Как отразить в учете бюджетные обязательства и денежные обязательства по заработной плате? Виды, формы оплаты труда и обязательства перед работниками Основные понятия оплаты труда

Для отражения в учете принятого бюджетного обязательства в "1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8" имеется специальный документ - Регистрация бюджетного обязательства. В том случае, когда бюджетное обязательство оформляется после поступления в бухгалтерию договора-основания, как правило, затруднений с заполнением этого документа не возникает. Иное дело - если нужно отразить обязательства по зарплате и другим аналогичным платежам. В такой ситуации у бухгалтера может возникнуть вопрос: что указывать в документе Регистрация бюджетного обязательства в качестве основания? В данной статье методисты фирмы "1С" приводят разъяснения по этому вопросу.

Согласно статье 6 БК РФ:

  • бюджетные обязательства
  • расходные обязательства
  • денежные обязательства
  • при оказании услуг - счет;

Обязательства по заработной плате

Инструкция по бюджетному учету (утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) не содержит перечня документов, подтверждающих принятие обязательств. Для того чтобы разобраться с особенностями указания документов-оснований в программе, обратимся вначале к положениям нормативно-правовых актов по рассматриваемому вопросу.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • составляет и исполняет бюджетную смету;
  • принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
  • обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 6 БК РФ:

  • бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
  • расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ и т. п.) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
  • денежные обязательства - это обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (ст. 219 БК РФ).

Орган, исполняющий бюджет, проверяет соответствие составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, лимитам бюджетных обязательств, доведенным до бюджетополучателя, подтверждает денежное обязательство и совершает расходование бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Согласно статье 161 БК РФ бюджетные учреждения должны вести учет бюджетных обязательств в соответствии с порядком, установленным финансовым органом. При нарушении бюджетным учреждением этого порядка санкционирование оплаты денежных обязательств учреждения приостанавливается.

Финансовым органом для федеральных бюджетных учреждений является Минфин России. Приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н утверждена новая Инструкция по бюджетному учету (далее - Инструкция по бюджетному учету).

Согласно пункту 239 Инструкции по бюджетному учету бюджетный учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными назначениями по приносящей доход деятельности и принятых учреждениями обязательств осуществляется на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета, с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету.

Согласно пункту 249 Инструкции по бюджетному учету аналитический учет принятых учреждением обязательств ведется на основании представленных документов, подтверждающих принятие обязательства в соответствии с перечнем, установленным соответственно финансовым органом, получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, в целях бюджетного учета финансовый орган должен установить перечень документов-оснований для принятия обязательств, которые должны отражаться в учете финансового органа. Учреждение-бюджетополучатель также должно установить перечень документов-оснований для принятия обязательств, которые должны отражаться в его учете. На основании статьи 161 БК РФ разработан Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденный Приказом Минфина России от 19.09.2008 № 98н (далее - Порядок № 98н).

В пункте 1.1 Порядка № 98н сказано, что он устанавливает порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - бюджетные обязательства). При этом согласно пункту 1.2 Порядка № 98н в органах Федерального казначейства подлежат учету бюджетные обязательства, принимаемые в соответствии с государственными контрактами, иными договорами, заключенными с физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, или в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Согласно статьям 2.1 и 2.2 Порядка № 98н основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702), представленные получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.

Бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством РФ не требуется, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета (то есть Заявок на кассовый расход, Заявок на получение наличных денег).

Орган Федерального казначейства учитывает бюджетное обязательство отдельно в сумме принятого денежного обязательства.

Таким образом, в целях санкционирования оплаты органами Федерального казначейства документами-основаниями для принятия бюджетных обязательств являются государственный контракт, иной договор, оформленный в письменной форме.

Согласно пункту 6 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н (далее - Порядок № 87н) получатель средств федерального бюджета для оплаты денежных обязательств, возникающих по госконтрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, по договорам аренды указывает в Заявке в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 Порядка № 87н, реквизиты и предмет соответствующего госконтракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора аренды, а также реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства.

Для оплаты денежных обязательств при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда заключение госконтрактов законодательством РФ не предусмотрено, в Заявке указываются в соответствии с требованиями, установленными в подпункте 15 пункта 5 Порядка № 87н, только реквизиты документа, подтверждающего возникновение обязательства.

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 87н документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств, являются:

  • при поставке товаров - накладная, акт приемки-передачи;
  • при выполнении работ - акт выполненных работ;
  • при оказании услуг - счет;
  • исполнительный лист, судебный приказ;
  • иные документы, подтверждающие возникновение обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

Отражение в учете обязательств, требующих оплаты, является инструментом бюджетирования, предотвращения нецелевого использования бюджетных средств, своевременного выполнения обязательств бюджетного учреждения и государства через бюджетное учреждение.

Согласно пункту 239 Инструкции по бюджетному учету операции по санкционированию принятых учреждением в текущем финансовом году обязательств должны формироваться с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств. Таким образом учреждению-бюджетополучателю необходимо регистрировать в учете обязательства не только по государственным контрактам и иным договорам, оформленным в письменной форме, а также обязательства по уплате налогов, заработной платы, по подотчетным суммам и другим договорам, оформление в письменной форме по которым законодательством РФ не требуется.

Как видно, аналитический учет бюджетных обязательств, которые ставятся на учет в органах Федерального казначейства, отличается от тех, которые ставятся на учет в учреждении.

Документы-основания для принятия БО по трудовым договорам, стипендиям, налогам с ФОТ

Среди специалистов и методологов по бюджетному учету существуют разные мнения о том, какие документы являются основаниями для принятия бюджетных обязательств по оплате трудовых договоров, компенсационных выплат, стипендий, трансфертов, налогов с ФОТ, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды.

Одним из мнений является необходимость отражать принятое бюджетное обязательство на основании планового штатного расписания с последующей корректировкой в конце финансового года. В этом случае на счетах учета принятых обязательств фактически уже в начале года надо отразить годовую сумму ЛБО по статьям КОСГУ 211, 212 и 213.

Вместе с тем, единовременное принятие бюджетных обязательств на основании плановых показателей (штатного расписания) с последующей корректировкой в конце года не позволяет отслеживать остаток неиспользованных лимитов, а также равномерность расходования бюджетных средств в течение финансового года, делать расчет экономии ФОТ и выплаты стимулирующих надбавок при наличии его экономии. Поскольку, как отмечает, например, Г.А. Селезнева*, зам. главного бухгалтера по методологии, организационной и контрольно-ревизионной работе Томского государственного университета, "Обязанность оплатить, к примеру, ночные смены или работу в праздничные и выходные дни возникает на основании табеля учета рабочего времени, а выплаты в размере средней заработной платы за время нахождения в командировке - после направления в командировку и расчета средней заработной платы. К тому же в штатном расписании могут возникнуть вакантные должности или должности, по которым предусмотрена более высокая категория работающего, к примеру, кандидата наук, доцента, а в силу сложившихся обстоятельств данную должность замещает преподаватель без степени, которому выплаты за наличие степени не производятся" .

Примечание:
* Селезнева Г.А. "О санкционировании расходов в 2009 г."//"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2009, № 9

Поэтому другим мнением является принятие бюджетных обязательств датой образования кредиторской задолженности по оплате трудовых договоров, компенсационных выплат, стипендий, трансфертов, налогов с фонда оплаты труда, уплачиваемых в бюджет и внебюджетные фонды, на основании расчетно-платежных ведомостей. Это связано с тем, что обязательства в денежном выражении, в частности, по заработной плате возникают у учреждения на основании табелей учета рабочего времени в сумме утвержденной расчетно-платежной ведомостью. Документом, отражающим на какие КБК и КОСГУ будут отнесены выплаты по расчетно-платежным ведомостям, является месячный журнал по заработной плате.

Руководствуясь пунктом 249 Инструкции по бюджетному учету, бюджетное учреждение должно самостоятельно утвердить перечень документов-оснований для принятия обязательств, отразить их в приказе об учетной политике учреждения и в графике документооборота.

Регистрация обязательств по зарплате, ЕСН, командировкам и т. п.

В программе "1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8" для ведения аналитического учета принятых бюджетных обязательств и обязательств по приносящей доход деятельности используется справочник Договоры и иные основания принятия обязательств .

Для целей учета принятых бюджетных обязательств и обязательств по приносящей доход деятельности по заработной плате, НДФЛ, ЕСН, командировкам и т. п. допустим ввод в справочник элементов без указания контрагента (см. рис. 1).

Рис. 1

Принятие бюджетных обязательств и обязательств по приносящей доход деятельности отражается в программе с помощью документов Принятое бюджетное обязательство, Принятое обязательство по ПД .

Принятие денежных обязательств - составление заявок на кассовый расход, платежных поручений на списание средств - оформляется в программе документами вида Заявка на кассовый расход, Платежное поручение .

В этих документах указывается соответствующий элемент справочника Договоры и другие основания принятия обязательств , который при проведении документа отражается как субконто счетов 304.05 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами", 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения".

сообщаем следующее : В соответствии с приведенным материалом, в учете бюджетное учреждение обязательства по выплате зарплаты (вознаграждения) сотрудникам должен принимать в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели (т. е. принимать данные обязательства ежемесячно не нужно). Поэтому принятие обязательств по выплате зарплаты отразите в объеме утвержденных плановых назначений на эти цели, проводкой: Дебет 0.506.10.211 Кредит 0.502.11.211– приняты суммы обязательств по заработной платы на текущий финансовый год. А вот возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании документов, подтверждающих их принятие, то есть на основании ведомости при ее составлении, проводкой: Дебет 0.502.11.211 Кредит 0.502.12.211– приняты суммы денежных обязательств на текущий финансовый год (на основании ведомости на выплату заработной платы). Относительно отражения дебиторской и кредиторской задолженности на 01.01.2015г. в Отчете по форме 0503738. К принятым обязательствам текущего года относятся расходные обязательства, которые предусмотрены к исполнению в текущем финансовом году (в т. ч. принятые и неисполненные обязательства прошлых лет). Поэтому принятие обязательств (денежных обязательств) в сумме кредиторской задолженности на 01.01.2015г., которая будет оплачена в 2015 году, учреждение должно было отразить в учете следующими проводками: Дебет 0.506.20.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.21.(в разрезе КОСГУ)– приняты суммы обязательств на очередной финансовый год (на 2015 год); Дебет 0.502.21.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.22.(в разрезе КОСГУ)– приняты суммы денежных обязательств на очередной финансовый год (на 2015 год). При завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования этого года на следующий год не переносятся. Показатели по аналитическим счетам санкционирования первого года, следующего за текущим, переносятся на счета санкционирования текущего года. Перенос показателей по санкционированию делайте в первый рабочий день текущего года на основании Справки (ф. 0504833). Такой порядок установлен в пункте 312 Инструкции № 157н, Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России № 173н. Следовательно, обязательства (денежные обязательства) в сумме кредиторской задолженности на 01.01.2015 не должны были отражаться в графах 5, 7, 10, 11 Отчета об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738). В соответствии с пунктом 4.6 совместного письма Минфина России, Казначейства Росси №№02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1.-823, информация по операциям по принятию обязательств (денежных обязательств), принятым в 2014 году и подлежащим оплате в очередном финансовом году (плановом периоде), в показатели Отчета ф.0503738 не включаются. А вот принятие обязательств (денежных обязательств) в сумме дебиторской задолженности на 01.01.2015г., учреждение должно отразить в учете следующими проводками: Дебет 0.506.10.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.11.(в разрезе КОСГУ) – приняты суммы обязательств на текущий финансовый год; Дебет 0.502.11.(в разрезе КОСГУ) Кредит 0.502.12.(в разрезе КОСГУ) – приняты суммы денежных обязательств на текущий финансовый год. Поэтому сумма дебиторской задолженности на 01.01.2015г. должна была быть т отражена в графе 5, графе 7 и графе 9 Отчета об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738). В графе 10 и графе 11 сумма дебиторской задолженности на 01.01.2015г. в Отчете по форме 0503738 не отразиться.

Счет 70 предназначен для обобщения информации о расчетах по всем видам оплаты труда.

По КТ 70 отражаются суммы: оплаты труда, причитающиеся работникам - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство; оплаты труда, начисленные за счет резерва на оплату отпусков и резерва вознаграждений за выслугу лет в корреспонденции со счетом 96; начисленных пособий по соцстрахованию, пенсий и других - в корреспонденции со счетом 69; начисленных доходов от участия в капитале организации в корреспонденции со счетом 84.

По ДТ 70 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий, доходов от участия, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.

Начисленные, но не выплаченные в установленный срок суммы отражаются по ДТ 70 и КТ 76 (субсчет "Расчеты по депонированным суммам").

Аналитический учет по счету 70 ведется по каждому работнику организации.

Обязательства по расчетам возникают в четырех случаях:

1. Обязательства по заработной плате и по премиям, которые можно выплачивать за счет себестоимости: ДТ 20, 25, 26, 28, 29 , 44 КТ 70.

2. Обязательства, связанные с оплатой отпусков и за выслугу лет. В течение отчетного периода производятся отчисления в резерв на оплату отпусков и в резерв вознаграждений за выслугу лет.

При этом на исчисленные суммы резервов КТ 96. Это позволяет равномерно распределить все расходы по отчетным периодам всего отчетного года.

3. Обязательства по соцвыплатам выплачиваются за счет органов соцобеспечения. КТ 70 ДТ 69.

4. Обязательства, возникающие из права сотрудника на участие в капитале предприятия, отражаются записью: ДТ 84 КТ 70.

Названные обязательства уменьшаются за счет налоговых, страховых (возмещение вреда, алименты) и других удержаний из заработной платы. Во всех случаях счет 70 дебетуется: невыплаченную в течение трех дней деньги необходимо депонировать ДТ 70 КТ 76.4. Депонированные суммы должны быть выплачены по первому требованию работника.

Для ведения аналитического учета к счету 70 на каждого сотрудника бухгалтерия обязана открыть лицевой счет.

Формы и системы оплаты труда

Оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными актами и трудовыми договорами. Зарплата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Основными видами оплаты являются повременная, сдельная и аккордная.

При повременной форме оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ. Заработок рабочих определяют умножением часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных часов или дней.

При повременно-премиальной системе к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке. Первичными документами при повременной оплате являются табели.

При прямой сдельной системе оплата осуществляется за число единиц изготовленной продукции и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок. Расчет заработка осуществляется по документам о выработке.

При сдельно-прогрессивной системе оплата повышается за выработку сверх нормы.

Аккордная оплата труда предусматривает определение совокупного заработка за выполнение определенных стадий работы или производство определенного объема продукции.

Доплаты и надбавки

Доплаты - это выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Доплата к зарплате - это денежная сумма, которая выплачивается сверх тарифной ставки с учетом интенсивности и условий труда. Надбавка - это денежная выплата сверх зарплаты, которая имеет своей целью стимулировать работников к повышению квалификации, профессионального мастерства. Устанавливаются следующие виды доплат и надбавок: за работу в выходной и праздничный день, сверхурочное, ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий, за расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, за выполнение обязанностей отсутствующего работника, за классность и др. Доплаты за условия труда при повременной оплате начисляются за фактически отработанное время с условиями труда, отклоняющимися от нормальных.

Час ночной работы оплачивается в повышенном размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже размеров, установленных законодательством. При работе в ночное время установленная продолжительность работы сокращается на один час. Основанием для оплаты сверхурочных работ служит приказ и оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последние часы - в двойном размере за каждый час. Выполнение работы по другой профессии в одно и то же рабочее время рассматривается как совмещение профессий. Размер доплаты определяется соглашением сторон трудового договора исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости по основной и совмещаемой работе, но она не может быть менее определенного % тарифной ставки или должностного оклада.

Пожалуй, ни одна область бухгалтерского учета не отражает так глубоко интересы широких народных масс, как учет расчетов по оплате труда и социальному обеспечению, и именно эта область учета особенно сложна в связи с большим разнообразием практических ситуаций. В МСФО рассматриваемым вопросам посвящены два стандарта: 19 "Вознаграждения работникам" и 26 "Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)". Указанные стандарты определяют общие правила бухгалтерского учета и представления в финансовой отчетности различных видов выплат работникам. В России еще не разработано единое ПБУ, регламентирующее учет и отражение в отчетности обязательств по оплате труда и социальному обеспечению. Оплата труда в России регламентируется Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другими документами.

Согласно МСФО 19 все виды выплат, которые осуществляет работникам предприятие, учитываются по следующим классификационным группам:

  • - краткосрочные вознаграждения, к которым относятся: заработная плата рабочим и служащим и взносы на социальное страхование, ежегодный оплачиваемый отпуск и пособие по болезни, премии (если они выплачиваются в течение двенадцати месяцев после окончания периода, в котором работник оказывал услуги предприятию) и др.;
  • - вознаграждения по окончании трудовой деятельности, включающие пенсии и иные вознаграждения после выхода на пенсию, а также страхование жизни и медицинское обслуживание по окончании трудовой деятельности;
  • - прочие долгосрочные вознаграждения работникам, такие, как оплачиваемый отпуск для работников, имеющих длительный стаж работы, оплачиваемый творческий отпуск, долгосрочные пособия по нетрудоспособности, премии и другие выплаты в случае, если они осуществляются в срок более 12 месяцев после окончания периода, в котором они были заработаны;
  • - выходные пособия, выплачиваемые при увольнении работника как по требованию администрации, так и по его собственному желанию;
  • - компенсационные выплаты долевыми инструментами, которые включают такие вознаграждения, как акции, опционы на акции, долевые финансовые инструменты, которые были выпущены для работников по цене ниже той, по которой данные инструменты выпускались для третьих лиц; денежные выплаты, размеры которых зависят от рыночной цены на акции компании.

В силу того, что перечисленные группы выплат работникам имеют разное экономическое содержание, МСФО 19 устанавливаются для каждой из них отдельные требования к оценке и представлению в отчетности. В классификационные группы вознаграждений работникам включены выплаты как самим работникам, так и их иждивенцам, а также выплаты в пользу других лиц, например страховых компаний. В число работников входят также руководители компаний и другой управленческий персонал. Согласно МСФО 19 в состав выплат по заработной плате включаются заработки, начисление которых производится работнику как на основе полного рабочего дня, так и на основе частичной и временной занятости.

В Российской Федерации классификация выплат работникам является прерогативой статистики. Инструкцией Госкомстата России все расходы организации, связанные с оплатой труда, и другие выплаты работникам делятся на три части:

  • - фонд заработной платы, включающий суммы оплаты за отработанное время, суммы оплаты за неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда, стимулирующие доплаты, надбавки, премии, оплата питания, жилья, топлива;
  • - выплаты социального характера, отражающие затраты, связанные с социальными льготами, кроме пособий из государственных внебюджетных фондов;
  • - расходы, не учитываемые в фонде заработной платы и выплатах социального характера.

Таким образом, в основу российской классификации выплат работникам заложен совершенно иной принцип, чем в МСФО 19. По МСФО 19 группировка выплат учитывает особенности их оценки и раскрытия в отчетности, тогда как в России она ориентирована на источники их погашения и отношение к производственной деятельности предприятия. Нет в российской классификации и аналогичного МСФО 19 деления обязательств по оплате труда на краткосрочные и долгосрочные.

Учет вознаграждений работникам по их видам

Краткосрочные вознаграждения работникам по МСФО 19 признаются в качестве обязательства с одновременным начислением расхода, если только они не должны включаться в себестоимость (первоначальную стоимость) активов по МСФО 2 и 16. В соответствии с МСФО 19 отнесению на расходы текущего периода подлежат и суммы начисленных пособий по нетрудоспособности и уходу за ребенком. Сумма обязательств в бухгалтерском учете признается за вычетом выплаченных вознаграждений. Если выплаченные суммы превышают начисленные, то разница зачисляется в активе бухгалтерского баланса в состав дебиторской задолженности. Оценка краткосрочных вознаграждений не требует дисконтирования, поскольку период, за который они начисляются, не превышает отчетного периода.

Краткосрочные вознаграждения работникам согласно МСФО 19 подразделяются на группы:

  • - заработная плата рабочим и служащим и взносы на социальное обеспечение;
  • - оплачиваемые отпуска (в том числе ежегодный оплачиваемый отпуск и отпуск по болезни), если они предоставляются в течение 12 месяцев после окончания периода, в котором работник оказывал услуги предприятию;
  • - премиальные и участие в прибыли, если они выплачиваются в течение 12 месяцев после окончания периода, в котором работник оказывал услуги предприятию;
  • - стоимость вознаграждений в неденежной форме (медицинское обслуживание, обеспечение жильем и автотранспортом, предоставление дотируемых товаров и др.).

Краткосрочные оплачиваемые отпуска подразделяются на накапливаемые и ненакапливаемые.

Накапливаемые оплачиваемые отпуска включают ежегодные краткосрочные отпуска и отпуска по болезни. Они могут быть перенесены и оплачены в будущих периодах, если своевременно не использованы. Накапливаемые отпуска могут оплачиваться в виде денежной компенсации за неиспользованный отпуск или быть некомпенсируемыми. По МСФО 19 необходимо оценивать ожидаемые затраты и обязательства по оплате накапливаемых отпусков с учетом дополнительной суммы за неиспользованный отпуск.

Ненакапливаемые оплачиваемые отпуска не переносятся на будущие периоды. К ним относятся отпуска по уходу за ребенком, на выполнение обязанностей судебного заседателя, отпуска на кратковременные воинские сборы. Ненакапливаемые отпускные начисляются как обязательства и признаются расходом в том периоде, в котором предоставляются отпуска.

Премиальные и участие в прибыли обусловливают дополнительные выплаты в качестве вознаграждения работникам. Затраты на участие в прибыли и выплату премий признаются в случае, если имеется вытекающее из договора или законодательства обязательство производить такие выплаты и это обязательство может быть надежно оценено.

Вознаграждения в неденежной форме учитываются как расходы того отчетного периода, в котором они предоставлялись работникам.

Учет вознаграждений по окончании трудовой деятельности по МСФО 19 и МСФО 26 достаточно сложен, поскольку обусловлен соглашениями с работниками, являющимися основанием для разработки пенсионных планов. МСФО 19 регламентируется порядок определения затрат и обязательств по пенсионным планам как одному из видов вознаграждений работникам. МСФО 26 в дополнение к указанному стандарту пенсионные планы рассматриваются как единицы отчетности.

МСФО 19 качественно различает два вида пенсионных планов: с установленными взносами; с установленными выплатами.

Пенсионные планы с установленными взносами заключаются в обязательствах предприятия по уплате определенных взносов в пенсионный фонд независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения. При этом предприятие не несет ответственности ни за размер, ни за продолжительность пенсионных выплат, которые будут производиться после выхода работника на пенсию. Сумма пенсионных выплат после окончания трудовой деятельности работника определяется суммами взносов предприятия и самого работника (если они имели место) в пенсионный фонд и суммой доходов на вложенные средства в данный фонд за все время их свободного использования самим фондом.

В соответствии с МСФО 26 отчетность по пенсионному плану с установленными взносами содержит раздел о чистых активах пенсионного плана и описание политики его финансирования.

Пенсионные планы с установленными выплатами предполагают, что предприятие принимает на себя обязательства выплачивать пенсионные вознаграждения в обусловленных договором суммах бывшим работникам. Выплаты вознаграждений производятся непосредственно работнику или через специализированную организацию - фонд. Указанные обязательства неизбежно вынуждают хозяйствующий субъект принимать на себя риск, поскольку затраты на пенсионные вознаграждения могут превысить прогнозируемые суммы и накопленные взносы окажутся недостаточными для обеспечения необходимых пенсионных выплат.

Пенсионные планы с установленными выплатами осуществляются из денежных средств, накопленных в специализированных пенсионных фондах для пенсионных выплат. При этом суммы вероятных пенсионных выплат определяются с помощью актуарных расчетов, основанных на применении соответствующих математических и статистических правил. Для расчетов оценки затрат и обязательств по пенсионным планам с установленными выплатами необходимо использовать ряд взаимосвязанных показателей, среди них:

  • - количество лет, которое сотрудники проработают до выхода на пенсию;
  • - текучесть кадров, т.е. ожидаемые увольнения работников до срока наступления пенсионного возраста и приход новых работников, не заработавших право на пенсию;
  • - средний заработок, по которому должны рассчитываться пенсионные взносы;
  • - средняя продолжительность жизни в пенсионном возрасте;
  • - возможное увеличение пенсии в результате инфляционного фактора, под влиянием новых коллективных договоров с профсоюзами, по иным причинам;
  • - сумма прибыли от инвестирования средств пенсионного фонда.

Расчеты названных показателей требуют специальных знаний, выходящих за рамки бухгалтерской квалификации, поэтому МСФО 26 рекомендует привлекать для их выполнения специалистов-актуариев. Вместе с тем МСФО 19 регламентирует обязательные правила и методики по планам с установленными выплатами, которые предполагают знание бухгалтером основ актуарных расчетов. Частота проведения актуарных оценок не регламентируется, и, как показывает практика, в странах с развитой рыночной экономикой они проводятся не чаще одного раза в три года.

По МСФО 19 взносы, подлежащие уплате в соответствии с пенсионным планом, в бухгалтерском учете признаются в качестве расхода и оцениваются по дисконтированной стоимости. Обязательство по плану с установленными выплатами рассчитывается в следующем порядке:

  • - дисконтированная сумма обязательства по пенсионному плану с установленными выплатами на отчетную дату;
  • - плюс любые актуарные прибыли (за вычетом любых актуарных убытков), возникающие в связи с изменением справедливой стоимости активов или обязательств пенсионного плана;
  • - минус еще не признанные затраты по услугам прошлых периодов;
  • - минус справедливая стоимость на отчетную дату активов плана, которые непосредственно предназначены для исполнения обязательств.

Дисконтированная стоимость обязательства по пенсионному плану с установленными выплатами представляет собой совокупные обязательства до вычета справедливой стоимости любых активов плана. Дисконтирование стоимости является следствием объективной реальности, состоящей в том, что в отчетном периоде покупная способность денежных средств может быть выше, чем в будущем, под воздействием инфляции и ряда других факторов. Для определения текущей, дисконтированной стоимости приращенных инвестированных денежных средств применяются формулы сложных процентов. Расчеты производятся по специальным таблицам, содержащим коэффициенты дисконтирования, которые всегда меньше единицы. Например, требуется определить дисконтированную стоимость обязательства в 100 000 руб. при рыночной процентной ставке 17%. Коэффициент дисконтирования при данной ставке по таблице равен 0,53365. Умножив 100 000 руб. на этот коэффициент, получим дисконтированную стоимость обязательства - 53 365 руб.

В соответствии с МСФО 26 отчетность по пенсионному плану с установленными выплатами содержит следующую информацию:

  • - стоимость чистых активов, служащих источниками выплат пенсий;
  • - актуарную дисконтированную стоимость причитающихся пенсий;
  • - итоговое превышение или дефицит;
  • - отдельную отчетность актуария, подтверждающую актуарную дисконтированную стоимость причитающихся пенсий.

Отчетность по пенсионному плану с установленными выплатами поясняет взаимосвязь между актуарной дисконтированной стоимостью причитающихся пенсий и чистыми активами пенсионного плана и воздействие любых изменений в актуарных допущениях на актуарную дисконтированную стоимость причитающихся пенсий.

К прочим долгосрочным вознаграждениям работникам по МСФО 19 относятся:

  • - долгосрочные оплачиваемые отпуска, например творческий отпуск;
  • - вознаграждения к юбилеям;
  • - долгосрочные пособия по нетрудоспособности;
  • - участие в прибыли и премии, подлежащие выплате более чем через 12 месяцев после окончания периода, в котором они были заработаны;
  • - иные отсроченные вознаграждения, выплачиваемые более чем через 12 месяцев после окончания периода, в котором они были заработаны.

Дисконтированная стоимость используется при расчетах сумм прочих долгосрочных вознаграждений, причем оценка данных вознаграждений отличается от оценки вознаграждений в соответствии с пенсионными планами большей определенностью, поэтому МСФО 19 разрешает применять упрощенный метод их учета, при котором актуарные прибыли и убытки признаются немедленно и в полном объеме.

Величина обязательств по предоставлению прочих долгосрочных вознаграждений рассчитывается в следующем порядке:

  • - определяется дисконтированная стоимость обязательств по плану с установленными выплатами на отчетную дату;
  • - из полученной величины вычитается справедливая стоимость активов плана, которые непосредственно предназначены для исполнения вышеуказанных обязательств.

Выходное пособие по МСФО 19 представляет собой оплату за вынужденное увольнение работника по требованию предприятия в случаях:

  • - расторжения трудового договора по инициативе предприятия до достижении работником пенсионного возраста и приобретения им права на пенсию;
  • - увольнения работника по собственному желанию с условием, что в обмен ему будет выплачено выходное пособие.

Выходное пособие признается в качестве обязательства и расходов текущего периода. В случае, когда выходное пособие подлежит выплате по истечении более чем 12 месяцев после отчетной даты, обязательство по нему должно быть отражено по дисконтированной стоимости. Порядок ее определения аналогичен предусмотренному по пенсионным планам с установленными выплатами.

Компенсационные выплаты долевыми инструментами производятся в случаях, когда работники имеют право на получение долевых инструментов, выпущенных самим предприятием или его материнской компанией. Указанные выплаты осуществляются в двух формах:

  • - выпуска для работников акций, опционов на акции и прочих долевых инструментов по цене ниже той, по которой они приобретаются третьими лицами;
  • - денежных выплат, размеры которых зависят от будущей рыночной цены акций компании.

МСФО 19 не устанавливает специальных требований к оценке и признанию компенсационных выплат долевыми инструментами, однако предполагается формирование детальной информации об их характере и суммах, а также связанной с ними учетной политике в финансовой отчетности.

Учет выплат, основанных на акциях, регламентируется принятым в марте 2004 г. и вступившим в силу с 1 января 2005 г. МСФО (IFRS) 2 "Выплаты долевыми инструментами". Указанный стандарт требует отражения в отчете о прибылях и убытках справедливой стоимости планов вознаграждений работников, основанных на акциях.

Принятие МСФО (IFRS) 2 - большой шаг вперед в отношении требований к составлению финансовой отчетности организаций, использующих выплаты долевыми инструментами, поскольку этот стандарт впервые регламентирует требования к признанию расходов по указанным выплатам. МСФО (IFRS) 2 применим также к выплатам долевыми инструментами в пользу лиц, не являющихся работниками организации.

МСФО (IFRS) 2 требует, чтобы компании признавали расходы, связанные с выплатой вознаграждений, основанных на акциях, в течение периода, начинающегося с даты предоставления таких вознаграждений и заканчивающегося моментом передачи соответствующих прав на акции. Величина указанных расходов должна рассчитываться на основе справедливой стоимости вознаграждений на дату их предоставления, т.е. наделения работника правом на такие выплаты.

Следует отметить, что определение величины расходов компании при выплате вознаграждений долевыми инструментами отнюдь не тривиально и требует применения специальных методов расчетов.

Оценка справедливой стоимости вознаграждений, основанных на акциях, обычно осуществляется с использованием моделей оценки опционов. Выбор модели для расчета зависит от сложности структуры плана выплат вознаграждений и требует учета таких факторов, как:

  • - неустойчивость курса акций;
  • - ожидаемая продолжительность обращения акций, передаваемых в качестве вознаграждений;
  • - процентная ставка;
  • - величина будущих дивидендов;
  • - цена исполнения опциона;
  • - текущий курс акций;
  • - ожидаемые потери;
  • - величина резерва расходов на выполнение условий плана выплат вознаграждений.

МСФО (IFRS) 2 рекомендует учитывать при расчете расходов предприятия условия исполнения плана вознаграждений долевыми инструментами. Если выплаты, основанные на акциях, зависят от ситуации на рынке и курса акций, передаваемых в качестве вознаграждений, при оценке их справедливой стоимости должна учитываться вероятность передачи прав пользования такими акциями. Если условия выплат не зависят от ситуации на рынке, первоначальная величина расходов определяется на основании предполагаемого числа выплат, предусматривающих передачу соответствующих прав на акции. Если фактическое число переданных акций отличается от первоначального, величина расходов соответственно корректируется в период передачи прав на акции.

Согласно МСФО (IFRS) 2 выплаты, основанные на акциях, приводят в конечном итоге к соответствующим изменениям в капитале организации. Исключением из этого порядка являются вознаграждения, основанные на акциях, расчеты по которым осуществляются в денежной форме, в сумме, эквивалентной стоимости акций. МСФО (IFRS) 2 квалифицирует такие выплаты как обязательства, а не собственный капитал. Величина этих обязательств на дату их возникновения определяется по справедливой стоимости акций с использованием моделей оценки опционов и переоценивается по справедливой стоимости акций на каждую отчетную дату.

В российской системе национальных стандартов по бухгалтерскому учету нет аналогов МСФО 19, МСФО 26 и МСФО (IFRS) 2. В соответствии с ПБУ 4/99 задолженность перед персоналом предприятия отражается в пассиве бухгалтерского баланса в составе краткосрочных обязательств. Таким образом, в отличие от регламентации МСФО 19 и МСФО 26 в российском бухгалтерском учете нет деления обязательств по оплате труда на краткосрочные и долгосрочные.

В соответствии с ПБУ 10/99 затраты предприятия на оплату труда учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности, что соответствует регламентациям МСФО 19.

Вместе с тем по МСФО 19 отнесению на расходы текущего периода подлежат и суммы начисленных пособий по нетрудоспособности и уходу за детьми, в то время как в российском учете данные выплаты начисляются за счет средств, отчисляемых на социальное страхование.

Таблица 6 - Сравнительная характеристика учета вознаграждений работникам по международным и российским стандартам

Признак сравнения

Российские учетные стандарты

Наличие стандартов

МСФО 19, МСФО 26, МСФО (IFRS) 2,

определяющие правила признания, оценки и отражения в отчетности различных видов вознаграждений работникам

Нет аналогов данных стандартов, жесткая регламентация многих

вопросов учета в различных нормативных документах

Классификация вознаграждений работникам

Пять групп выплат,

отличающихся правилами

признания, оценки и

отражения в отчетности

Три группы выплат, ориентированные на источники их погашения,не совпадающие с МСФО

Разграничение краткосрочных и долгосрочных вознаграждений

Вознаграждения работникам подразделяются на краткосрочные и долгосрочные

Отсутствует подразделение вознаграждений работникам на краткосрочные и долгосрочные

Учет выплат долевыми инструментами

Отсутствуют стандарты, регламентирующие учет выплат долевыми инструментами

Краткосрочные вознаграждения отражаются по недисконтированной стоимости, долгосрочные - по дисконтированной. Выплаты долевыми инструментами оцениваются на основе справедливой стоимости

Все вознаграждения отражаются по недисконтированной стоимости, оценка по дисконтированной и справедливой стоимости не практикуется

Методика определения дисконтированнойстоимости

Применяется метод актуарной оценки для определения дисконтированной стоимости обязательств по пенсионным планам

Не практикуется

Методика определения справедливой стоимости выплатдолевыми инструментами

Применяются методы, основанные на моделях оценки опционов

Не практикуется

Отражение в отчетности

Требования к раскрытию информации в финансовой отчетности разработаны по каждой из пяти групп выплат

Нет специальных требований по данному вопросу

Подход к государственному пенсионному обеспечению в России аналогичен принятым в мировой практике пенсионным планам с установленными взносами и заключается в обязательствах предприятия по уплате определенных взносов в пенсионный фонд независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения.

Сумма пенсионных выплат после окончания трудовой деятельности работника определяется суммами взносов предприятия и самого работника (если они имели место) в пенсионный фонд и суммой доходов на вложенные в данный фонд средства за все время их свободного использования самим фондом. В отличие от зарубежной практики российскими предприятиями, как правило, не используются пенсионные планы с установленными выплатами, вследствие чего не практикуются методика актуарных расчетов и отражение обязательств по оплате труда по дисконтированной стоимости.

В системе российских национальных стандартов отсутствуют также регламентации учета вознаграждений работникам, основанных на выплатах долевыми инструментами, нет и методик оценки таких вознаграждений. В отличие от российского учета в системе международных стандартов предусмотрен отдельный стандарт - МСФО (IFRS) 2, содержащий регламентации по этим достаточно непростым вопросам.

Как видно из таблицы 6, в вопросах учета вознаграждений работникам между отечественными и международными стандартами нет единства ни по одному признаку сравнения.

Работодатель обязан начислять и выплачивать работникам заработную плату. Правовое регулирование учета труда и начисления заработной платы определяется трудовым законодательством, которое основывается на Конституции и Трудовом кодексе Республики Казахстан, а также законах Республики Казахстан и других нормативно-правовых актах Республики Казахстан.

Квалификационные требования к работникам и сложность некоторых видов работ определяются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и других типовых квалификационных требованиях, установленных для отдельных категорий работников.

Трудовые отношения регулируются трудовым договором, актом работодателя, трудовым соглашением или коллективным договором. Если все эти соглашения ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством Республики Казахстан, то они признаются (считаются) недействительными.

Размер заработной платы устанавливается работодателем самостоятельно и не может быть меньше минимального размера заработной платы (ст. 121 Трудового кодекса Республики Казахстан).

Заработная плата состоит из основной и дополнительной.

Основная заработная плата является постоянной частью заработной платы. Она состоит из должностных окладов или тарифных ставок.

Дополнительная заработная плата является составляющим элементов к основной заработной плате. Она состоит из доплат и надбавок к должностным окладом и тарифным ставкам, а также премий, вознаграждений и других видов выплат.

Применяются две формы оплаты труда: сдельная и повременная.

При повременной форме оплаты труда заработная плата работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Повременная форма оплаты труда делится на простую повременную и повременно-премиальную систему оплаты труда.

При простой повременной системе заработная плата работнику начисляется на фактически отработанное время по тарифной ставке, которая была присвоена работнику, либо должностному окладу.

При повременно-премиальной системе оплаты труда простая повременная система дополняется премированием за выполнение установленных конкретных количественных и качественных показателей работы или условий.

Сдельная форма оплаты труда подразделяется на:

  • Ш прямую сдельную;
  • Ш сдельно-премиальную;
  • Ш сдельно-прогрессивную;
  • Ш косвенную сдельную;
  • Ш аккордную.

Эти формы организации труда могут быть индивидуальными и коллективными.

Прямая сдельная система оплаты труда устанавливает оплату для каждой

выпущенной или произведенной единицы продукции по единой расценке.

Сдельно-премиальная система предусматривает выплату премиальных или дополнительного вознаграждения за выполнение установленных показателей.

Сдельно-прогрессивная система допускается на ограниченный срок и на решающих участках производства и предусматривает оплату труда в пределах базовой нормы по обычным расценкам, а при выработке сверх исходной базы - по повышенным прогрессивным расценкам.

Косвенная сдельная система применяется для труда вспомогательных рабочих, таких, как ремонтники, наладчики прочие, и состоит в том, что заработок определяется по сдельным расценкам за продукцию, изготовленную рабочим основного производства.

Аккордная система оплаты труда устанавливает размер заработка исходя из нормы выработки времени и единых расценок за выполнение всего комплекса работ в целом в установленные сроки. Окончательный расчет за работу, выполненную аккордно, должен производиться только после приемки всего объекта.

Формы и системы оплаты труда в организациях определяются коллективными договорами или актами работодателя. В каждой организации может применяться та форма, которая в большой степени соответствует организационно-техническим условиям производства и способствует улучшению результатов трудовой деятельности.

Простая повременная система оплаты труда

Работник обработал в феврале 15 рабочих дней - с 4 февраля по 22 февраля 2008 года. Его месячный оклад составляет 50 000 тенге. В организации принята пятидневная рабочая неделя.

  • 1. Определяем средний дневной заработок:
  • 50 000 тенге: 21 день = 2 380,95 тенге.
  • 2. Начисляем зарплату за фактически отработанные дни:
  • 2 380,95 тенге * 15 дней = 35 714,25 тенге.

Повременно-премиальная система оплаты труда

Рабочий 4-го разряда с повременной оплаты труда, работающий по часовой тарифной ставке, равной 125,76 тенге отработал в марте 2008 года 152 часа. В соответствии с положением об оплате труда этой категории рабочих премия установлена в размере 50% к тарифной ставке за качественное выполнение работ.

  • 1. Определяем заработную плату работника за отработанные часы:
  • 152 часа * 125,76 тенге = 19 115,52 тенге.
  • 2. Определяем сумму премии:
  • 19 115,52 тенге * 50% = 9 557,76 тенге.
  • 3. Фактическая зарплата составляет:
  • 19 115,52 + 9 557,76 = 28 673,28 тенге.

Прямая сдельная система оплаты труда

Токарю за изготовление одной детали выплачивается 250 тенге.

Январь 2008 года рабочий отработал полностью и изготовил

300 деталей.

Определяем заработанную плату рабочего:

250 тенге * 300 деталей = 75 000 тенге.

Сдельно-премиальная система оплаты труда

В фотоателье установлена расценка в 40 тенге за печатанье

одной. Фотографии. Объем выполненной работы за месяц

составил 1 300 фотографий. Баланс рабочего времени

отработан полностью. Премия установлена в размере 70% к

выполненному объему, если отсутствуют жалобы.

  • 1. Определяем заработную плату за выполненный объем:
  • 40 тенге * 1 300 фото = 52 000 тенге.
  • 2. Сумма премии составит:
  • 52 000 тенге * 70% = 36 400 тенге.
  • 3. Фактическая заработная плата составит:
  • 52 000 + 36 400 = 88 400 тенге.

Сдельно-прогрессивная оплата труда

Продавцу обуви в бутике начисляется 500 тенге за продажу

каждой пары обуви в день, а в случае продажи пяти пар - 750

тенге за следующую пару. Продавец продал восемь пар обуви.

  • 1. Определяем оплату за 5 пар обуви:
  • 5 пар * 500 тенге = 2 500 тенге.

За 3 пары обуви:

  • 3 пары * 750 тенге = 2 250 тенге.
  • 2. Фактическая заработная плата продавца за день составит:
  • 2 500 + 2 250 = 4 750 тенге.

Во многих организациях для повышения мотивации работников используются различного рода доплаты, такие, как доплаты за совмещение должностей, расширение зоны обслуживания или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Размеры доплат устанавливаются работодателем по соглашению с работником в процентах к месячному должностному окладу или тарифной ставке по одной работе.

Если работник отработал не целый месяц, то доплата за совмещение должностей начисляется в установленном размере пропорционально отработанного времени. Доплаты начисляются к заработной плате, а премиальные начисляются на зарплату вместе со всеми доплатами .

Оплата сверхурочной работы производиться не ниже чем в полуторном размере. Сверхурочными считаются работы сверх продолжительности рабочего времени, то есть более 40 часов в неделю. Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника.

При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные и выходные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, потому что она уже оплачена в двойном размере. Компенсация работ в выходные и праздничные дни по желанию работника может быть замена дополнительным днем отдыха. Работа в ночное время оплачивается не ниже чем в полуторном размере. Ночным временем считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра.

Система поощрения может включать установление надбавок, которые являются дополнительными выплатами, связанными особо сложными или специфическими условиями работы, выполнение особо сложной работы или дополнительной работы, не предусмотренной трудовыми обязанностями, или со стимулированием труда работников с высоким качеством работы. Надбавки могут быть за выслугу лет (стаж работы), по итогам работы за год, за высокое качество работы, за особо сложные, напряженные или специфические условия работы, за подвижной и разъездной характер работы, за профессиональное мастерство, за классность, за руководство, за обучение других работников и т.д. Размеры надбавок и других стимулирующих выплат оговариваются работодателем в индивидуальном трудовом, коллективном договорах и актах работодателя .

Задолженность перед работниками по заработной плате в конце учетного периода отражается как краткосрочные обязательства. Кроме того, некоторые статьи, которые относятся к компенсациям работникам, зачастую представляются в счетах как краткосрочные обязательства. К ним относятся:

  • 1. Вычеты из заработной платы.
  • 2. Оплачиваемое нерабочее время.
  • 3. Пенсионные выплаты.
  • 4. Премии.

Основными типами вычетов из заработной платы являются налоги и такие статьи, как страховые и профсоюзные взносы. Если эти суммы не переведены соответствующему органу в конце учетного периода, то они должны быть признаны как текущие обязательства.

Оплачиваемое нерабочее время - это дни отсутствия на рабочем месте, такие, как отпуск, болезнь или праздничные дни, за которые работник получает заработную плату. Обязательство должно быть погашено в размере стоимости оплаты за счет будущих нерабочих дней, если выполняются следующие условия:

a) Обязательство работодателя относительно прав работника на получение оплаты за будущие нерабочие дни относится к уже предоставленным услугам работника;

b) Обязательство относится к законным (гарантированным) и накопительным правам;

c) Выплата компенсаций вероятна;

d) Размер может быть разделено оценен.

Организация должна признавать затраты по оплачиваемому нерабочему времени при фактической выплате компенсаций работникам.

Законные (гарантированные) права существуют, когда работодатель обязан делать выплаты работнику даже при прекращении его работы с этим работодателем. В этом случае законные права не зависят от будущих услуг работника. К накопительным правам относятся права, которые могут быть использованы в будущих периодах, если в текущем периоде они были использованы.

Пример: Сотрудник заработал четырехдневный оплачиваемый отпуск к концу финансового года, то есть к 31 декабря. При гарантированных правах сотрудник получает оплату этого отпуска даже в том случае, если он перестает работать у этого работодателя.

В данном случае оплата за четырехдневный отпуск считается законным правом и должна быть начислена.

В случае если отпуск не гарантированный, эти четыре дня можно перенести на более поздние периоды. Хотя права и негарантированны, они являются накопительными правами, которые работодатель должен признать, то есть начислить, создав резерв возможнее неиспользование прав из-за текучести рабочей силы.

Больничные листы относятся к модификации общих правил. Если больничныййф лист является законным правом, то этот больничный лист должен быть начислен. Если льготы по больничному листу накапливаются, но не являются гарантированными, то по таким больничным листам начислять разрешено, но не обязательно.

Причиной такого различия может быть тот факт, что компенсация, предназначенная для оплаты больничного листа, может быть включена двумя способами:

а) в некоторых организациях работники получают оплату по больничным листам только в том случае, если они отсутствуют по болезни.

б) в других организациях работникам позволено наращивать неиспользованные больничные листы и получать оплачиваемое свободное время даже в случае, если они не больны. Для этого вида больничных листов обязательство должно быть начислено, потому что оно будет выплачено вне зависимости от того, будет ли работник болеть или нет.

Расход и обязательство по компенсируемым нерабочим дням должны быть признаны в тот год, кода работник заработал это право. Например, если новые работники получают право на двухнедельный оплачиваемый отпуск в начале следующего года работы, то оплата отпуска будет считаться заработанной в течение первого года работы.

Организация начала свою деятельность с 1 января 2008 года. Организация наняла 10 работников с ежемесячной заработной платой 48 000 тенге. Отпускные дни, заработанные всеми работниками за 2008 год, составили 180 дней, но ни один из них не был использован в течение периода. В 2009 году отпускные дни были использованы при текущей ставке оплаты труда в размере 54 000 тенге для каждого работника.

Среднедневная заработная плата при 21 рабочем днем в месяц составит:

48 000 тенге: 29,58 = 1 623 тенге.

Отпускные за 18 рабочих дней составят;

18 дней * 1 623 тенге = 29 214 тенге;

За 180 дней:

180 дней * 1 623 тенге = 292 140 тенге.

Дебет 7210 Расходы по зарплате - 292 140 тенге

Кредит 3350 Отпускные к оплате - 292 140 тенге.

31 декабря 2009 года организация представит в бухгалтерском балансе обязательство на сумму 292 140 тенге.

В 2009 году выплата отпускных за 2008 год должен регистрироваться следующей записью:

Дебет 3350 Отпускные к оплате - 292 140 тенге

Дебет 7210 Расходы по зарплате - 36 460 тенге

Кредит 1010 Денежные средства - 328 600 тенге

В 2010 году отпускные дни были использованы, поэтому обязательство было списано. Разница между суммой выплаченных денежных средств и списанной суммой обязательств учитывается как корректировка к расходу по заработной плате в период оплаты.

Эта разница возникает из-за того, что счет обязательства был погашен по ставке оплаты, действующей в том периоде, котором оплачиваемое время было заработано. Однако денежные средства были выплачены на основе ставки, действующей в том периоде, в котором оплачиваемое время было использовано.

Если бы при начислении отпускных в 2009 году были использованы будущие ставки, то выплаченные денежные средства в 2010 году были бы равны сумме обязательства.

По самым разнообразным причинам многие организации выплачивают премии некоторым или всем должностным лицам и работникам сверх их обычной заработной платы. Очень часто размер премии зависит от годовой прибыли компании.

С точки зрения предприятия выплаты премиальных вознаграждений работникам могут рассматриваться как дополнительная заработная плата и должны учитываться как вычеты при определении чистой прибыли предприятия за год.

Пример: В декабре 2009 года были начислены премиальные, а в январе 2010 года - выплачены.

В бухгалтерском учете в декабре 2009 года делается следующая проводка:

Дебет 7210 Административные расходы

Кредит 3350 Краткосрочная задолженность по оплате труда

А в январе 2008 года - следующая проводка:

Дебет 3350 Начисленные премиальные

Кредит 1010 Наличность в кассе

Сумма расходов должна быть включена в отчет о прибылях и убытках как операционный расход. Обязательство по премиям обычно выплачивается в течение, которого периода времени и должно быть включено в раздел краткосрочных обязательств бухгалтерского баланса .