Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал. Поиск внутренних ресурсов

Лень. Я с трудом заставляю себя что-либо сделать. Ненормальность ситуации очевидна, а сил что-либо исправить я у себя уже не нахожу. Как избавиться от напряжения и усталости?

Кажется, что лень - это что-то негативное. Такой Иванушка на печи, и чтоб все по щучьему веленью. Никакой совести! Все работают, а он лежит, гад. А на самом деле, что это? Нет, кончено, это может быть выученная беспомощность, когда человек привык, что за него «щука» все делает и лежит себе, с детства причем лежит.

А если этот человек трудяга? А тут лег и встать не может? Тогда можно предположить, что лень - это сопротивление. А вот чему сопротивляется, нужно выяснять. Варианты есть такие:

Есть желание изменить что-то в своей жизни, даже желаемая картинка-образ уже есть, как это все будет, а встать и начать делать не могу.

Ваще нет никакого желания, хочется, чтоб оставили в покое, а лечь и лежать не могу себе позволить

Я точно знаю, что «это» мне надоело, зато очень смутное представление о том, что я хочу, впадаю в спячку

Я знаю, что хочу, даже знаю, как это можно воплотить в жизнь, но не могу себя заставить встать с дивана, не хватает дисциплины

Знаю, как и что, но, банально нет времени. То работы много, то домашних забот.

Многие скажут, что не хватает дисциплины, что мол, если хочешь, то пойдешь и сделаешь. Но почему-то руки опускаются, не начинаю, не тяну. Какая-то беспомощность, или чего-то внутри не хватает. То ли опоры, поддержки, или мотивации и веры в себя. Или может нет цели, для чего мне это?

Так, где же искать силы? Куда уходит вся энергия, которая, по идее, должна быть расходована на достижение своих целей? Где искать этот свой внутренний ресурс и как он выглядит, из чего состоит?

Я бы, для начала, выделила бы четыре сферы, где я могу черпать ресурсы. Это физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная. И, первое, конечно же, обратить внимание на свое физическое здоровье, самочувствие, количество сна, отдыха, перерывов в работе, времени для себя, на безделье, или медитации.

Затем это мое эмоциональное состояние: как я сама к себе отношусь, какими людьми я себя окружаю, кто мои друзья, коллеги, товарищи. Какие эмоции я чаще всего получаю, какие отдаю. Следом идет интеллектуальный уровень (обучение, знания, навыки, новый опыт).

Применяю ли я что-то новое для изменения своей жизни? Ну и последний, и не менее важный - уровень духовный. Это некая вертикаль, смысл моих стремлений. А ради чего собственно это все?

А если все объединить, то вопрос может звучать и так: «Есть ли в какой-то из сфер моя личная активность, или только ожидания, что само-собой все начнет чудом меняться?» К каким внутренним сигналам, ощущениям мне следует прислушаться? Где остановиться, а где стоит поднажать? Что удается мне с легкостью, а где сложность? Прислушиваюсь ли я к себе? Что сдерживает, а что придает сил, интереса, желание действовать?

«Молодой учитель в современной школе»

Тренинг личностного роста: найди свой внутренний ресурс.

Цель тренингового занятия:

создание условий для повышения интереса и мотивации молодых учителей к собственному развитию, к позитивным изменениям в себе и своей жизни.

Задачи:

    Создать эмоциональную атмосферу доверия, комфортности, открытости.

    Развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.

    Диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям.

    Развивать способности эффективно взаимодействовать с окружающими, актуализировать внутренние ресурсы личностного развития.

1 этап – подготовительный.

Вводное слово психолога.

Мы все прекрасно знаем, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности и личностных особенностей учителя. Только способный к собственному развитию человек, может соответствовать современным быстро меняющимся условиям. Именно в сегодняшнее время востребована личность самодеятельная, творческая, активная и жизнестойкая. Профессиональный и личностный рост неотделимы и сегодня на нашем тренинге мы поговорим о личностном росте.

Личностный рост… Понятие интригующее, малопонятное, но интуитивно воспринимаемое большинством людей однозначно позитивно. "Он вырос как личность" - нередко говорят о людях, которые стали более зрелыми, мудрыми, успешными.

Целью тренинга является актуализация собственных ресурсов для развития своей личности. А вести его будем мы… (представление ведущих)

Обратите внимание на правила тренингового занятия – они на экране (слайд 2)

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий - называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).
2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).
4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).
5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).
6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

Начнем со знакомства.

    Знакомство – «Алфавитная шеренга»

Ведущий: Оформите бейджики, напишите свое тренинговое имя, затем в максимально короткий срок вам необходимо выстроиться в одну шеренгу так, чтобы имена были в алфавитном порядке. Сесть в круг.

2 этап – основной.

    Упражнение «Три цвета личности»

Ведущий: Каждый из вас получает макет человека – он будет «копилкой» наших особенностей. (качества, стиль жизни, хобби, увлечения, отношения к чему-то и т.п.) Одна сторона человека с тремя точками разного цвета. Рядом с зеленой точкой необходимо написать то, что вас объединяет со всеми – «как все», рядом с синей – только с некоторыми (как вам кажется) - «как некоторые», рядом с красной – то, что отличает вас от всех остальных - «как никто больше» (слайд 3 зелёный – «как все» и т.д.)

Каждый участник делает запись о себе, про собственные свойства и черты.

После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит озвучить написанное, презентовать себя.

Ведущий. То о чем вы сейчас говорили, является вашими ресурсами. Они бывают внешними и внутренними.

(слайд 4) Внутренние ресурсыличностные качества или свойства организма, помогающие достичь поставленной цели, они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Внешние ресурсы - это условия, способствующие достижению поставленных целей.

Ведущий: предлагаю вам работу в микрогруппах (1 группа – определяет, что можно отнести к внутренним ресурсам, 2 группа – к внешним), каждая подгруппа представляет свои наработки, другие участники добавляют)

(5 слайд – таблица) Незнакомые определения ведущий трактует по ходу

Внутренние ресурсы (личностные)

Внешние ресурсы

Самопознание

Уверенность в себе

Позитивное и рациональное мышление

Знания

Эмоциональный интеллект

Интернальный локус контроля

Способности

Навыки психической саморегуляции

Активная мотивация

Эмоционально-волевые качества

Психологические защиты

Творческое мышление

Копинг – стратегии

Ассертивное поведение

Интуиция

Материальные ресурсы:

Условия для проживания и отдыха

Достаточный уровень материального дохода

Безопасность жизни

Оптимальные условия труда

Стабильность оплаты труда

Социальная поддержка:

Эмоциональная поддержка

Информационная

Государственная

Семья, друзья

Ведущий: Каждый человек в различные периоды своей жизни имеет доступ к самым разнообразным ресурсам. Однако мы не всегда осознаем наличие ресурсов, а иногда не можем получить к ним доступ в силу каких-либо психологических барьеров (влияние негативного прошлого опыта, неадекватных родительских установок, иррационального мышления и т.д.). Чем больше ресурсов (внутренних и внешних) имеет личность, тем легче и спокойнее она справляется с ситуациями на своем жизненном пути.

Сегодня на занятии мы поработаем с некоторыми своими внутренними ресурсами и пополним копилку своих ресурсов.

Изучение своих личностных особенностей – мощный ресурс личностного развития, так как мы учимся строить свою деятельность и свое общение, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.

    «Тест геометрических фигур» (Сьюзен Деллингер).

Ведущий: Взгляните на следующие фигуры. (6 слайд)

Вам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник или зигзаг. Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это - я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Ведущий: теперь я предлагаю вам разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения (краткие психологические характеристики соответствующих форм личности).

Ведущий: Каждой группе необходимо познакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который касается их фигуры) и кратко рассказать остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры».

Если кто-то ошибся с выбором, обоснуйте, почему вы так считаете, и можете перейти в более подходящую для вас «фигуру».

Ведущий: Теперь группам мы предлагаем заполнить таблицы и записать плюсы и минусы характера и поведения людей выбранной вами фигуры фигуры.

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям. Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Главные жизненные ценности: порядок, работа, традиции, репутация.

(Слайд 7)

Плюсы

Минусы

Организованность

«Черно-белое» мышление, односторонность

Дисциплинированность

Негибкость, педантизм

Пунктуальность

Чрезмерная строгость

Аккуратность

Дотошность, мелочность

Законопослушность

Чрезмерная серьезность

Трудолюбие

Выжидание

Упорство, настойчивость

Упрямство

Твердость в решениях

Консерватизм

Верность слову, честность

Сопротивление новому

Рациональность

Боязнь риска

Спокойствие

Бедная фантазия

Практичность

Скупость

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, задругих делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка), правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря - сделать карьеру. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Главные жизненные ценности: власть, лидерство, карьера, статус, победа, доход.

(слайд 8)

Плюсы

Минусы

Успешное лидерство

Эгоцентризм

Способность принимать ответственность на себя

Стремление контролировать все происходящее

Способность к концентрации сил

Полная поглощенность делами

Установка на победу

Философия «цель оправдывает средства»

Уверенность в себе

Решительность

Импульсивность

Смелость, склонность к риску

Безжалостность

Прямота, откровенность

Резкость, жестокость

Сила чувств, страстность

Вспышки гнева, ярости

Остроумие

Язвительность

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей.

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» - всего лишь стадия. Она пройдет!

Характеризуется переоценкой и сменой главных жизненных ценностей в результате значимых событий в жизни.

(слайд 9)

Плюсы

Минусы

Ориентация на поиск

Непоследовательность

Позитивное отношение к новому

Неопределенность

Любознательность

Внутренний разлад

Чувствительность

Внушаемость

Доверчивость и эмпатия

Эмоциональная неустойчивость

Неамбициозность

Наивность

Смелость

Низкая самооценка

Высокая обучаемость

Легковерность

КРУГ

Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди. Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать.

Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т.д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» - Треугольника и Квадрата.

Главные жизненные ценности: служение людям, счастье и благополучие семьи, детей, общение.

(слайд 10)

Плюсы

Минусы

Высокая потребность в общении

Зависимость от общественного мнения

Коммуникабельность, доступность

Непунктуальность

Доброжелательность

Мягкотелость

Заботливость

Нетребовательность

Преданность

Навязчивость

Щедрая эмоциональная чувствительность

Болтливость

Спокойствие и расслабленность

Сентиментальность

Бесконфликтность, склонность прощать

Уступчивость

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий.

Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Главные жизненные ценности: свобода, творчество, изменения.

(слайд 11)

Плюсы

Минусы

Стремление к новизне, творчеству

Неорганизованность, непоследовательность

Жажда познания

Непостоянство

Бунтарский дух

Индивидуализм, ненадежность

Мечтательность

Пренебрежение к законам, традициям

Ориентация на будущее

Нереалистичность

Восторженность

Безалаберность

Экспрессивность

Импульсивность

Остроумие

Язвительность, колкость

    (12 слайд) «Пантомима - фигура в деятельности»

Ведущий. Сейчас мы предлагаем вам самовыразиться. Используя свои творческие способности, используя характеристики фигур, положительные и отрицательные качества – представьте пантомиму. Ведущее качество своей фигуры изобразите в виде пантомимы. (2 минуты). Остальные участники должны определить это качество.

Обсуждение.

Какое впечатление произвело это упражнение?

Трудно ли было изобразить? Что вызвало затруднения?

Ведущий: Каждый из вас, выбирая ту или иную фигуру, обладает незаменимым, очень важным ресурсом.

На самом деле, нет плохих или хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы можем сами управлять их проявлением, вместо того, чтобы подчиняться им. И тогда мы можем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня». Это как раз есть умение рационально мыслить.

С помощью РАЦИОНАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ мы формируем ПОЗИТИВНОЕ отношение к жизни, позволяя себе быть хозяевами своей жизни.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ , напротив, ставят нас в зависимость от других людей и обстоятельств, препятствуют достижению поставленных целей, ведут к возникновению эмоциональных проблем. Образно эти мысли можно назвать (слайд 13) « УМСТВЕННЫМ МУСОРОМ», который можно разделить на четыре категории:

    «КТО ВИНОВАТ?»

Суть подобного алгоритма мышления – внутренне снять с себя ответственность за происходящее. В его основе – неосознаваемый самозапрет на совершение ошибок, на возможную собственную неправоту. Важно сохранить имидж собственной безупречности и «правильности».

    «КАТАСТРОФА!»

Прогнозирование самых неблагоприятных вариантов развития ситуации. Делание из мухи слона. Сложно сохранить бодрость и хорошее настроение, когда прогнозы развития ситуации одна ужасней другой. Самое печальное, что эти прогнозы часто становятся реальностью.

    «Я/ ТЫ/ ОН ДОЛЖЕН!»

Глубокая убежденность в истинности и объективности собственных представлений о мире. Навязывание выбранного стереотипа действий окружающим и себе самому как единственно возможного. Человек перестает осознавать разницу между своими представлениями о реальности и реальной живой ситуацией.

    «И ТАК ВСЕГДА!»

Склонность делать выводы глобального масштаба исходя из результатов частных ситуаций (всегда так, все люди таковы, я никогда не смогу … и т.д.). Тем самым мы формируем подсознательную установку на стереотипное воспроизведение данной ситуации и фиксируем фоновое негативное отношение к ней.

Ведущий. «Умственный мусор» мешает нам позитивно мыслить, а значит личностно расти. Необходимо учиться мыслить рационально, а в этом нам поможет следующий алгоритм.

(слайд 14) При возникновении проблемы , у человека всегда есть выбор: оставить всё как есть или произвести изменения.

АЛГОРИТМ:

ПРОБЛЕМА

Оставит все как есть Произвести изменения

    Изменить обстоятельства, в которых возникла проблема

    Изменить себя (реакции, поведение, привычки, взгляды, установки)

    Изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их:

    Как условие для чего-то другого – хорошего

    Как урок, который необходимо пройти и чему-то научиться, что понадобится в будущем

    Как предоплата за то хорошее, что произойдет в будущем

    Как катализатор внутриличностных ресурсов, развития личности и возможностей

    Как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив

Ведущий: Так что выбор есть всегда. Но не всегда человек может увидеть в проблеме что-то важное и полезное для себя. На самом деле есть несколько приемов, которые помогают не только увидеть что-то полезное даже в трудных ситуациях, но и найти выход. Они называются «ФОРМУЛЫ ПОЗИТВНОГО МЫШЛЕНИЯ»: (слайд 15)

«Театр в табакерке». Возможность увидеть проблему «сверху» помогает снизить преувеличенное негативное значение происходящего, ощущение бессилия. Проблема видится в целом, становится яснее.

«Вторая сторона медали». Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое, обязательно должно быть хорошее. Это закон жизни и, как бы мы к нему ни относились, он действует.

«Маленькие кирпичики большой стены». Если мы захотим перепрыгнуть большую стену, то, скорее всего, мы разобьемся, а стена так и останется на месте. Если каждый день отделять от стены по маленькому кирпичику, через некоторое время мы увидим, что от стены не останется и следа. Какие три первых кирпича вы можете вынуть из этой стены?

«Проблема как друг» , «Совет другу» .

    Упражнение «Вторая сторона медали».

Ведущий: Давайте попробуем поработать с одной из этих формул «Вторая сторона медали». Необходимо разбиться на пары. Сначала один озвучивает свою проблему или трудную ситуацию другому, а другой должен найти позитив. Затем необходимо поменяться ролями. (2-3 минуты)

Обсуждение: Помогла ли вам формула? Получилось взглянуть на проблему с другой стороны? Если сразу не получилось, можно попробовать ещё раз или обратится к другой формуле. Главное – выход всегда есть.

САМООЦЕНКА

Ведущий: Позитивное мышление ведет к формированию адекватной самооценки. Человек с неадекватной, чрезмерно завышенной или заниженной самооценкой, не способен адекватно воспринимать окружающий мир, правильно оценивать обстоятельства. Такой человек не способен принимать верные решения. (слайды 16, 17, 18)

Самооценка - это отношение человека к себе и к своим поступкам, основанное на собственном опыте и на мнении окружающих об этом человеке.

Уровень самооценки

Адекватная

Завышенная

Заниженная

Уверенность

Уверен в себе, спокоен, открыто проявляет себя

Высокомерен, самоуверен, считает, что окружающие не способны до конца его понять

Неуверен в себе, нерешителен, недоверчив

Отношение к недостаткам и достоинствам

Видит как в себе, так и в других как положительные, так и отрицательные стороны

Видит преимущественно достоинства в своём поведении и недостатки в поведении окружающих

Видит в основном свои недостатки, страдает от этого

Отношение к критике

Умеет воспринимать критику, стремиться стать лучше

Не воспринимает критику, считает, что критикующие его не способны понять

Болезненно реагирует на критику

Направлен-ность

Направлен на познание, действия и общение, активен, целеустремлён

Направлен на решение своих проблем, на достижение положения, соответствующего его уровню

Направлен на маскировку своих недостатков, на то, чтобы окружающие не заметили, что он хуже их

Взаимодейст-вие

Может объективно оценивать ситуации, учитывать мнения окружающих

Не способен принять другую точку зрения и понять окружающих

Зависим от мнения других, старается «быть как все», ориентируется на позицию большинства

Поведение

Умеет сопереживать, имеет много друзей, располагает к общению

Общается пока не потеряет интерес к партнёру (или партнёр не потеряет интерес к нему)

Имеет проблемы в общении. Два варианта поведения:

1)подавленность, одиночество и замкнутость, старается не выделяться и не проявлять себя («я плохой, а другие хорошие»);

2)агрессия. привлекает к себе внимание, вызывающе себя ведёт, старается подавить и унизить других («я плохой, а другие ещё хуже, чем я)

    Тест «Самооценка»

    Часто ли вы размышляете, что думают о вас окружающие?

    Да

    Иногда

    Никогда

    Какие чувства вы испытываете, когда сравниваете себя с более успешным человеком?

    Раздражение

    Небольшое недовольство

    Спокойствие и радость за него

    Как вы думаете, удалось ли вам добиться того, чего вы хотели достичь на сегодняшний день?

    Да

    Не совсем

    Практически нет

    Часто ли вы называете себя неудачником?

    Да

    Иногда

    Никогда

    Кого вы обычно вините в своих неудачах?

    Окружающих

    Все зависит от обстоятельств

    Себя

    Легко ли вы можете изменить мнение о себе под влиянием окружающих?

    Да

    Иногда

    Нет

Обработка результатов:

    2 балла

    1 балл

    0 баллов

(слайд 19)

8-12 баллов. Низкая самооценка. Вы зависите от мнения окружающих. Вы слишком много их слушаете. Любое вскользь брошенное слово может надолго выбить вас из равновесия. В вас слишком много мнительности и тревожности. Заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Не верящий в себя человек во всем сомневается, смотрит в будущее без оптимизма, несет в себе массу комплексов.

8-4 балла. Средняя самооценка. Вы адекватны. Адекватная самооценка побуждает человека к активности, направлена на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков.

4-0 баллов. Высокая самооценка (переходящая в завышенную). Вас не заденешь ничем, кроме недооценки. Отсекая негативную информацию, вы лишаете себя и позитивной. Это другая сторона первого типа, вы не можете пересмотреть себя. Если человек первого типа чересчур гибкий, то вы прямая противоположность, до вас не достучаться. В результате ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых очень трудно будет избавиться.

Ведущий: Чтобы снизить высокую самооценку, необходимо критически относиться к себе, а для того. Чтобы её повысить я предлагаю вашему вниманию несколько очень действенных советов.

(слайд20) Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь 12 советов, которые помогут в этом:

Ведущий:

Ведущий: Одним из важных личностных ресурсов является творческое мышление. Для проявления этого ресурса я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

    Упражнение «Чем я могу быть интересен (интересна)?»

Ведущий: Предлагаю вам разбиться на 3 группы и взять описание одной из ситуаций. Участники тренинга по очереди берут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие. Используйте свой творческий ресурс для решения ситуаций:

Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках:

    «Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»

    «Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем бы вы могли быть интересны детям?»

    «Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?»

Ведущий: Обратите внимание, в начале тренинга мы говорили о том, что посвятим его актуализации наших внутренних ресурсов. Возьмите макеты своих человечков, напишите те качества, наличие которых вы осознали и подчеркнули их важность для личностного роста.

3 этап – заключительный.

Обратная связь

(Слайд 21) Продолжите предложение « Важным ресурсом для меня является…»

Анкета

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего занятия

Обведите кружком ту оценку на десятибалльной шкале, которая соответствует вашему мнению.

    Насколько вы довольны в целом?

    Насколько полезным для себя вы считаете это занятие?

Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очень доволен

    Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

Совсем нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

    Будете ли вы рекомендовать своим друзьям и знакомым поучаствовать в данном тренинговом занятии, если он будет проводиться еще раз?

Ни в коем случае 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательно буду

    Ваши предложения и пожелания.

ПОЖЕЛАНИЯ УЧАСТНИКАМ: ( слайд 22)

Личностный рост, как ни называть это - самоактуализация или движение вперед, - это главная движущая сила жизни. Главное – не стойте на месте, учитесь, растите, позвольте своей личности развиваться. Ведь в данном случае отсутствие движения вперед равнозначно движению назад.

МУЖЕСТВА – изменить то, что можно изменить в себе.

ТЕРПЕНИЯ – принять то, что изменить в себе невозможно.

РАЗУМА – чтобы отличить одно от другого.

12 советов, которые помогут повысить самооценку и уверенность в себе:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

4. Используйте (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от них.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по настоящему оцените самого себя.


Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности:

1) выживание,

2) физический комфорт,

3) безопасность,

4) вовлеченность в социум,

5) уважение со стороны социума,

6) самореализацию в социуме.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние.

Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи.

Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть.

Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться.

В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор.

В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки.

Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности.

Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна. Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии.

Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы.

На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан.


Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии . Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя.

Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм».

Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться.

Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции . В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу . Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».

Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают.

Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго, если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался. Эта связь нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным: расслабляться, пассивно отдаваться чему-то, вовлекаться в то, что не есть он, бежать от себя в экстатические переживания, в надежде на трансценденцию или просто кайф.

Любая позитивная трансценденция требует возвращения центра, точки сборки, внутрь себя с какой-то добычей, самообогащение, а не потерю себя . Трансценденция без возвращения в себя (и любовь нередко такой становится) подобна вложению всех денег в какое-то дело, которое не принесет доход. Это растворение себя, жертва.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений , который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится.

Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально).

Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет. Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя.

Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным.

Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила).

Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже, тот самый стержень, который некоторым дает вера в Бога, а некоторым даже вера не дает, а некоторые и без веры в Бога его приобретают).

Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)» – формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей.

Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя. Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит.

Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет.

Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

Психологические ресурсы личности, как правило скрыты от сознания человека — носителя этих самых ресурсов. Под психологическим ресурсом обычно понимают внутренние резервы человека, которые хранятся за семью печатями в подсознания, ожидая когда он их задействует. Психолог выступает для клиента как активатор его ресурсов.

Психологические ресурсы человека

Психологический ресурс — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это его потенциальные и реальные возможности.

Не всякий человек осознает все свои ресурсы, не все психологические ресурсы доступны к применению по запросу. Некоторые из них еще только предстоит открыть в себе и активировать.

Насколько Вы психологически ресурсная личность?

Психологический ресурс человека считается активным , когда:

  • он осознается как свой,

  • он уместно применяется в ответ на угрозу организму и/или личности,

Насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни, настолько Вы ресурсная и активная личность.

Вообразите себя попавшим на тропический остров в открытом океане. У Вас есть топор, лодка и снасти для охоты и ловли рыбы. Так вот то, что я перечислил — не ресурсы, а инструменты. А Вашими психологическими ресурсами будет умение использовать эти инструменты для выживания, уверенность в собственных силах, способность отвечать вызовам природных сил. Вера в свои способности и возможности.

Какие психологические ресурсы своей личности вам известны? Напишите ответ в комментариях.

Всё возможно, если человек активировал свои ресурсы

4 типа психологических ресурсов личности

Существует четыре мира человека, которые задействуют различные психологические ресурсы его личности:

  1. Витальный мир. Использует ресурсы связанные с физиологическим выживанием как биологического организма. Как приспособиться к новой диете, как , умение быстро собраться в трудной ситуации и расслабиться после ее завершения.

  2. Деятельностный мир. Задействует психологические ресурсы навыкового поля. Такие как или способность метко стрелять из лука. Навык разжечь костер с одной спички может спасти жизнь заблудившемуся в лесу человеку. Сюда относятся так же способности к прикладным видам творчества.

  3. Сознательный мир. Активирует когнитивные ресурсы, связанные с умением впитывать, обрабатывать, анализировать, синтезировать и обрабатывать информацию. и изобретать новое относятся к «сознательным» психологическим ресурсом.

  4. Волевой мир. Востребует от человека психологические ресурсы, связанные с эмоционально-волевой сферой. Умение управлять своим психологическим состоянием и эмоциями, вера в себя и свои возможности.

Таким образом, если вернуться к ситуации с выживанием на необитаемом острове, то Ваша способность кардинально поменять рацион задействует витальные психологические ресурсы. А навык ловли рыбы относятся к деятельностным. Если Вы изобретете ловушку для добычи крабов и устриц, то Вы активируете сознательные ресурсы. И если займете активную позицию в ответ на трудности ситуации и будете верить в спасение — волевые.

Психолог как активатор психологических ресурсов человека

Роль психолога активировать во время психологической работы эмоциональные и волевые, витальные и мыслительные ресурсы человека — его Клиента.

Задача психолога быть ресурсом для своих Клиентов

На самом деле роль психолога вывести из подсознания Клиента, помочь ему осознать собственную силу и побудить к активации и закреплению данного ресурса в жизни.

Настоящий психолог выступает для своих Клиентах в 3-х ипостасях:

  • психолог как ресурс поддержки и принятия,

  • психолог как образец для подражания и копирования его ресурсов клиентом,

  • психолог как активатор внутренних психологических ресурсов человека.

Психолог как психологический ресурс верит в возможности человека самостоятельно справиться с вызовами жизни, он помогает человеку поверить в его ресурсность и способности.

Используйте ресурсы психолога как психологический ресурс >>>

Психологический ресурс как присвоенный навык

Позвольте показать развитый деятельностный ресурс очень известного лучника, который довел навык стрельбы из лука до совершенства.

Из данного видеоролика, который не нуждается в переводе, становится понятно, что данный навык был бы невозможен без задействования и активации волевых, эмоциональных и других психологических ресурсов.

Книга о развитии ресурса выживания в городских джунглях по методике спецслужб

Я веду речь о книге «Защити себя по методике спецслужб Бывший спец. агент раскрывает методы, которые могут спасти жизнь вам и вашей семье / Джейсон Хансон.

Бывший офицер ЦРУ Джейсон Хансон знает все о том, как не стать жертвой разбойного нападения или мошенничества. В своей книге он предупреждает об опасностях, которые подстерегают нас на улице и на парковке, в путешествии и в собственном доме, разоблачает многие уловки современных злоумышленников и учит быть готовым к любым неожиданностям.

Освой и используй ресурсные методики безопасности на улицах города!

Приобретите справочник по безопасности в издательстве МИФ!

Профессиональные приемы сотрудников спецслужб, которые вы освоите, прочитав его книгу, помогут вам защитить себя и свою семью в любой ситуации.

Приведу один из множества приемов описанных в этом справочнике, он пригодится вам, в случае, если Вам кажется что за вами следят.

Прием четвертый: не покидайте людных мест

Если вы уверены, что кто-то вас преследует, ни в коем случае сразу же домой не бегите. Кажется, что нет ничего надежнее собственного дома - можно запереть все двери, можно позвать на помощь, однако это последнее место, куда вы должны идти. Вы хотите показать преступнику, где вы живете?

Он может ворваться в дом вслед за вами, а может затаиться и попытаться проникнуть позже.

Если за вами следят…

Оставайтесь в людном месте и обратитесь за помощью. Безопасные места - рестораны, кафе, магазины, в которых много покупателей, людные улицы.

Никогда не сворачивайте на темные улицы, в переулки, в проходы, потому что там преступник может на вас напасть.

Если вас преследуют в каком-то месте, где много людей, вроде большого магазина, не пытайтесь выйти из него и добраться до своей машины. Преступнику нужно всего лишь дождаться вас у выхода. А потом он может нагнать вас у машины или проследить за вами до самого дома.

Обратите внимание на обувь

Если вам кажется, что за вами следят, обратите внимание на обувь преследователя, чтобы убедиться в том, что это один и тот же человек. Потому что очень просто снять или надеть кепку, очки или применить какой-либо иной прием, позволяющий изменить внешность. Но вот сменить обувь очень даже нелегко: вряд ли преступник станет таскать с собой запасную пару.

Если Вы живете в крупном городе — советы из книги от бывшего спец.агента ЦРУ — автора книги будут для Вас незаменимы.

Напишите в комментариях, какие психологические ресурсы уже активированы и используются вами? Как Вы считаете есть ли ресурсы внутри Вашей психики, которые заблокированы или не осознаваемы? Как Вы собираетесь их активизировать и сделать практическими навыком?

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Паника атакует? Тревога заполонила собой сознание? Контролируйте тревогу и приступы панических атак, понижая уровень адреналина до нормального. […]
  • 5 принципов счастливой жизни, которые открыты в исследовании психологов, длившемся более 50 лет. Психология счастливой жизни существует - это […]
  • Цель и видение - две стороны одной медали. Как поставить цели на 2015 год. Технология постановки и реализации цели. Мечту превращаем в цели, а цели […]
  • На самом деле существует больше, чем 3 типа эмоциональных реакций и способов отношения к жизни, чем рассмотрено в статье. Рассмотрим 3 основные […]