хнум. Богиня родов Месхенет воплощается в повитух: Нут - Великую, Тефнут - Старшую, Исиду - Прекрасную и Нефтиду - Превосходную. Охраняют зал Бес и Таурт, божества миллионов лет жизни. Священные коровы Сехатхор и Хесат кормят новорожденного своим молоком. Богиня письма и счета Сешат заносит его имя в свитки Жизни при свидетелях: это Хнум и бог магии и волшебства Хек. В заключение действа Амон-Ра берет сына на руки и целует его.