Единая бюджетная классификация. Основные характеристики бюджета. Государственный бюджет. основные характеристики. дефицит бюджета, пути его преодоления Основные показатели государственного бюджета

С этой точки зрения бюджет представляет собой роспись доходов и расходов государства, которое утверждается органами законодательной и представительной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отражает экономическую, социальную, военную, международную политику государства.

Расходы на экономическую деятельность государства определяются 2 факторами:

1. Масштабами государственного сектора экономики;

2. Экономической политикой государства (чему отдается предпочтение - бюджетному финансированию налоговому регулированию).

Уровень социальных расходов определяется финансовой моделью общества. Доходы бюджета характеризуют налоговую политику государства.

В Украине бюджет как финансовый план имеет определенные отличия от бюджета как экономической категории, поскольку в него включаются фонды целевого назначения. Поэтому для оценки реальной бюджетной политики необходимо проанализировать статьи доходов расходов «чистого» бюджета (без целевых фондов). Вместе с тем включение этих фондов в бюджет обусловлено двумя причинами:

1. Приданием им законодательной силы;

2. Необходимостью осуществления государственного контроля за средствами этих фондов.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется тремя показателями:

1. Равновесие доходов и расходов;

2. Бюджетный излишек - превышение доходов над нормативными расходами (профицит);

3. Бюджетный дефицит - превышение расходов над постоянными доходами (налоговые доходы бюджета). При наличии бюджетного дефицита устанавливаются источники его покрытия (государственные займы, эмиссия денег). Причиной бюджетного дефицита является необходимость тратить средств значительно больше, чем это позволяют финансовые возможности бюджета. Теоретически избежать дефицита очень просто - сократить расходы увеличить налоги. Но на практике, как правило, это процесс очень сложен, а иногда и невозможен.

Бюджетный дефицит не может иметь однозначной оценки, так как существуют разные виды бюджетного дефицита:

По форме проявления бюджетный дефицит подразделяется на открытый и скрытый:

Открытый - официально признанный в законе о бюджете;

Скрытый - государством официально не признается. В чем суть скрытого дефицита? Это завышение плановых объемов доходов, включение в состав доходов бюджета источников покрытия бюджетного дефицита. Скрытый дефицит - более негативное явление, чем открытый.

По причинам возникновения бюджетный дефицит бывает вынужденным и сознательным.

Вынужденный является следствием низкого уровня ВВП. Обусловлен недостатком финансовых ресурсов в стране.

Сознательный определяется характером финансовой политики государства - оно старается снизить уровень налогообложения для стимулирования экономики. В то же время недостаток ресурсов государство мобзует с помощью займов. Кроме того, использование государственных займов необходимо для регулирования финансового рынка, индикатором которого являются государственные ценные бумаги. Для ценных бумаг устанавливается минимальный уровень процентных ставок при их максимальной надежности, с помощью ценных бумаг государство стимулирует сдерживает финансовый рынок.

По направлениям дефицитного финансирования различают активный и пассивный бюджетный дефициты.

Активный дефицит - это направление средств на инвестиции в экономику, что способствует увеличению ВВП.

Пассивный дефицит - это покрытие текущих затрат.

Источниками покрытия дефицита выступают:

1. Государственные займы;

2. Денежная эмиссия.

Использование государственных займов требует:

Начисление временно свободных средств у кредиторов государства;

Доверие со стороны кредиторов к государству;

Заинтересованность кредиторов заполучить высокие гарантии возврата долга и удобной для кредитора процентной политики;

Наличие реальных доходов от использования заемных средств, дающих возможность вернуть долг и выплатить проценты.

Государственные займы требуют четкой системы погашения государственного долга. Источниками этого погашения могут быть:

1. Дополнительные налоговые поступления, которые получает государство, благодаря увеличению ВВП, на основе инвестирования заемных средств;

2. Увеличение уровня налогообложения;

3. Уменьшение расходов бюджета;

4. Выпуск новых займов.

Денежная эмиссия: может использоваться только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Она исходит из ограничения отношения бюджетного дефицита к ВВП на уровне 2-3%. В случае использования денежной эмиссии основным фактором дефицита является направление этих средств - в инвестиции на текущие расходы. Если средства направляются в инвестиции, то это дает возможность получить определенный доход, что, в свою очередь, амортизирует рост инфляции. В случае использования средств на текущие расходы инфляция становится необратимой.

Основными характеристиками бюджета являются общий объем его доходов и расходов, образовавшийся дефицит (профицит) бюджета (ст. 184.1 БКРФ).

В бюджете может иметь место либо равенство доходов и расходов, либо дефицит бюджета, т.е. превышение расходов бюджета над его до-ходами, либо профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами (рис. 7).

Рис.7. Соотношение доходов и расходов

Бюджет субъекта Российской Федерации размер дефицита бюджета не может превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений (ст. 92.1 БК РФ)

При утверждении бюджета может иметь место любой из трех вариантов (баланс, дефицит, профицит), однако при наличии дефицита существуют ограничения его предельного размера (рис. 7).

Существуют различные дополнительные условия при формировании бюджета с дефицитом. Часть из них расширяет возможности органов власти, часть - ужесточает порядок формирования такого бюджета. Например, установленные ограничения могут быть превышены на величину:

Разницы между полученными и погашенными субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием бюджетными кредитами в случае утверждения этой разницы в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации либо местного бюджета - соответственно (до 1 января 2013 г.);

Поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации при условии утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

Снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации (ст. 92.1 БК РФ)

В то же время для субъектов бюджетного права, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (для муниципальных образований) из федерального бюджета (для субъектов Российской Федерации) или других бюджетов бюджетной системы (для муниципальных образований) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала установленный процент от объема собственных доходов, существует более жесткое ограничение дефицита бюджета (табл. 3).



Таблица 3. Дополнительные условия по ограничению дефицита бюджета

Субъект бюджетного права Процент превышения доли межбюджетных трансфертовв течение двух из трех последних отчетных финансовых лет Дефицит бюджета не должен превышать
Субъект Российской Федерации 60% от объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 130 БК РФ) 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (п. 2 ст. 92.1 БК РФ)
Муниципальные образования 70% объема собственных доходов местных бюджетов (п. 4 ст. 136 БК РФ) 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (п. 3 ст. 92.1 БКРФ)

При наличии дефицита закон о бюджете дополнительно характеризуют следующие параметры:

Источники финансирования дефицита бюджета;

Предельные объемы внутреннего и внешнего долга;

Пределы внешних и внутренних заимствований;

Программы внешних и внутренних заимствований;

Программа государственных (муниципальных) гарантий;

Объем расходов на обслуживание государственного долга и другие показатели.

Финансирование дефицита федерального бюджета (рис. 8) может осуществляться за счет внутренних (в валюте Российской Федерации) и внешних источников (в иностранной валюте) (ст. 94 БК РФ).

Рис.8. Источники финансирования дефицита бюджета

К внутренним источникам относятся:

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета (в течение соответствующего финансового года);

Объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации;

Разницы между:

Средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации и направленными на их погашение;

Полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Полученными и погашенными кредитами кредитных организаций;

Полученными и погашенными кредитами международных финансовых организаций;

Средствами бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам, и средствами, полученными от их возврата;

Средствами бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и ими полученных;

Суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

Суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

Поступления от продажи:

Акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

Государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенных на размер выплат на их приобретение;

Курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.

К внешним источникам относятся:

Разница между:

Средствами, поступившими от размещения государственных займов (путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации) и направленными на их погашение;

Полученными и погашенными Российской Федерацией кредитами (включая целевые иностранные кредиты) иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права (при этом учитываются средства, перечисленные из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации);

Полученными и погашенными Российской Федерацией кредитами кредитных организаций;

Средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией и направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

Объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации и др.

Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1% прогнозируемого валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, но может быть превышен на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.).

Бюджетным кодексом РФ установлено, что кредиты Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета. Для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также для погашения долговых обязательств используются государственные и муниципальные заимствования. При этом формируется долг, который в зависимости от уровня бюджетной системы называется государственным долгом Российской Федерации или долгом субъекта Российской Федерации или муниципальным долгом.

Государственный или муниципальный долг - обязательства,возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РоссийскойФедерации или муниципальным образованием (ст. 6БК РФ).

Государственный долг Российской Федерации (может быть внутренним - в валюте Российской Федерации и внешним - в иностранной валюте) представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Это могут быть обязательства:

По кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

Государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

Бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

Государственным гарантиям Российской Федерации и др.

Аналогичные обязательства, возникающие у субъектов РФ, составляют государственный долг субъекта РФ, у муниципального образования - муниципальный долг.

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год - пять лет) и долгосрочными (5-30 лет включительно) (ст. 98 БК РФ). Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (один год - пять лет) и долгосрочными (пять - десять лет включительно) (ст. 100 БК РФ). Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, государственным долгом субъекта Российской Федерации - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным долгом - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

Долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований, но не могут превышать 30 лет для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, десять лет - для муниципального образования. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 111 БК РФ).

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при условии, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам Российской Федерации, если указанные обязательства не были гарантированы ими.

Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или)погашение долговых обязательств соответствующего бюджета (ст. 106БК РФ).

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Но данное ограничение может быть:

Превышено (до 1 января 2013 г.) на величину бюджетных кредитов, привлекаемых в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утвержденных в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

Понижено до 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений для муниципальных образований) для субъектов бюджетного права, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями (для муниципальных образований) из федерального бюджета (для субъектов Российской Федерации) или других бюджетов бюджетной системы (для муниципальных образований) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% от объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (70% объема собственных доходов местных бюджетов для муниципальных образований) (п. 2, 3 ст. 107 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой их перечень по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства, а также с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования. Детализация заимствований по конкретным займам должна составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.

Причем для несвязанных (финансовых) заимствований указываются:

Источник привлечения;

Сумма заимствования;

Срок погашения;

Для целевых иностранных заимствований указываются:

Конечный получатель;

Цель заимствования и направления использования;

Источник заимствования;

Сумма заимствования;

Срок погашения;

Наличие гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

Оценка объема использованных средств до начала очередного финансового года; прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой их перечень в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий представляет собой перечень предоставляемых ими гарантий (табл. 4). В программе должно быть отдельно предусмотрено каждое направление гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает:

1 млрд руб. - для государственных гарантий Российской Федерации;

10 млн руб. - для государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

100 тыс. руб. - для муниципальных гарантий (ст. 110.2 БК РФ).

Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт (или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам), учитываются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Таблица 4. Верхний предел государственного долга Российской Федерации на 1 января следующего года (Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ)

Доходы федерального бюджета Российской Федерации очень чувствительны к ценам на нефть: изменение цены на нефть на 1 дол. приводит к изменению доходов бюджета на 0,3% ВВП. Жесткая финансовая политика последних лет и в целом благоприятная для страны конъюнктура сырьевого рынка позволила с 2000 по 2009 гг. формировать бюджет с профицитом. Однако изменение цен на нефть в 2008и 2009 гг., неблагоприятные тенденции в мировой экономике заставили пересмотреть многие прогнозируемые показатели. Приведенных выше характеристик бюджета оказалось недостаточно. Поэтому в силу важности, начиная с 2008 г., в перечень основных параметров федерального бюджета включены следующие показатели:

Объем нефтегазовых доходов, которые учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета;

Объем нефтегазового трансферта;

Ненефтегазовый дефицит.

Нефтегазовыми доходами являются доходы федерального бюджета от уплаты:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Ежегодно определенная часть нефтегазовых доходов (но не более утвержденной в соответствующем финансовом году величины) в виде нефтегазового трансферта направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Остальная часть нефтегазовых доходов используется на формирование Резервного фонда до достижения его нормативной величины) и Фонда национального благосостояния (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.).

Нефтегазовый трансферт - это часть средств федеральногобюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходовфедерального бюджета и средств Резервного фонда РФ.

Объем нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в процентах от прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, но не должен превышать: в 2010 г.-4,5%; с 2011 г. - 3,7% (для сравнения: в 2008 г. объем нефтегазового трансферта составлял 6,1%; в 2009 г. - 5,5%).

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляетсобой разницу между объемом доходов федерального бюджетабез учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и до-ходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

С 2013 г. ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г.). После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. После наполнения этого Фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для его финансового обеспечения (ст. 96.9 БК РФ).

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета ПФР (ст. 96.10 БК РФ).

Другим источником формирования указанных фондов являются доходы от управления их средствами. Однако в период с 1 января2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами данных фондов направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга, а также (до 1 января2013 г.) на обеспечение сбалансированности федерального бюджета(включая финансовое обеспечение нефтегазового трансферта).Например, в 2010 г. для обеспечения сбалансированности федерального бюджета могут использоваться средства Резервного фонда в объеме до 1249,6 млрд руб.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10*% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП (действие данного положения приостановлено до 1 января 2013 г. Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. № 314-ФЗ).

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта в пределах утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета ПФР (табл. 5). Порядок софинансирования определен Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Таблица 5. Совокупный объем средств Резервного фонда РФ и Фонда национального благосостояния РФ

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в ЦБ РФ.

К характеристикам бюджета относятся также:

Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

Общий объем условно утвержденных расходов (на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета) и другие показатели.

Публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации) (ст. 6 БК РФ).

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службy по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях (ст. 6 БК РФ).

Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования (ст. 184.1 БК РФ). Основные характеристики федерального бюджета приведены в табл. 6.

Таблица 6. Основные характеристики федерального бюджета 2010-2012 гг. (Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ)

Показатель, (млрд руб.) 2010 г. 2011 г. 2012 г.
в абсолютных значениях в% к ВВП в абсолютных значениях в% к ВВП в абсолютных значениях в% к ВВП
ВВП 43 187 48 072 53 712
Доходы 6 950 16,1 7 455,7 15,5 8 069,6
Расходы 9 886,9 22,9 9 389,8 19,5 9 681
Дефицит 2 936,9 6,8 1 934,1 1 611,4
Инфляция (прогноз) 10% 8% 7%
Прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета 3 194,7 7,4 3 311,8 6,9 3 503,1 6,5
Объем нефтегазового трансферта I 943,4 4,5 1 778,7 3,7 1 987,3 3,7
Условно утвержденные расходы 234,7 0,5 484,1 0,9
Нормативная величина Резервного фонда 4318,7 4 807,2 5 371,2

Еще одним важным параметром бюджета является объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте понятие бюджетной системы, бюджетного устройства.

2. Какое влияние оказывает административно-территориальное устройство на организацию бюджетной системы Российской Федерации?

3. Какие принципы построения бюджетной системы Российской Федерации существуют?

4. Опишите характер взаимоотношений уровней управления в рамках бюджетной системы Российской Федерации.

5. Опишите основные характеристики федерального бюджета.

6. Какова структура источников финансирования дефицита федерального бюджета?

7. Что представляет собой государственный долг Российской Федерации?

8. Что представляет собой ненефтегазовый дефицит бюджета?

9. Что представляет собой Фонд национального благосостояния?

Литература

1. Золотарева Г.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – Кнорус, 2011 – 232с.

2. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ. Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 234 с.

3. Ермасова, Н. Б. Бюджетная система РФ. - М.: Высшее образование, 2009. - 715с.

4. Годин, А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов/ А. М. Годин. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. - 628 с.

5. Финансы: учебник для вузов/ С. А. Белозеров [и др.] ; ред. В. В. Ковалев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби; М.: Проспект, 2008. - 640 с.

6. Бюджетная система России. Под редакцией академикаГ. Б. Поляка. -3-е изд., М.: ЮНИТИ, 2011

Статистика государственных финансов

ТЕМА 4.2. Статистика общегосударственных финансов и денежного обращения

Основные показатели статистики государственного бюджета; показатели финансирования государственного бюджета и государственного долга; факторы, влияющие на уровень доходов государственного бюджета; методы анализа доходов государственного бюджета; система показателей статистики денег и денежного обращения; денежные агрегаты; денежный оборот и скорость обращения денег; анализ структуры денежной массы.

Государственные финансы - важнейшая составляющая часть финансовой системы страны. Предметом статистического изучения являются государственные финансы в целом и их составные части: бюджеты разных уровней государственного управления; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Центральным звеном этой системы является государственный бюджет (госбюджет).

Госбюджет определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования. Задача статистики госбюджета - определить:

♦ общую величину доходов и расходов, размер превышения расходов;

♦ структуру доходов и расходов бюджета;

♦ исполнение госбюджета на всех уровнях управления;

♦ источники финансирования дефицита:

♦ размеры государственного внутреннего и внешнего долга;

♦ эффективность проведения фискальной политики;

♦ влияние фискальной политики на экономику и уровень жизни населения.

Система статистических показателей госбюджета определяется бюджетной классификацией, которая относит все операции, осуществляемые органами государственного управления, к платежам или поступлениям.

Платежи и поступления, осуществляемые через госбюджет делятся на невозвратные и возвратные.

Невозвратные платежи и поступления считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг, и безвозмездными, если такой поток отсутствует (сборы и платежи - возмездные операции, налоги - безвозмездные).

Возвратные поступления возникают в результате договорных отношений и имеют фиксированный срок погашения. Если договорные обязательства с фиксированным сроком погашения отсутствуют, то они считаются невозвратными.

Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, подразделяются на официальные трансферты капитала, если они получены из государственных источников, и на капитальные трансферты, если получены из негосударственных источников.

К основным показателям статистики госбюджета относятся:

♦ доходы;

♦ официальные трансферты;

♦ расходы;



♦ чистое кредитование (кредитование минус погашение);

♦ профицит и дефицит.

Доходы (поступления в бюджет) - это обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет, которые разделяются на текущие и капитальные. К текущим доходам относятся налоговые (обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государством, с целью удовлетворения своих потребностей) и неналоговые поступле­ния (возмездные поступления, - например, доходы от собственности, сборы и др. - и некоторые безвозмездные поступления - например, штрафы, текущие частные пожертвования).

К капитальным доходам относятся доходы от продаж капитальных активов (основных фондов, государственных запасов и резервов, земли), а также капитальные.

Официальные трансферты (в государственном бюджете) - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений (отечественных или зарубежных).

Расходы - это все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются.

Расходы разделяются на текущие (возмездные и безвозмездные платежи, не связанные с приобретением и созданием капитальных активов, увеличением финансового капитала, компенсацией потерь, вызванных разрушением капитальных активов, для получателей этих платежей) и капитальные (возмездные платежи, используемые на приобретение капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов, товаров, земли, нематериальных активов, безвозмездные платежи, используемые получателями с целью приобретения капитальных активов, компенсация убытков из-за разрушения или повреждения основного капитала).

Показатель «Чистое кредитование» (кредитование минус погашение) включает операции органов государственного управления, осуществляемые в целях государственной политики, а также предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, выруч­ки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

Дефицит госбюджета возникает в случае превышения его расходов над доходами.

Профицит госбюджета - это превышение доходов над расходами.

Предусмотрена также группировка расходов бюджета по трем признакам:

♦ функциональному назначению;

♦ экономическому назначению;

♦ ведомственному назначению.

Функциональная структура расходов отражает направления государственной деятельности (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социальное развитие).

Группировка расходов по экономическому назначению - разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные расходы. Расходы могут быть возмездными, т. е. заплаченными в обмен на что-то (например, приобретение товаров или услуг) и безвозмездными. Данная группировка расходов позволяет детально распределить расходы по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и др.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

Группировка расходов по ведомственному признаку осуществляется с целью придания адресного характера процесса распределения финансовых ресурсов госбюджета. Данная группировка расходов дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распоря­дителям (исполнителям) - федеральным министерствам и ведомствам.

Показатель Расчет
Исполнение доходной части Доходы фактические Доходы планируемые
Исполнение расходной части Расходы фактические Расходы планируемые
Зависимость бюджета Привлеченные средства Доходы бюджета
Самостоятельность – обеспечен-ность населения собственными доходами Собственные доходы бюджета
Бюджетообеспеченность Доходы бюджета Среднегодовая численность населения
Налогоёмкость – доля налоговых поступлений в доходах Налоговые доходы Всего доходов бюджета
Бюджетная обеспеченность социальных стандартов Расходы по социальным статьям Среднегодовая численность населения
Дефицит (профицит) бюджета Доходы бюджета – Расходы бюджета Расходы бюджета
Нагрузка – затраты на содержание аппарата управления Затраты на содержание аппарата МО 1 Среднегодовая численность населения
Дотационность – объем дотаций на одного человека МО Дотации, субвенции, субсидии Среднегодовая численность населения
Эффект – разность между доходами и расходами на 1 чел. Бюджетные доходы – расходы Среднегодовая численность населения
Показатели структуры бюджета Расходы по статье Всего расходов бюджета

МО 1 – муниципальное образование

Этот перечень социальных услуг обусловлен: во-первых, бюджетными разделами, по которым осуществляется финансирование из бюджета: во-вторых, классифицируются социальные услуги, предоставляемые населению.

Раздел 9. Финансы предприятий и организаций

Лекция 1. Денежные фонды организации.

Активы и пассивы

Финансы предприятий являются не просто составной ча­стью, а исходной основой финансовой системы страны. Здесь создается национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов государства.

Финансы предприятий представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе произ­водства и использования совокупного общественного продук­та, национального богатства и национального дохода и свя­занных с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресур­сов.

Все отношения, определяющие сущность финансов пред­приятий, опосредованы в денежной форме.

Связанные с формированием и увеличением уставного
капитала предприятий;

Связанные с возникновением вновь созданной стоимо­сти между предприятиями в процессе их производственной
и коммерческой деятельности;

Между предприятием и финансовой системой при уп­лате налогов, сборов, отчислений и платежей в бюджеты всех
уровней, внебюджетные фонды и страховые организации, получении ассигнований из бюджета, бюджетных ссуд, на­
логовых льгот, страховых выплат, а также при применении штрафных санкций;

Между предприятиями и банковской системой в про­цессе хранения денег на банковских счетах, осуществления расчетов, получения и погашения ссуд, уплаты процентов и пользования другими банковскими услугами;

Между предприятием и его работниками по распреде­лению и использованию денежных доходов, в том числе по выплате дивидендов и процентов;

Между предприятиями и его акционерами и пайщика­
ми по распределению и использованию денежных доходов;

Между предприятиями и его подразделениями, выше­
стоящей организацией, союзами, ассоциациями или холдин­гами, членами которых они являются по исполнению взятых на себя финансовых обязательств.

Финансы предприятий выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и конт­рольную , однако сфера их деятельности шире. Если государ­ственные финансы выполняют свои функции на стадии вто­ричного распределения и перераспределения национального дохода, то финансы предприятий начинают свою деятельность еще на стадии образования национального дохода.

Посредством распределительной функции происходит формирование и увеличение уставного капитала предприя­тий, определяются пропорции в распределении получаемых доходов, обеспечивается сочетание интересов государства, субъектов хозяйствования и отдельных работников.

Основой контрольной функции является стоимостной учет зат­рат на производство и реализацию продукции и услуг, формирова­ние денежных фондов. Финансы объективно отражают состояние экономики предприятия, а, значит, могут активно воздействовать на их деятельность и контролировать ее: от эффективности производства, рационального использования финансовых ресурсов за­висит финансовая устойчивость предприятия.

Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельно­сти. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов.

К принципам финансовых отношений предприятий в первую очередь следует отнести

Принцип плановости, означающий взаимо­связь и взаимозависимость финансовых и производственных планов, а также предварительный контроль за образованием и использованием всех видов ресурсов предприятия.

Принцип коммерческого расчета, заключающийся в хозяйственной самостоятельности для получения максимума прибыли при минимуме затрат.

Ответственность, которую несет предприятие за результаты своей деятельности, вплоть до банкротства в случае несоиз­мерения расходов с доходами.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Этот принцип реализуется в формиро­вании резервных фондов на предприятиях.

Принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности и источников формирования оборонных средств на собственные и заемные.

Принцип их сохранности.

Формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что и является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий.

На организацию финансов предприятий влияют органи­зационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Финансовая деятельность организации, независимо от формы хозяйствования основывается на наличии финансовых ресурсов, формирующих денежные фонды.

Финансовые ресурсы - это совокупность собственных денежных средств и поступлений извне, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенных для выполнения его финансовых обя­зательств, финансирования текущих затрат и затрат, свя­занных с расширением производства.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах и эффективное их использование во многом предопределя­ют финансовое благополучие предприятия.

В рамках финансовой терминологии финансовые ре­сурсы хозяйствующих субъектов принято группиро­вать на собственные и заемные, внутренние и внешние (Рис. 9.1.).


Рис. 9.1. Классификация финансовых ресурсов организации

Прибыль - это основной показатель деятельности предприятия, представляющий собой чистый доход, созданный в сфере материального производства.

Амортизационные отчисления – внутренний источник финансовых ресурсов предприятия - денежное выражение сто­имости износа основных средств и нематериальных активов.

Дополнительная эмиссия ценных бумаг - внешний ис­точник формирования собственных финансовых ресурсов предприятия; с ее помощью происходит увеличение акцио­нерного капитала предприятия, а также привлечение допол­нительного складочного капитала путем дополнительных взносов средств в уставный фонд.

Безвозмездная финансовая помощь - внешний источ­ник формирования собственных финансовых ресурсов: бюджетные ассигнования на безвозвратной ос­нове, они выделяются для финансирования го­сударственных заказов, отдельных общественно значимых инвестиционных программ или в качестве государственной поддержки предприятий, производство которых имеет обще­государственное значение.

Прочие источники финансовых ресурсов - бесплатно передаваемые предприятиям материальные и нематериаль­ные активы, включаемые в состав их баланса.

Финансовые ресурсы объединяются в денежные фонды. Их создание служит важной сторо­ной финансовой деятельности, а процесс формирования начинается с момента организации предприятия. При помощи различных денежных фондов осуществляется обес­печение хозяйственной деятельности требуемыми денежны­ми средствами.

Денежные фонды, создаваемые в организации можно разбить на четыре группы:

I группа - Фонды собственных средств включают: средства уставного капитала, добавочный и резервный ка­питал, инвестиционный и валютный фонд;

II группа - Фонды привлеченных средств охватывают фонды потребления, расчеты по дивидендам, доходы бу­дущих периодов, создаваемые резервы предсто­ящих расходов и платежей;

III группа - Фонды заемных средств - кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг и прочие заемные средства. Специфика деятельности предприятия состоит в том, что оно предприятие не может обойтись без привле­чения заемных средств;

IV группа - Оперативные фонды: фонды выплаты заработной платы, дивидендов, платежей в бюджет и прочие.

Кроме перечисленных на предприятии создается ряд других фондов денежных средств: для погашения кредитов банков, освоения новой техники, научно-исследовательских работ, от­числений вышестоящей организации.

Все денежные фонды группируются в активы и пассивы и отражаются в Балансе организации.

Активы - совокупные имущественные ценности, исполь­зуемые в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Пассивы - источники образования хозяйственных средств, имеющиеся у предприятия, их назна­чение, принадлежность и обязательства по платежам.

По экономическому содержанию активы представляют собой имущество предприятия, а пассивы - денежные средства, используемые в формировании этого имущества.

Активы организации классифицируются по различным признаками, основная группировка с позиций финансового менеджмента – по форме функционирования актива:

1.Форма функционирования актива :

*материальные активы, имеющие вещную (материаль­ную) форму :

Основные средства,

Незавершенные капитальные вложения,

Объем незавершенного производства,

Запасы готовой продукции и товаров.

*нематериальные активы, не имеющие вещной формы , но принимающие участие в хозяйственной деятель­ности и приносящие прибыль:

Права пользования программными продуктами,

Патентные права,

Секреты производства,

Товарный знак и торговая марка,

- «гудвилл».

*финансовые активы - финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении:

Денежные активы в национальной и иностранной валютах,

Дебиторская задолженность;

Финансовые вложения.

2. По характеру участия в производственном цикле :

Оборотные (текущие) используются в операцион­ной деятельности предприятия и полностью потреб­ляются в течение одного производственного цикла;

Внеоборотные неоднократно принимают участие в процессе хозяйственной деятельности, то есть в не­скольких операционных циклах до того момента, пока полностью не перенесут свою стоимость на готовую продукцию.

3. В зависимости от источников формирования :

Валовые, характеризующие всю совокупность ак­тивов предприятия, созданных за счет собственно­го и заемного капитала;

Чистые, формируемые только из собственного капи­тала.

4. В зависимости от права собственности на них предприятия:

Собственные (находящиеся в постоянном владении предприятия на праве собственности);

Арендуемые (находящиеся во временном владении предприятия на праве аренды).

5. По степени ликвидности:

Абсолютно ликвидные (денежные активы);

Высоколиквидные (краткосрочные финансовые вложения, кратко-срочная дебиторская задолжен­ность);

Среднеликвидные (запасы готовой продукции, де­биторская задолженность);

Слаболиквидные (внеоборотные активы, долго­срочные финансовые вложения);

Неликвидные (безнадежная дебиторская задол­женность, убытки).

Пассивы - это источник образования имущества пред­приятия, прежде всего обязательства, которые пред­приятие должно исполнять. Состав пассивов у каждо­го предприятия различен, включает в себя собственный и заемный капитал.

БК-группировка доходов и расходов бюджетов, источников финансирования их дефицитов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Единая бюджетная классификация в системе государственных и муниципальных финансов (ГМФ) обеспечивает

Учет и систематизацию информации о состоянии бюджета,

Сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

1.Классификация доходов бюджетов по источникам и способам их получения:

1. налоговые доходы:

1.1- налоги на прибыль (доход), прирост капитала:

Налог на прибыль (доход) организаций;

Налог на доходы физических лиц и др.;

1.2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы по подакцизным товарам и др.

1.3. налоги на имущество и др.

2. неналоговые доходы:

2.1. - доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.

3. безвозмездные перечисления:

3.1. от бюджетов других уровней;

3.2. от государственных организаций,

3.3. от государственных внебюджетных фондов и др.

4. доходы целевых бюджетных фондов: целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

Функциональная классификация расходов бюджетов

отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, например:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Промышленность, энергетика, строительство;

Образование и др.;

Экономическая классификация расходов

разделяет расходы по их экономическому содержанию, включает капитальные и текущие статьи расходов.

На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений. Например,



Оплата товаров и услуг;

Субсидии и текущие трансферты;

Капитальные вложения в основные фонды и др.

Этапы и процедуры бюджетного процесса

БП-регламентированная законом деятельность органов власти всех уровней по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также дополняется государственным и муниципальным финансовым контролем.

Основные характеристики бюджета - это показатели финансового плана, включающие в себя:

Совокупный объем доходов;

Совокупный объем расходов;

Дефицит (или профицит) бюджета.

Составной частью Бюджетного процесса является бюджетное регулирование или частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Участники - органы, обладающие бюджетными полномочиями:

Президент РФ;

Органы законодательной и представительной власти;

Органы исполнительной власти;

Органы денежно-кредитного регулирования;

Органы государственного и муниципального финансового контроля;

Государственные внебюджетные фонды;

Главные распорядители бюджетных средств;

Другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия;

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Процедуры:

1.Функции по составлению и исполнению бюджета осуществляют исполнительные органы власти, функции по рассмотрению проекта и утверждению бюджета, а также по контролю за исполнением бюджета - законодательные (представительные) органы власти.

2. Составление проекта бюджета начинается за 10 (5-6- для местного бюджета) месяцев реализуется методом прогноза на основе фактических поступлений доходов в прошлом году и фактических затрат, указанных в сметах бюджетных организаций.

Составление бюджета основывается на макроэкономических данных: прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории; основных направлениях налоговой и бюджетной политики соответствующей территории; прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории; нормативах финансовых затрат; плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории; долгосрочных целевых программ.

Рассмотрение и постатейное утверждение бюджета должно осуществляться до начала очередного финансового года. Рассмотрение происходит обычно в 4 чтениях. После утверждения закон подписывается Президентом РФ (губернатором или главой муниципалитета) и публикуется.

4. Отчет об исполнении бюджета готовится в течение 5-6 месяцев по окончании финансового года и утверждается законодательной властью.

5. В РФ действует казначейская система исполнения бюджетов.

Органы Федерального Казначейства исполняют бюджеты контролируя счета бюджетоплательщиков и бюджетополучателей.

Органы исполнительной власти обеспечивают организацию и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджеты исполняются на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет и осуществление всех запланированных расходов с единого счета.

ГБ- денежные отношения, возникающие у федеральных органов власти с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием централизованного бюджетного фонда.

Он является основным финансовым планом государства на текущий финансовый год и имеет силу закона.

В государственном бюджете планируется темп годовой инфляции и абсолютное значение Валового Внутреннего продукта на конец года.

К контрольным показателям федерального бюджета относятся:

совокупные доходы и расходы; размер дефицита(профицита); предельный размер государственных займов и кредитов, предоставляемых иностранным государствам.

Структура: ДОХОДЫ - налоговые доходы (НДС, акцизы, тамож пошлины, налог на прибыль предприятий, налог га доходы ФЛ, налог на совокуп доход, платежи за пользование природ ресурсами, прочие налог доходы), Неналог доходы (доходы от гос имущества, доходы от внешнеэкон деятельности, прочие), Доходы целевых бюджет фондов.

РАСХОДЫ – гос управление, м/н деятельность, нац оборона, правоохран деят, фундаментальные исслед и содействие НТП, промышленность, строительство, энергетика, с/х и рыболовство, охрана окр среды, образование, культура, СМИ, здравоохранение, соц политика, обслуживание гос долга, пополнение гос запасов и др.