Дом пятистенок планировка. Планировка русской избы. Элементы русской избы и крестьянской усадьбы: словарик

Когда учителя нам рассказывали, что первобытные люди жили в пещерах, я очень удивлялась: ведь в деревне у бабушки с дедушкой совсем нет пещер, нет гор - как же? где же они жили? или у нас не было первобытных людей? По поводу уж совсем первобытных - я не знаю, но тем не менее стоянки древних племён в нескольких десятках километров откопали. Всё просто: они жили в шалашах (летом) и в землянках (зимой), внутри жилища был очаг, который "хранила женщина" пока мужчина бегал за мамонтом. Но вот появилось железо - человек сделал топор, начал валить деревья и строить деревянное жилище - четырёхугольное сооружение из брёвен, сердцем которого становится печь: сначала совсем допотопная, которая потом превратилась в настоящую, русскую. И это жилище получило название изба (от глагола «топить», древнерусское «истьба»).

Начало 1960х.

В нашей богатой лесами стране избе суждено было просуществовать до наших дней.
"Белая изба в основном состоит из четырёхстенного сруба в 7—10 аршин , с тремя окнами на улицу, крытого чаще соломой, реже дранкою или железом, и с одной дверью в задней стене. "

Кстати, на верхнем фото слева видно, что часть крыши пока не успели докрыть шифером, и там как раз и есть - расщеплённые деревянные дощечки, фактически "деревянная черепица". На фото внизу можно увидеть, как та же дранка (что на верхнем фото) выглядит с чердака в наши дни.

Если кого-то смущает фраза "белая изба", то поясню, что были ещё "чёрные избы" (курные избы) - без дымохода и топились они "по-чёрному", когда дым застилал комнату и настежь открывалась дверь. Кстати, в 1922 году краеведы говорят, что в наших краях несколько чёрных изб ещё существовало - конечно, не совсем таких как на картинке))

Мне раньше было непонятно выражение "изба-пятистенка" . Что это такое? В нашей деревне пятистенок почти не было. Оказалось, что это фактически две избы под одной крышей, соединённые одной общей стеной - как на нижнем фото. В пятистенке печь ставят так, чтобы она обогревала обе половины - у капитальной смежной стены.

В этом случае - одна половина служит кухней и столовой, а другая - чистая половина - гостиной и спальней для привилегированных членов семьи. Такие пятистенки могли строиться в ширину (фото вверху) или в длину (фото внизу - там, похоже, даже "семистенка" какая-то - 3 внутренних стены).

Собственно, сами избы, в принципе, все однотипны - "четырёхугольная клеть", но хозяевам хотелось сделать свой дом особенным, поэтому они стремились украшать избу снаружи резьбой наличников на окнах. Тут уж всякий старался, как мог.

фото: http://mama.tomsk.ru/forums/viewtopic.php?f=48&t=178067&view=print

Кроме двускатной крыши, делали ещё трёхскатную с сооружением "в виде резной будки с вставленным в неё слуховым окном".

Почти четверть избы занимает печь и сооружения вокруг неё - полати, лесенки, ступени, кладовочки - "около неё деревянный голбец, от печного плеча к передней стене досчатая перегородка, разделяющая сруб на дне неравных половины." (Из краеведческого очерка 1922)
Голбец -
это и есть конструкция при печи и для всхода на печь, оформленная у всех по-разному: в виде загородки или чуланчика с дверцами, лазом и ступеньками. Например, как внизу на рисунке.

Внутри избы делается лёгкая перегородка из досок, которая зачастую не достаёт до потолка - чтоб по верху циркулировал тёплый воздух. Всё, что рядом с печкой - это кухонно-хозяйственно-столовая зона, за перегородкой -"перёд" - всё в одном: там спят, принимают гостей, отдыхают и т.п. Приглашая гостей пройти, у нас говорили: "Проходите на перЁд".

http://www.yaroslavskiy-kray.com/531/508-krestyanskaya-semya-za-obedom.jpg.html

"В переднем углу божница с иконами и лампадой, стол, по стенам лавки, над ними полки (полавошники), к задней стене на брусу полати, внизу коник или кровать." (Из краеведческого очерка 1922)

Угол, где стояли иконы назвали красным. Первое дело для вошедшего в избу - перекреститься на иконы, а потом уже поздороваться с хозяевами. В церковные праздники перед иконами зажигают лампаду - масляный светильник с фитилём.

Так как главное богатство крестьянской семьи - дети, то на потолке обязательно был крепкий крюк для качки (люльки). По рассказам тётушки у них в семье была плетёная люлька - возможно, такая как на фото.

фото http://forum.globus.tut.by/viewtopic.php?p=9397&sid=

Что ещё было в крестьянской избе? Шкафчик с посудой, сундук мог стоять, "патреты" висели в рамках, картинки на стене, над столом - лампочка (ранее - висячая керосиновая лампа), в простенке между окнами зеркало. На фото внизу - вот в такой раме висело у нас зеркало - помню его с раннего детства. А отыскалось она в прошлом году - я спасла его, можно сказать: в деревне со "старьём" не церемонятся - всё сжигают. Этим летом попытаюсь восстановить. Жаль нет самого зеркала - оно было старое-престарое, искажающее отражение, с потрясающими разводами и трещинами, с радужными рисунками на древней амальгаме Его можно было рассматривать как произведение искусства...

Давно хочу сфотографировать кое-что из оставшейся раритетной самодельной мебели, чудом уцелевшей до наших дней. Как только мне удастся это сделать, обязательно покажу и расскажу.

Кроме русской печи для поддержания тепла в доме на зиму ставилась железная печка с железными же трубами, ведущими к дымоходу русской печи.

Она топилась практически целый день. Деревенские дети любили печь на ней картошку - приклеивали к металлической поверхности разрезанную картошину - и ждали. Такой вот был гриль...

Позади каждого крестьянского дома — двор (для скота), представляющий собою большой сарай с двух или трёхскатной крышей. Двор соединяется с домом неотапливаемым сооружением, которое называют сенями (а у нас - мостом ). Там отгораживается чулан (отгороженное подсобное помещение), могут быть кладовки и т.п.
Двор для скота до появления электричества был тёмен, зимой - холоден. Он разгораживался на хлевы для скота: у нас корове была выделена во дворе персональная капитальная (из брёвен) "комната" с дверью. У овец хлев был попроще - отгорожен досками: они ж в "стае", у них - шерсть - им тепло...




Если владельцы дома, где сохранился "двор" 60-70х годов, мне разрешат сделать фотографии, то я обязательно их выложу.

До 70-х годов 19 столетия по деревням освещение было лучинное. В качестве вспомогательного средства (для выхода во двор к скотине и прочего) употребляли сальные свечи. В каждой избе был «светец », состоявший из подставки с железными рожками и корытом. Светец я не застала, конечно)) Потому что с 1876 в нашем краю перешли на керосиновые лампы.

фото http://reviewdetector.ru/lofiversion/index.php?t175877.html

Первое время употреблялись лампы без стёкол «коптилки», потом появились и настоящие лампы со стёклами. Про "лучниушку и коптилки" вспомнили в революцию - керосина почему-то не стало. А с 1920х годов потихоньку началась "электрификация"- как бонус к Советской власти (помните: "Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны"?)
Не застала я уже и керосиновую лампу, впрочем, и коммунизма не дождалась))
Зато нашла артефакт.

Заставшие переход от керосина к электичеству рассказывали, каким чудом казался электрический свет после керосиновой лампы. А вот снимок 50х годов - так выглядела крестьянская изба в советское время. В красном углу вместо икон у некоторых висели портреты вождей. Потом стены начнут красить, обивать дощечкой и даже клеить обои.


фото Д. Бальтерманц

В нашей семье портреты вождей не заменили иконы. А вот всё остальное похоже - занавески, часы на том же месте, и приёмник под кружевной салфеткой.

В эти годы появился знаменитый советский радиоприёмник Звезда" , дизайн которого "содрали" с французского " Excelsior-52 " выпуска 1952 года . Что называется: почувствуйте разницу - на фото вверху наша "Звезда" , а внизу - французский "Excelsior".

Фото:http://rw6ase.narod.ru

Именно его и приобрели бабушка с дедушкой в 50х годах, именно по нему всё своё детство я слушала "Радионяню", "Театр у микрофона", именно его бульканье, шипенье и свист я принимала за инопланетные космические сигналы. Да, я была ещё та фантазёрка)) Телевизора у них так и не появилось - он им был попросту не нужен.

"Деревни "по своей распланировке они весьма похожи одно на другое и состоят большею частию из двух порядков деревянных изб, построенных одна против другой. Встречаются некоторые исключения из этого, где постройки поставлены в виде четырёхугольника или в несколько улиц и переулков. Позади дворов хозяйственные постройки: погреба, амбары, сараи, за огородом или садом овины, молотилки. Бань нигде нет. Улица по большей части свободна от хозяйственных построек, исключение делается для часовен, школ, пожарного депо в деревне и для церкви в селе."(Из краеведческого очерка 1922)

А вот двухэтажные деревянные, а также каменные крестьянские дома — в нашей округе были редким исключением. В деревне у нас не было вообще. Объяснялось это тем, что каменные постройки были намного сырее и холоднее деревянных. К тому же - древесины было много - легче было лес заготовить, чем кирпичи лепить и обжигать. Но минус деревянных изб в их высокой пожароопасности. Горели. И горят - в эту зиму в нашей деревне сгорел один дом.

И ещё про "зимовки" я ничего не знаю, если честно. Но краеведы пишут:
"Нередко сзади лицевого дома под дворовой крышей стоит традиционная зимняя избушка, куда семья переходит с первыми заморозками на зиму и оставляет её на пасху с переходом в летнюю избу. Зимовка — обычно небольших размеров избушка, огаченная соломой, что также делается без исключения около всех домов, где зимуют. От этого зимою света в доме ещё меньше, чем полагается." (Из краеведческого очерка 1922)

История русского дома - избы. Изба - это дом из сруба. Какие бывают срубы, как рубятся и из какого леса.




Наши предки - древние славяне, по преимуществу были людьми домовитыми, хозяйственными и семейными. В кругу своей семьи или рода проходила вся жизнь славянина. И главным сосредоточием всей славянской жизни, ее гнездом была изба - родные пенаты, в которых наши предки рождались, в которых проходила жизнь рода, в которых умирали...
Название русского дома "изба " происходит из древнерусского "истьба ", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет..." . Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа ". В древненемецком "stubа " означала "теплое помещение, баня".

Еще в "Повести временных лет... " летописец Нестор пишет о том, что славяне жили родами, каждый род на своем месте. Уклад жизни был патриархальный. Род представлял собой проживание нескольких семей под одной крышей, связанных кровными узами и властью единого родоначальника - главы семейства. Как правило, род представлял собой старших родителей - отца и мать и их многочисленных сыновей с женами и внуками, которые жили в одной избе с единым очагом, все вместе работали и повиновались старший брат младшему, сын отцу, а отец деду. Если род был слишком большим, не хватало места на всех, то изба с теплым очагом прирастала дополнительными пристройками - клетями. Клеть - неотапливаемое помещение, холодная изба без печи, пристройка из сруба к основному, теплому жилищу. В клетях жили молодые семьи, но очаг оставался единым для всех, на нем готовилась общая на весь род пища - обед или ужин. Огонь, который разжигался в очаге был символом рода, как источник семейного тепла, как место, у которого собиралась вся семья, весь род для решения самых важных жизненных вопросов.

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле.

Первые белокурные избы , согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному":
"… Топи!
Ох, сегодня я отмоюсь добела!
Кропи,
В бане стены закопченые кропи.
Топи,
Слышишь? Баньку мне по-черному топи! ".... По количеству стен в избе, дома подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки.

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такиеизбы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Изба-крестовик - это бревенчатый сруб с внутренними поперечными пятой и продольной шестой стенами. Крыша в таком доме чаще всего была четырехскатная (если по-современному - вальмовая), без фронтонов. Разумеется, избы-крестовики строили большего размера, чем обычные пятистенки, для больших семей, с отдельными помещениями, разделенных капитальными стенами.

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. стояли поодаль от избы . На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или быть обветренным уличными сквозняками.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Основное требование к строительному материалу было привычным - сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались "буйными" и в такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
Тысячу лет стоит Святая Русь, раскинувшись на огромной территории от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников сохраняются до сих пор со времен наших предков-славян. Вновь популярны становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках у горожан. Тянет людей к своим истокам, к деревянному зодчеству, прочь из каменных и пыльных душных городов за город, поближе к природе, к лесу и речке...
Статья с сайта компании

ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.

По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип — жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое «подклет» (более позднее — «подполье») устраивается с углублением в землю на 1,5 — 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип — наземная постановка сруба без нижнего помещения.

По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.

Наиболее древний тип — срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX — X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями — «изба» , «стопа» (генетическая память о корнях происхождения слова «изба» от слова «истопа», «истопить», т.е. отапливаемое помещение с печью), «курушка» (сохранилось как отголосок названия «курная изба», т.е. отапливаемая по-черному).

Первый тип представлен На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами — изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:

    1) срубное однокамерное жилище без дополнительного прируба, 2) изба со срубным прирубом вдоль длинной стены, в котором расположен входной узел, 3) изба со срубным прирубом к торцевой стене и входным узлом через него.

В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -«3 на 4» или «4 на 5» метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или «плетенки» (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.

Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним, который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X — XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб — связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.

Существующие избы связью можно разделить:

  1. трехкамерная изба связь без прируба на подклете,
  2. трехкамерная изба связь с прирубом по длинной стороне на подклете,
  3. наземная трехкамерная изба-связь,
  4. наземная трехкамерная изба связь с прирубом.

Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних — больших размеров и между ними — маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью — «изба» , второе большое — «горница» , среднее помещение между ними «сени» или «сенцы» . Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного («сивер» ) ветра.

Изба-связью на подклете отличается большими размерами. Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на «стулья» из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши — двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме — самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы «кержаки», реже «поморцы». Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.

У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.

Третий тип — хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:

  1. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба и подклета,
  2. Пятистенный дом с прирубом без подклета,
  3. Пятистенный дом с двухскатной крышей без прируба на подклете,
  4. Пятистенный дом с двухскатной крышей с прирубом и подклетом.

Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: «избу» и «горницу» . Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом — половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором, прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две — три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.

Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:

  1. Наземный пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или дощатым прирубом под самостоятельной односкатной крышей,
  2. Наземный пятистенный дом со срубным прирубом под единой с жилым помещением четырехскатной крышей и подшитым потолком в прирубе,
  3. Пятистенный дом со срубным прирубом под одной четырехскатной крышей и подшитым потолком на подклете,
  4. Пятистенный дом со срубным или из полубревен прирубом, в котором потолок не подшит,
  5. Пятистенный дом с четырехскатной крышей и срубным или из полубревен прирубом под самостоятельной односкатной крышей на подклете,
  6. Двухэтажный пятистенный дом под четырехскатной крышей и срубным или из полубревен, или дощатым срубом под самостоятельной односкатной крышей,
  7. Двухэтажный пятистенный дом со срубным или полубревен прирубом под единой четырехскатной крышей.

Четвертый тип — появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:

Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления — порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту — геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру — крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах — смешанные типы резьбы.

Пятый тип архитектуры — . Его называют на Алтае «крестовая связь» . Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII — XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:

  1. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей на высоком подклете.
  2. Крестовая связь с двухскатной стропильной крышей, с шипцом без устройства карниза на высоком подклете,
  3. Крестовая связь с четырехскатной стропильной крышей на высоком подклете,
  4. Крестовая связь с четырезскатной стропильной крышей на среднем подклете,
  5. Крестовая связь с двухскатной крышей на среднем подклете,
  6. Двухэтажная крестовая связь.

Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные — мастерские, лавки и т.д.

К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.

В зависимости от количества стен, комнат и их расположения, а также от способа отопления можно выделить несколько типов планировок деревянных домов.

Обычно, четырехстенную избу возводили в качестве временного жилища охотники или рыбаки, вынужденные находится на промысле в течение нескольких месяцев. Деревянные дома из четырех стенок также строились и для постоянного проживания. В этом случае, для сохранения тепла (это было особенно актуально для северных районов с суровым климатом) к ним пристраивались холодные сени. Для защиты от дождя и снега крышу дома делали большой, далеко выступающей за стены.

Пятистенок

Деревянный дом пятистенок — это прямоугольное строение, в котором вся жилая площадь была разделена поперечной стенкой на две неравные части: горницу и сени. В случае если к дому пристраивались сени, то она делилась на горницу и жилую комнату. В жилой комнате обычно ставили печь, которая обогревала все помещение, и здесь же готовили еду.

Внутренняя стенка начиналась от самого основания и доходила до потолка. Поперечные срезы ее бревен выходили наружу, разделяя фасад помещения на 2-е части. Сначала избы были разделены не одинаково, но с течением времени стали делать пятистенки с разделением фасада на 2-е равные части.

По давнему обычаю, после того как дети вырастали и обзаводились своими семьями, они все равно продолжали жить совместно с родителями. Помещение на обе семьи представляло собой уже две смежные избы, каждая из которых имела свой вход, сени (их пристраивали позади изб) и печку.

Крестовик

Крестовый деревянный дом — это квадратное строение, в котором внутренняя поперечная стена пересекалась под прямым углом с продольной. В результате образовывались четыре отдельных помещения. Поперечная стена из бревен (переруб) возводилась одновременно с жилищем. Ее торцы виднелись на фасаде. Крыша такого строения делалась четырехскатной (вальмовой). Крыльцо было в более низкой части срубного здания.

Изба — от глагола «топить»

Иногда его располагали перпендикулярно стене. В такой избе уже можно было делать второй этаж.

Шестистенок

Шестистенок представлял собой деревянный дом с двумя поперечными стенками и одной продольной, покрытый одной кровлей. Поскольку помещений было много, их использовали и для жилья, и для хозяйственных нужд.

Комментировать

comments powered by HyperComments

Пятистенок — №32 проект дома из бруса

Четырехстенок, пятистенок и шестистенок

Давным давно Русь была деревянной. Лесные чащи давали нескончаемое количество строительного материала. Труд наших далеких предков превращал лес в шедевры деревянного зодчества. Этими шедеврами были крепости, хоромы, церковные постройки, но самым первым и самым главным все равно оставалась Русская изба. Именно изба была простым и лаконичным строением, с одной стороны и самым массовым, с другой. Русская изба, несмотря на некий примитивизм, прошла сложный путь развития. Все началось с обыкновенной деревянной «клети», ныне именуемой срубом. Так вот, теперешний «сруб» – самый примитивный вариант деревянного дома. Со старых времен сруб (или четырехстенок) прошел такой же длинный путь эволюции, как первый паровоз, развившийся в магистральный локомотив. Но обо всем по порядку.

Четырехстенок – первый и старейший тип Русского жилища. За кажущееся примитивностью скрывается удобная и весьма совершенная конструкция жилого дома. Еще бы! Толстые деревянные стены могли укрыть от любого мороза и лютых ветров. Именно четырехстенок представлял из себя рубленную «клеть», простую, но вместе с тем, весьма совершенную конструкцию. Да, четырехстенок был оптимальным для Южной и средней Руси, но для севера подобный конструктивный тип не годился. Стоит сказать, что за не имением лучшего, четырехстенки строились и на севере, но тут суровые природные условия вынудили вводить коррективы в образ идеальной русской избы.

Наиболее ранние принципы строительства Русского народного жилища могут показать только старинные жилые дома, уцелевшие в районах первоначального заселения Урала, Севера и Сибири. В селениях, затерявшихся среди скал, лесов и пустырей, в силу предопределенной самой природой консервативности и замкнутости, сохранился старинный уклад жизни. С течением времени новые традиции так же вносили и новые композиционные приемы, а так же планировочные решения, надолго определившее облик русской деревни.

В старых уральских селах еще сохранились жилые дома, по которым можно судить, что в крае были распространены дома «кошелем», имеющие симметричные скаты крыш. Примерно с начала XIX века, а где и ранее, четырехстенок стал уступать более сложным решениям.

Пятистенок – эта конструкция представляла собой логичное развитие четырехстенка. Пятистенок не вносил особых корректив во внешний облик Русского жилого дома, но вместе с тем был серьезным этапом развития. Вот так описывает пятистенок известный этнограф Голицын: каждая такая изба состоит из двух половин, соединенных между собой сенями. Вход в сени с крыльца расположен на лицевой стороне избы. Крыльцо строится на столбах, так, что пол и окна самой избы находятся довольно высоко от земли. В крыльцу сверху приделывается отдельная крыша.

Традиции возведения изб подобной конструкции живут и в настоящее время в районе Северной Двины, в Костромской области, а так же в республике Коми – ныне Коми – Пермяцком автономном округе. Что же представляет из себя классический пятистенок? Это вытянутая в одном направлении классическая изба, перегороженная посредине еще одной рубленой бревенчатой стеной. Но иногда пятистенки строились не сразу, а образовывались путем «прируба» к уже существующему четырехстенку. Пятистенный дом с прирубом строился в двух вариантах: существовал тип строительства, при котором прируб делался по главному фасаду дома со старыми сенями, под одной общей крышей. Другой вариант предполагал, что старые сени позади избы разбирались, и на их место прирубался придел с новыми сенями.

Печь, в таком случае, выносилась из избы в придел, что превращало сам придел не только в дополнительное помещение, но и в кухню. Сама изба тоже претерпевала конструктивные изменения: помещение разгораживалось на спальню и горницу дощатыми перегородками (гипсокартона тогда не было)), и, как правило, горница выходила на улицу.

Но подобные архитектурные изыски для многих крестьян были весьма сложными. Часто поступали проще: в новом приделе размещали горницу, а саму печь оставляли в «передней» избе. Тогда окна горницы были уже не парадными, а выходили на огород. Дома с прирубом получили широкое распространение в Нижнетагильском заводском округе, а затем и в других заводских округах Урала. Так, например, дом одного из известных мастеровых Нижнего Тагила, выстроенный в 1876 году, представлял из себя традиционную Русскую избу на три окна с сенями, но уже в 1897 году, в связи с разрастанием семьи был перестроен. К избе был прирублен пристрой, куда вынесли русскую печь и установили неподвижные лавки.

Прирубка домов с «прирубом» – довольно распространенное явление для промышленного региона Нижнего Тагила XIX века. Дома заводских крепостных служащих не отличались особым разнообразием. Дома строились и развивались по одному типу. Получалось так, что один сосед копировал у другого, и на протяжении всего позапрошлого века не появилось ничего нового.

Впрочем, новое появлялось. Русская изба – пятистенок, далеко не единственное архитектурное новшество на просторах Урала, Севера и Сибири.

Шестистенок следующий этап эволюции классической Русской избы. Этот тип жилого дома вовсе не являлся ответом на суровую Уральскую зиму. Еще за столетия до того, как первый шестистенок появился в уральской тайге, подобный тип дома был хорошо освоен на Русском Севере. Именно оттуда шестистенок пришел на Урал, а потом и далее, в Зауралье и Сибирь. Собственно на Урал шестистенок пришел раньше, в конце XVIII, начале XIX века, но поначалу не получил дальнейшего распространения.

Когда на Урале началось строительство изб – шестистенков, то первоначально эта конструкция представляла из себя два четырехстенных сруба со связью между ними, выполненная как единое целое. Именно так: промежуток между «клетями» заделывался передней и задней стенами, бревна которых врубались в пазы срубов. Такие дома назывались «с заделом».

Что такое сруб пятистенок, чем он отличается от обычного?

Причем Уральский «задел» был гораздо шире «заулка» в домах Русского Севера.

Именно увеличение «задела» в деревянном зодчестве Урала, позволило стать заделу полноправным помещением – таким же, как и «основные» части шестистенка. На Урале шестистенок прошел эволюцию: «изба двойня» – «изба с заулком» – «дом с заделом». Исследования краеведами шестистенных домов на среднем Урале показывает, что шестистенок с тремя равными по значимости помещениями получился из дома со связью. Центральные холодные сени увеличивались в размерах, приобретали окно для освещения работы, утеплялись и превращались в горницу.

Шестистенные дома на среднем Урале были распространены среди более состоятельной части населения, среди живущих большими семьями около заводов и речных пристаней, а так же на важных дорогах.

Традиционный пятистенок

Ленточный фундамент

Стоимость строительства фундамента для дома из бруса

Размер фундамента Цена, руб.
Стоимость работ Стоимость материалов
6х6 35 000 90 000
6х7 пятистенок 45 000 110 000
6х8 пятистенок 50 000 115 000
6х9 пятистенок 55 000 120 000
7×7 пятистенок 50 000 110 000
7×8 пятистенок 65 000 125 000
7×9 пятистенок 65 000 130 000
8х8 пятистенок 65 000 130 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
8×9 пятистенок 70 000 135 000
8×10 пятистенок 75 000 145 000
9х9 пятистенок 75 000 145 000
9×10 пятистенок 75 000 155 000
10х10 пятистенок 85 000 165 000

Характеристика фундамента

Фундамент - Ленточный, монолитный армированный — глубина траншеи 70 см из них 20 см. песчаная подушка, цоколь 50 см, ширина ленты 40 см, армирование - 2 стержня в 3 ряда, диаметр арматуры 12 мм. Бетон М300

При строительстве дома на ленточный фундамент, обязательно необходима гидроизоляция, древесина не должна соприкасаться с бетоном, наша компания использует гидроизол.

Внимание! Цена на изготовление ленточного фундамента не фиксирована, поэтому может меняться, при наличии уклона на местности!

Материал, необходимый для изготовление ленточного фундамента:

  1. Пиломатериал (доска обрезная 40х150 мм)
  2. Арматура, диаметр 12 мм.
  3. Канализационные трубы для продухов, диаметром не менее 150 мм.
  4. Проволока вязальная (для вязки арматуры)
  5. Саморезы, гвозди
  6. Песок, для изготовления песчаной подушки
  7. Ведра, лопаты
  8. Количество материала на каждый фундамент рассчитывается отдельно.

Перечень работ по изготовлению ленточного фундамента

  • Разметка фундамента;
  • Копка траншеи по периметру фундамента;
  • Засыпка и трамбовка песчаной подушки;
  • Изготовление опалубки;
  • Установка продухов в цоколе фундамента и канализационных труб;
  • Армирование фундамента;
  • Заливка готового бетона;
  • Разгонка и выравнивание бетона по горизонтальному уровню.

Издревле на Руси строили бревенчатые дома: этот материал всегда был в избытке, и мастеров, способных построить жилье, тоже хватало. Чаще всего строили избу-пятистенку. Что это за дом, в чем его особенности и преимущества? Об этом - далее.

Немного истории

До конца IX века избы строились в виде полуземлянок: чтобы защитить бревенчатый дом от зимних холодов, его частично, иногда на треть, заглубляли в землю. В таком жилье не было двери и окон. Входом служило небольшое отверстие (высотой не больше метра), которое закрывалось изнутри деревянным щитом. Полы были земляными, очаг не имел трубы, весь дым выходил через вход.

Проходили века, все менялось, совершенствовалось, в том числе и дома. Их стали строить на поверхность земли, добавили полы, окна, двери. Что значит изба-пятистенок? Это дом, в котором кроме основных четырех стен была построена еще одна капитальная, расположенная внутри сруба и разделявшая помещение на две части: большую и меньшую.

Виды

  1. Четырехстенная. Однокомнатный дом.
  2. Пятистенка. Жилье, в котором была построена дополнительная поперечная перегородка. Одна из получившихся комнат служила горницей, другая - сенями. Чтобы увеличить жилое пространство, можно было сделать пристройку, тогда вторая комната могла тоже стать жилой.
  3. Шестистенка. Такая конструкция получалась вследствие создания не одной поперечной стены, а двух. В результате получалось не две, а три комнаты в доме.
  4. Изба-крестовик. Как и в предыдущем случае, кроме основного сруба строили две дополнительные стены, которые располагались не параллельно, а перекрещивались. Это позволяло получить четырехкомнатный дом. Данный вариант применялся, когда строили жилье для большой семьи.

Разобравшись с тем, какая изба считалась пятистенкой, осталось выяснить ее преимущества.

Достоинства и недостатки

Подавляющее количество жителей Руси являлось небогатыми людьми, поэтому большинство домов в селах были четырехстенными. Позволить себе строительство избы-пятистенка мог только тот, кто сам умел держать в руках инструменты или имел деньги, чтобы нанять мастеров.

Шестистенное здание стоило еще больших денег, поэтому даже селяне со средним достатком не всегда имели возможность оплатить строительство такого жилья.

Дом-крестовик возводили обычно очень богатые люди: это было уже большое здание и материалы на него стоили немалых денег, как и оплата труда мастеров.

Таким образом, одно из главных достоинств пятистенка являлась его более доступная стоимость, в сравнении домом-шестистенком и избой-крестовиком. К достоинствам данного типа сооружения относится и возможность со временем пристроить сени, прорубить дополнительную дверь и предоставить жилье одному из взрослых сыновей.

Минусы избы-пятистенки - пожароопасность. Но это касалось всех домов из дерева, поэтому назвать данный недостаток особенным нельзя. Кроме того, в таких зданиях со временем начинали гнить нижние или верхние бревна (в зависимости от того, какие из них больше подвергались воздействию влаге осадков или почвы). Из-за этого приходилось через определенный отрезок времени (около 40-50 лет) перебирать здание, заменяя пришедшие в негодность элементы.

Особенности планировки

Планировка избы пятистенка была традиционной: в одном из углов, но не впритык к стене, чтобы осталось небольшое пространство - закуток, располагалась печь. По диагонали от нее находился красный угол: здесь на стене вешали образа, ставили обеденный стол. Место у входа считалось мужским: здесь хозяин мастерил зимой, хранил свои инструменты. Угол возле печи отделялся занавеской и считался женским: там женщины готовили, хранили припасы, держали посуду и прятались от чужих глаз, когда к мужу приходили мужчины.

Для хранения инструментов, посуды и прочей утвари обустраивались специальные полки, которые крепились вдоль стен на уровне роста человека. Внизу вдоль стен располагали лавки. На них не только сидели, но и спали, днем играли дети, по праздникам усаживались гости за столом.

Другое помещение служило сенями, и было жилым только в летний период. Если к дому пристраивали сени отдельно, то вторую комнату тоже обустраивали под жилье. В таком случае второе помещение не соединяли с первым, а делали в него вход с сеней: это был дом для женатого сына, который жил с родителями.

Если в древние времена в избах полы были земляными, то со временем им начали уделять больше внимания и делали из дерева. Для этого изготавливался и укладывался дубовый кирпич. Потолки состояли из балок. Позже их начали подшивать тесом, заранее его подкрасив.

Что касалось стен, их также начали отделывать. Небогатым жителям по карману была лишь рогожки или тот же тес. Более зажиточные могли себе позволить украсить дома красной кожей. В начале XVIII века стены, своды и потолки начали расписывать.

Как проходила подготовка к строительным работам?

Начинали весь процесс с выбора места. Главными требованиями при этом считались следующие пункты:

  1. Место должно быть хорошо освещенным.
  2. Предпочтительное расположение - на возвышенности.
  3. Поблизости на должно было быть дорог, мест захоронения людей.
  4. Нежелательно, чтобы неподалеку располагались территории, где раньше были бани.

Самым лучшим материалом для строительства избы считалась лиственница, ель, сосна. Деревья выбирали не сухие, росшие вдали от дорог.

Особенности строительного процесса

Строить дом могли на сваях, фундаменте или просто на земле. Устанавливали сруб, соединяя бревна в единую конструкцию при помощи «замка». Способов было всего два:

  1. В лапу. При этом угол остается чистым, на нем нет выступов.
  2. В обло. На местах соединения были видны края бревен. Они выступали в виде чаши.

Чтобы не допускать потери тепла, во время укладки бревен в замковые соединения помещали мох или льняную паклю.

Высота готового дома зависела от количества венцов - слоев бревен. В последнюю очередь устанавливают крышу. Последовательность действий такова:

  1. Делают верхнюю обвязку.
  2. Устанавливают стропила.
  3. Крепят слеги.
  4. Укладывают кровельный материал.
  5. Устанавливают причелины - доски, которые удерживают крышу по бокам.

Современное строительство и русские избы

Как и несколько веков назад, русская изба-пятистенок в наше время строится по неизменному принципу и теми же приемами.

Но сохраняются не только старые традиции, а применяется и что-то новое. Например, изменилась конструкция и материал покрытия. Если посмотреть фото избы-пятистенки, построенной в настоящее время, сразу же видно, что в качестве кровельного материала теперь используются современные покрытия. И это правильно: железо, черепица, шифер - более надежные, способные защитить дом от любых осадков, ветров, что значительно удлиняет срок действия деревянного сооружения. Кроме того, дерево обрабатывается антикоррозийными веществами.

Деревянные строения различаются не только по типу используемой древесины, но и конструктивно. Интересным решением является сруб пятистенок, имеющий не четыре, а пять несущих стен. В плане он представляет собой обычный классический четырехугольник, но внутри него располагается полноценная стена, разделяющая дом или баню на две части. В итоге, коробка получается более устойчивой, а звукоизоляция между помещениями – улучшенной. Кроме того, появляется возможность устройства независимого входа, а это значит, что под одной крышей могут проживать две самостоятельные семьи, пользующиеся раздельной жилплощадью.

Характерные особенности сруба пятистенка

Дополнительная поперечная стена позволяет увеличить длину дома. Она придает дополнительную жесткость строению благодаря связке с продольными стенами. Под нее в обязательном порядке возводится фундамент, поэтому функционально она готова к принятию нагрузок от балок перекрытия и крыши. Стыковка венцов производится традиционно для срубов – посредством соединительных чаш. Торцы бревен пятой стены выходят наружу, в связи с чем пятистенок легко определяется визуально со стороны улицы.

Пятая стена не дает разъехаться продольным стенам и упрочняет срубы высотой более шести метров. С ее помощью отделяют жилые комнаты от сенцов, или сеней, выполняющих функцию тамбура, прихожей, кладовой, а также теплового барьера между улицей и внутренними помещениями. Кроме того, капитальное поперечное ограждение ставят на границе предбанника и моечного отсека. В этих случаях площадь строения делится на неравные части. При строительстве дома для двух семей внутреннюю стену возводят посередине, не вырезая в ней каких-либо проемов. Для выхода на улицу устанавливают отдельные дверные блоки.

Пятая стена сруба называется, также, перерубом.

Типовое бревно имеет длину до шести метров, но нередко требуется поставить больший по протяженности сруб. Решить проблему помогает сруб пятистенок, в котором переруб одновременно становится и ребром жесткости, и соединительным узлом. Высокие звукоизоляционные свойства бревна позволяют избавиться от шума, происходящего в смежном помещении, и создать комфорт в зоне отдыха. В дальней комнате зимой будет намного эффективнее удерживаться тепло, а зимой – прохлада. Моечная в бане дольше сохранит необходимый температурный режим, что вряд ли получится у легкой перегородки.

Касаясь темы дизайна, можно с уверенностью сказать, что бревно в качестве внутренней стены смотрится гораздо интереснее, эстетичнее и солиднее по сравнению с другими материалами. Классический русский или деревенский стиль внутреннего пространства обеспечивается без дополнительных усилий по декорированию стен вагонкой или деревянными панелями. Внутри дома будут царить:

  • благоприятная атмосфера;
  • домашний уют;
  • здоровый микроклимат;
  • ароматы натуральной природы;
  • комфорт.

Но не все оказывается так радужно, как кажется на первый взгляд. Сруб пятистенок имеет и свои минусы, некоторые из которых являются настолько важными, что заставляют будущего хозяина отказаться от мечты по строительству большого дома в пользу более скромных вариантов. Попробуем разобраться.

Недостатки сруба пятистенка

Прежде всего, следует отметить, что возведение бревенчатого дома с внутренней несущей стеной – дело не из простых. Качественно поставить такой сруб способны лишь опытные плотники, которых в наше время найти проблематично. Конечно, профессия возрождается в связи с повышением спроса на деревянное домостроение, но опыт уже не передается из поколения в поколение, а потому многие секреты настоящих мастеров, к сожалению, утеряны.

Следующий существенный минус относится к высокой стоимости сруба пятистенка. Во-первых, значительно добавляется объем бревен для строительства из-за расширенных размеров дома и присутствия дополнительной капитальной стены. Во-вторых, за работу настоящих профессионалов, без которых трудно обойтись, придется заплатить кругленькую сумму.

Далее необходимо отметить сложность планировки внутреннего пространства. Придется подстраиваться под расположения пятой стены, но это знакомо владельцам и других домов, особенно квартир в многоэтажках. Минус же заключается в том, что брус забирает часть полезной площади намного больше тонкой перегородки. Но с этим недостатком придется просто смириться.

Вопрос об улучшенной теплоизоляции внутренних помещений пятистенка является спорным. Противники утверждают, что сквозь дополнительные венцовые соединения вполне может улетучиваться тепло. На самом деле, стыковка бревен в чашу изначально предполагает надежную защиту сопряжений от ветра и влаги, а тщательная конопатка только усиливает теплоизолирующий эффект. Каждая из сторон приводит собственные аргументы, поэтому прийти к общему мнению пока не удается. Наверное, многое зависит, все же, от качества возведения сруба пятистенка.