Что такое овербукинг и как его избежать? Как российские авиакомпании используют овербукинг, и на что стоит рассчитывать пассажирам

На этой неделе в Госдуму будет внесен законопроект, согласно которому пассажир, не улетевший своим рейсом вследствие овербукинга, получит от авиакомпании стоимость своего билета в десятикратном размере. Что с ним не так?

Таким образом депутаты намерены защитить права пассажиров, поскольку сейчас вообще , и пострадавший имеет право лишь на то же обслуживание, что и при задержке рейсов - напитки, питание, размещение в гостинице и т.п. Но одно дело, когда по какой-то вынужденной причине не летит никто, и совсем другое дело, когда не летишь только ты: каждый раз такая ситуация оборачивается скандалом, потому что никто не согласен с тем, что именно он оказывается кандидатом на вылет.

В United с овербукингом просто: оказался “лишним” – пшёл, уважаемым людям лететь надо.

За рубежом проблема решается проще: пассажирам еще в процессе регистрации (или на посадке, смотря когда выявляется наличие овербукинга) предлагают добровольно отказаться от полета в обмен на денежную компенсацию: или в конкретной валюте, или в виде ваучера на последующие перелеты. Во втором случае размер компенсации обычно выше, .

Кроме того, в Европе вообще за отказ в посадке, а вот в России можно разве что отсудить по 25 рублей : даже на постановления европейских судов при многие наши авиакомпании попросту плюют (об этом мы на днях расскажем в отдельном материале).

Впрочем, компенсации в десятикратном размере только навредят отрасли. Сейчас средняя стоимость билета составляет 12 тысяч рублей на внутренних направлениях и 18 - на международных. Делим грубо пополам, чтобы получить цену сегмента, и получаем компенсацию в размере 60-90 тысяч рублей на одного пассажира. Для сравнения, в Европе это «всего» 400 евро, то есть, в три раза меньше. В США размер может достигать $1350, однако на практике добровольцы соглашаются уже на $200-300.

Где авиакомпании возьмут деньги на эти компенсации? Естественно, все будет заложено в стоимость билетов, либо же придется не практиковать коммерческий овербукинг и до кучи держать резерв кресел на каждом рейсе на случай технического. Впрочем, на цивилизованных рынках, по статистике (достоверная есть только для США), от овербукинга страдает всего 0,1% пассажиров, хотя перевозчики продают в среднем на 7-10% больше билетов, чем имеют кресельной емкости. Вероятность того, что все пассажиры, имеющие билеты на конкретный рейс, вовремя придут и зарегистрируются, оценивается как 1:10000.

«Овербукинг никак не отражен в Воздушном Кодексе и других законодательных актах в России. Поэтому доказывать факты намеренной перепродажи билетов, равно как и отстаивать невиновность перевозчиков, будет достаточно сложно.

Вообще история попахивает популизмом: попыткой набрать баллы на фоне событий со штрафом «Победе».

Если в законопроекте не будет ничего, кроме крупного штрафа для авиакомпаний, инициатива едва ли найдет поддержку в Минтрансе, да и в профильном комитете Госдумы, скорее всего, тоже. Впрочем, было бы хорошо, если на этом информационном фоне авиационные власти и законодатели вернулись бы к обсуждению », - говорит Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства «АвиаПорт».

Овербукинг – это ситуация, когда авиакомпания продала больше билетов, чем есть мест в самолете, в расчете на то, что некоторые из пассажиров по разным причинам не полетят. Впервые такую стратегию авиакомпании начали применять в 50-е годы после подсчетов маркетологов о том, что 10% пассажиров не являются на рейс. Обычно расчеты оказываются верными, но иногда, конечно, к вылету могут явиться абсолютно все купившие билеты пассажиры. Овербукинг может произойти и в случае, если самолет заменили на меньший по размеру, и если авиакомпании по каким-то причинам необходимо срочно перевезти других пассажиров (например, своих сотрудников – как в нашумевшем случае с United Airlines).

Снять с рейса пассажира могут принудительно (авиакомпания имеет на это право) или добровольно – пообещав компенсацию для добровольцев. Обычно в этом случае находятся те, кому несколько часов ожидания следующего рейса не принципиальны. В США таким образом снимают с рейсов 6 пассажиров из 10 000 (0,06%).

Как не попасть под овербукинг?

Проще всего заранее онлайн. В этом случае вероятность того, что тебе не достанется места в салоне, минимальна. Если ты по каким-либо причинам предпочитаешь регистрироваться в аэропорту, то тоже приезжай заранее, а не к самому окончанию регистрации. Иногда может помочь твое участие в программах лояльности. Также на всякий случай запиши себе телефон авиакомпании для оперативного решения возникающих вопросов.

Что делать, если тебе не хватило места?

Ты можешь оформить вынужденный возврат билета или улететь другим рейсом, предложенным авикомпанией. Проследи, чтобы на твоем билете поставили отметку об отказе в регистрации на рейс из-за нехватки мест по вине авиакомпании (а если оформляешь возврат билета – что билет принят к возврату без штрафа), сохраняй посадочный талон, новый билет и все чеки за еду и ночевку.

Тебе положен билет на другой рейс до твоего пункта назначения, иногда (если следующий рейс будет еще нескоро) – талоны на еду и ночлег в гостинице. Также компания может предложить тебе бонус в виде денежной компенсации (в Европе и США € 125 – 600) или ваучера на другой полет (если соглашаешься на ваучер, изучи условия и даты его использования). Если следующий рейс будет ниже классом, тебе должны вернуть разницу в стоимости (все подробности о твоих правах ). В России (и Беларуси) обязательной компенсации пассажиру в случае овербукинга еще нет – поправки в законодательство, которые защитят пассажиров, еще не приняты. Пока ситуация овербукинга рассматривается как форс-мажорные обстоятельства.

Есть вариант не соглашаться сойти с рейса добровольно, а если тебя заставят это сделать принудительно, получить компенсацию, которая будет больше, чем та, что авиакомпания предлагает для добровольцев. С помощью онлайн-сервисов ты можешь проверить, попадает ли твой случай под вероятность компенсации, загрузить все документы и отправить заявку (для примера – или Compensair). Можешь довести дело и до суда: гражданин любой страны имеет право на компенсацию, если самолет взлетел или приземлился в аэропорту одной из стран Евросоюза – главное, чтобы издержки были в итоге меньше, чем твоя возможная компенсация.

9 апреля на рейсе United Airlines из Чикаго в Луивилль произошел овербукинг. Компании потребовалось высадить 4 пассажиров прямо с борта, чтобы посадить своих сотрудников. Один из пассажиров отказался, и полиция выволокла его из самолета силой. Это уже превратилось в самый ужасный PR скандал в авиаиндустрии за последние годы. Видео и подробности читайте на Медузе .

Овербукинг подразумевает продажу большего количества мест, чем есть на самолете. Авиакомпании знают, что определенное количество пассажиров не является на рейс и продают больше билетов, чтобы больше заработать. Овербукинг легален в США и Европе. У пассажиров есть право на компенсацию (но не всегда), у авиакомпаний – снять любого человека с рейса.

В России овербукинг практикуется, но в Воздушном кодексе о нем ни слова. Последние новости о законе, в котором хотели прописать права и обязанности при овербукинге, датируются январем 2016. Российские авиакомпании не обязаны предоставлять компенсации и получить ее можно через суд.


Статистика Департамента Транспорта США по овербукингу

В России нет достоверных данных о том, как часто случается овербукинг. В США снимается с рейсов (добровольно или против своей воли) 6 пассажиров из каждых 10000 .

Я попросил Романа Гильманова, CEO , компании, которая добивается выплат пассажирам от авиакомпаний, рассказать о правах пассажиров:

Авиакомпания имеет обязательство перевезти вас в пункт назначения, а не просто вернуть деньги. Вы можете требовать от нее предоставления места на ближайшем рейсе. В случае, если авиакомпания европейская, то даже рейс из России можно отнести к воздушному пространству ЕС, а значит есть возможность получить компенсацию.

В России особенно на что-то рассчитывать не стоит. Как минимум до момента, пока Монреальская конвенция не вступит в силу.

Что касается ЕС, если вам предложили ваучер на сумму близкую или равную возможной компенсации, то нет необходимости что-то еще требовать. Фактически это значит, что вам уже выплатили компенсацию. Если же все, что предоставили это ваучер на обед и билет на следующий рейс, то безусловно стоит подать заявку на получение компенсации.

Также крайне важно собрать косвенные доказательства овербукинга . Таким доказателство может служить, например, новый билет, справка от сотрудников авиакомпании или чеки, подтверждающие нахождение в аэропорту после взлета самолета. В данном случае это важно, так как овербукинг не фиксируется в базах данных и доказать его может быть несколько сложнее.

Как же российские авиакомпании практикуют овербукинг? Что делать, если на вашем рейсе случился овербукинг? Как “Аэрофлот”, S7 и другие разрешают такие проблемы? Я попросил подписчиков телеграм-канала “лайфхаки.тревел ” рассказать свои истории.

Самый упоминаемый вариант – овербукинг в эконом-классе и посадка в бизнес на том же рейсе или билет в бизнес-класс на следующем. В случае, если рейс нескоро, вам оплатят отель и трансфер. С билетом в бизнес-класс, конечно, у вас будет доступ в бизнес-залы. Таких историй много:

В 2015 овербукинг был с моим коллегой на рейс “Аэрофлота” в Ростов из Шереметьево. Отправили следующим рейсом через 5-6 часов, поселили в отеле. Класс повысили до бизнеса. – Иван

Попал на овербукинг один раз в жизни. В 2014 году на рейсе Пулково – Домодедово с авиакомпанией “Россия” . Вылет в будний день в 8 утра. Предложили вылететь “Аэрофлотом” в Шереметьево на 1.5 часа позже с апгрейдом в бизнес. Дали посадочный, с ним меня пустили в бизнес-зал.- Роман

Вот история с S7:

Я попадал один раз на овербукинг с S7 на рейсе из Москвы в Нижневартовск . Посадили на свободное место в бизнес. Из минусов-рейс задержали минут на 20, так как ждали дополнительное питание для незапланированных пассажиров бизнес-класса. Я и еще двое, как я понял.

Статуса у меня никакого не было. На стойке регистрации, когда я оформлялся, девушка долго что-то смотрела в компе, потом куда-то звонила, я услышал слово “овербукинг”, и потом мне выдали посадочный с местом в бизнесе. Я точно помню, что не в последний момент подошел. Где-то за час-полтора до вылета. – Александр

Иногда может пригодиться карта программы лояльности:

Года 3-4 назад был овeрбукинг на рeйс “Аэрофлота” в Гонконг . Дeмонстрация карточки часто лeтающeго пассажира рeшила вопрос (хватило базового “Аэрофлот-Бонус”), на зeмлe остался тот, у кого eе нe было. Дeнeг и бизнeс-класс лично мнe нe прeдлагали. – Михаил

Российские авиакомпании могут не предлагать вам никакой компенсации, но я получил две истории об “Аэрофлоте”, расщедрившимся на 200 $/€ при вылетах из России:

В прошлом году летел инструктором в детский лагерь в Латвию “Аэрофлотом “. Нас было 60 человек, билеты групповые, при регистрации (были там за 3 часа, проходили ее постепенно) случайным 8 людям отказали в регистрации. Часа два озвучивались разные опции: “у вас неправильный билет”, “нам заменили самолет”, “у нас сейчас нет менеджера, который мог бы с вами поговорить”.

Затем бОльшая часть группы улетела, а оставшихся вписали на рейс S7 через 6 часов, дали талоны 500 рублей на питание и ваучеры на 200$ на следующий рейс “Аэрофлотом”. Рядом с нами была пожилая дама, которая не поместилась на этот рейс S7, чем закончилась ее судьба – не знаю.

Получение ваучеров на 200$ потребовало долгих переговоров, среди не посаженных на рейс была неистовавшая директор лагеря, возможно без нее бы их не было. – Алексей

Летела “Аэрофлотом” из Москвы в Дели в 2011 или 2012 году. Поздно пришла на рейс (не очень поздно, но, видимо, достаточно). Предлагали отель на сутки, пересадили в бизнес того же рейса на день позже и дали ваучер на 200 евро на билеты “Аэрофлота”. В целом, я не расстроилась, ибо никаких планов они не поломали. – Оксана

“Победа” не даст денег, но в остальном поступит цивилизованно:

В марте 2016 летел из Питера в Екатеринбург “Победой” . Билет купил за 6-7 часов до вылета. При попытке пройти регистрацию, девушка на стойке вызвала менеджера и произнесла «Кажется, это он».

Менеджер попросил подождать конца регистрации. Через пару минут выяснилось, что на рейс не попадают шесть человек, включая меня. Началась ругань, тыканье в билеты, угрозы судами и прочая стандартная ерунда, которая творится на стойках Победы (при мне всегда так, но обычно это происходит из-за споров о правилах провоза багажа).

Несколько человек после вылета самолета оформили возврат денег, а меня и еще одного пассажира пригласили в офис Победы. Он сказал, что ему необходимо попасть в Екатеринбург рано утром, так что попросил билет на ближайший возможный рейс. Ему предложили место в самолете Уральских Авиалинии, чем он и воспользовался.

Когда очередь дошла до меня, то я заявил, что хочу есть, спать и билет на следующий возможный рейс. К моему удивлению, все это предоставили . Пока менеджер оформлял документы, я отправился в одну из пулковских кафешек с ваучером на ужин. После этого за мной заехал автомобиль компании и отвез в Park Inn by Radisson Pulkovskaya. Билет мне достался на аналогичный рейс ровно через сутки. Кроме того, пообещали завтрак и обед в отеле.

Утром следующего дня завтрак прошел без эксцессов, а вот при попытке пообедать мне сказали, что авиакомпания не оплатила мое питание, в том числе и шведский-завтрак, который я уже употребил. Пожрал нелегально, так сказать. Вечером на большой машине вместе с экипажем Победы, который жил в этом же отеле, меня увезли в аэропорт. Ну и да, со второго раза я улетел.

Небольшие итоги. “Победа”:
– не выплатит вам ни копейки, если вы пострадаете от овербукинга. Только возврат денег/билет на другой рейс.
– готова подобрать вам подходящий рейс другой авиакомпании.
– готова дать ваучеры на питание в аэропорту, оплатить проживание в отеле и заняться вашей доставкой от/до.

Менеджеры победы спокойные, рассудительные и порядочные чуваки. За сутки они звонили мне раз пять, иногда просто спрашивали - все ли ок.

Сотрудник мне в курилке сказал, что для “Победы” овербукинг обычная практика, просто в этот день все пассажиры решили полететь. Сказал, что очередность определяется временем покупки билета. Условно говоря, мы были 143,144,145 пассажирами и т.д. Если ты покупаешь вечером в день вылета, то попадаешь в самый конец списка. – Илья

Но бывают и невеселые случаи:

Летел из Шереметьево в Симферополь в декабре Nordwind Airlines . На стойке регистрации меня и еще одного человека встретил быдловатого вида мужик, в “пацанской” форме объяснивший нам, что мы никуда не полетим и что он сейчас все порешает и что мы полетим ближайшим рейсом.

Больше я его не видел. Ждал я рейса около часа, после чего начал звонить везде, куда только мог дозвониться. К счастью, через полчаса я увидел сотрудников авиакомпании (других) и обратился за помощью к ним.

Они побежали со мной к стойке Аэрофлота, где “договорились” что меня повезет именно он, но только без багажа. Багаж они пообещали “передать своими силами”. Когда я отказался, мне объяснили, что либо я лечу без багажа, либо не лечу вообще.

Я полетел. По прилету багаж обнаружен не был, в службе розыска о нем не слышали. Опять начались звонки. Два дня я ждал багаж, после чего плюнул и поехал домой в другой город. Оттуда я дозвонился до Шереметьевской службы розыска, которая мне сообщила что мой багаж лежит у них и никуда не летал. Багаж, кстати, не был зарегистрирован, так как я его отдал представителям нордвинда прямо перед стойкой, потому я изрядно потратил нервов, описывая свой рюкзак, вспоминая что и в каком порядке там лежало, просто чтобы его а) нашли б) поверили что он и правда мой. Получил я его в итоге после Нового года.

Услугами Nordwind Airlines больше не воспользуюсь под дулом пистолета. – Игорь

В конце марта Россия приняла Монреальскую конвенцию, которая регулирует ответственность авиакомпаний перед пассажирами и устанавливает размеры компенсаций. Теперь снова слово Роману Гильманову. Я спросил его о том, как изменятся права пассажиров в России с принятием Монреальской конвенции?

Точной информации о размере компенсации пока нет. Дело в том, что Монреальская конвенция обозначает только верхний предел компенсации и верхнюю границу срока давности (это чуть более 5 000 евро и 6 лет). При этом страна участник конвенции должна на основе конвенции создать регламенты с точным описанием сумм компенсаций, сроков давности, порядка расчета и получения компенсации.

Например, в ЕС, сумма компенсации хоть и приличная (250-600 евро), но далека от верхней границы в 5 000 евро.

При овербукинге же фактически просто рассчитывается время задержки прибытия в конечный пункт , как и в случае с задержкой и отменой рейса. Также аналогичным образом влияет расстояние между аэропортом вылета и прилета. У нас на сайте также . – Роман Гильманов, CEO Compensair

Как не стать жертвой овербукинга?

От овербукинга никто не застрахован. Но есть несколько способов гарантировать себе место с высокой вероятность даже на перебронированном рейсе:

  • регистрируйтесь заранее онлайн и выбирайте (покупайте) место
  • если необходимо сдать багаж, приезжайте к началу регистрации (за 2 часа до вылета)
  • участвуйте в программах лояльности. Даже если у вас нет элитного уровня, ваши шансы повысятся
  • по возможности не летайте самыми популярными рейсами (вечер пятницы, например)

Если вы пострадали от овербукинга, напишите об этом в комментарии.

Достаточно часто российские туристы сталкиваются с разными трудностями. Некоторые из них возникают непроизвольно, а другие можно отнести к специально разработанным системам, ориентированным на максимальное извлечение средств с путешественников. Сегодня мы поговорим об одной из них – об овербукинге. Тема достаточно неновая, однако довольно актуальная.

Дословный перевод будет звучать как «перебронирование», «сверхбронирование», «перепродажа». Другими словами, овербукинг – это положение, при котором продается больше мест, чем есть на самом деле. Например, компания продала больше авиабилетов на рейс, чем позволяет вместимость самолета. В таких случаях получается, что и пассажиров регистрируется больше.

Конечно бывает когда по каким-то техническим причинам самолет не может вылететь и его заменяют другим, менее вместительным. Однако все сводится к тому, что в обоих ситуациях часть пассажиров не может вылететь своим рейсом и, чаще всего, это не случайность, а грамотно подобранная стратегия сбыта услуг. Эта стратегия была разработана американскими авиакомпаниями еще в середине 50-х годов прошлого столетия: они выяснили, что, продавая больше положенного, компании смогут увеличить прибыль от продаж билетов на 7%.

Мировая статистика показывает, что в среднем на каждый рейс по каким-либо причинам не попадают около 10 % пассажиров. Это может быть банальное опоздание или обычная смена планов — очень часто пассажиры, стремясь сэкономить, покупают билеты в обе стороны, а обратным рейсом лететь не хотят.

Главный закон бизнеса — минимизировать убытки и увеличить прибыль. Как любая бизнес-сфера, авиакомпании стремятся следовать этим правилам, поэтому ради того, чтобы самолет взлетел с максимальным количеством пассажиров, они идут на такие «трюки», как овербукинг.

Зачастую, использование этого маркетингового хода неблагоприятно сказывается именно на пассажирах. Статистика утверждает, что жертвами овербукинга может стать 1% ежегодно летающих.

Более подробно

Овербукинг широко применяется во всех странах мира, более того, он законодательно регулируется в странах Европы, США и т.д. Все нормы и правила прописаны в уставе Международной ассоциации воздушного транспорта. А что же в России?

Российские экономисты уверяют, что овербукинг должен стать нормой для всех компаний-перевозчиков, основанной на законодательной базе. Однако пока — это только разговоры. На деле — не все авиакомпании применяют эту практику. Среди российских авиакомпаний, Аэрофлот — одна из немногих, которая применяет овербукинг и постоянно предлагает внести правки в законодательство по его применению.

Зачастую овербукинг делиться на две категории:

  • Плановый – когда пассажиры не являются на рейс в силу некоторых причин (в таких случаях пассажиры могут предупредить авиакомпанию и просить о переносе поездки на другую дату. Для подобных ситуаций существуют «билеты полного экономического класса», в которые уже входит неустойка за неявку пассажиров, даже без предварительного предупреждения. В обязанности компании входит возвращение всей стоимости билета либо перенос даты вылета);
  • Ситуативный – когда самолет из-за неисправности либо по другим причинам не может осуществить вылет (в подобных ситуациях его заменяют другим, чаще всего с меньшей вместимостью. И тогда, конечно, не все купившие билеты могут осуществить вылет. В таких случаях первым делом страдают пассажиры эконом-класса. Хотя на западе персонал компании, прежде всего, обязан найти максимальное количество добровольцев (которые особо никуда не спешат), готовых полететь следующим рейсом.

В подобных ситуациях должен быть предусмотрен целый ряд программ, которые, в первую очень, сводят к минимуму все возникшие осложнения. Для этого нужно:

  • как можно быстрее дать возможность пассажиру улететь, посадить на ближайший самолет, в котором будут свободные места (даже если это будет компания-конкурент);
  • покрыть все расходы клиента (номер в отеле, еда);
  • возместить моральный ущерб (чем дольше пассажир ожидает самолет – тем больше сумма компенсации).

Всё вышеперечисленное зачастую относится к международным компаниям. Российские, обычно, руководствуются своими собственными сводками правил. Однако они также могут отправить пассажиров следующим рейсом, выплатить компенсации (если вылет задержан более чем на 12 часов) и т.д.

Если овербукинг коснулся Вас

Не удалось улететь, и задержка произошла не по Вашей вине? В таких ситуациях пассажиру полагается полная материальная компенсация за купленный им билет. Сообщите сотрудникам компании, что Вам не хватило места. Не уезжайте из аэропорта, пока ситуация не разрешится. При нехватке места на регулярном рейсе, можете требовать возврат денег (даже через суд) или пересадку на другой самолет. Летите западной авиакомпанией? Смело требуйте денежную компенсацию за моральный ущерб! А если Вы ожидаете своего рейса длительное время, то имеете полное право получить бесплатное размещение в отеле, еду. Все расходы нужно задокументировать.

Пример компенсации в Европе:

  • если полет до 1500 км при задержке до 2 часов – компенсация 125 евро;
  • если полет 1500-3500 км при задержке до 3 часов – компенсация 200 евро;
  • если полет 3500 и более при задержке более 4 часов – компенсация 600 евро.

Бывают и плюсы

Часто летающие пассажиры, знают — если без принуждения отказаться от посадки в пользу других и немного подождать, можно получить внушительную сумму в качестве компенсации. Если Вы в Европе — смело требуйте отель в центре города, питание и трансфер. Также можно попросить первый класс на следующий рейс. Кроме вышеперечисленных бонусов. Вы получите 400-600 евро и благодарность, соответственно.

Удачных всем посадок и перелетов!

Наказание за овербукинг September 23rd, 2017

Людям, кто далёк от перелётов возможно не понятно, что такое этот овербукинг.

Дословно — перебронирование. Ситуация, когда на рейс пытаются зарегистрироваться больше пассажиров, чем может вместить самолет. Самая популярная причина овербукинга — авиакомпания продает больше билетов, чем было мест на рейсе. Иногда овербукинг возникает, если самолет по каким-то причинам меняют на меньший. В обоих случаях какой-то части пассажиров приходится пропускать рейс.

Что? И это в наше современное время информационных технологий, быстрого интернета и прогресса. Кто-то не может пользоваться статистикой и делать плановые расчёты? Или причина кроется в банальном и очевидном?

Ах да, всё дело в деньгах и прибыли.

Почему авиакомпании продают больше билетов, чем вмещает самолет? Чтобы увеличить прибыль. Едва ли не на каждый рейс несколько человек, купивших билет, не приходят — по разным причинам. Естественно, авиакомпаниям выгоднее, чтобы самолеты летали полными. То есть вашу покупку кому-то еще перепродают. Хорошо, что у самолётов есть своя специфика. При которой трудно брать попутчиков по дороге и получать кеш в обход кассы. Но может вы видели стоячих пассажиров в салоне самолётов? Это тогда прямое доказательство овербукинга и нечестной политики авиаперевозчика.

Почему пассажиры должны страдать из-за алчности авиакомпаний?

Не должны. Именно поэтому авиакомпании, как правило, пытаются минимизировать проблемы пассажира. Во-первых, как можно скорее доставить пострадавшего к месту назначения (ближайшим самолетом, в котором есть места — пусть даже это авиакомпания-конкурент). Во-вторых, возместить все связанные с задержкой затраты (например, на еду и номер в гостинице). В-третьих, как-то дополнительно компенсировать пассажиру потерю времени и нервотрепку — деньгами или бонусом (скажем, ваучером на полет).

Сейчас российские авиакомпании не применяют овербукинг?

Применяют, но не все. Например, в «Трансаэро» запрещена продажа лишних билетов. В законодательстве эта практика четко не прописана. В «Аэрофлоте» говорят, что сейчас законы фактически приравнивают овербукинг к мошенничеству. Эта компания давно применяет овербукинг, именно она и предложила внести поправки в законодательство. Юристы объясняют, что дело о мошенничестве могут возбудить, если компания не предупреждает о перебронировании и не предлагает компенсации.

Иностранные авиакомпании применяют овербукинг?

Да, очень многие. Правила прописаны в документах Международной ассоциации воздушного транспорта, которая объединяет крупнейших перевозчиков. Во многих странах (например, в Евросоюзе и США) это совершенно легальная практика — законы достаточно детально объясняют, на что имеют право пассажиры, пострадавшие от овербукинга.

Как решается, кто не полетит?

По-разному. Например, в США персонал авиакомпании обязан сперва попытаться найти добровольцев, которые согласятся полететь другим рейсом за компенсацию — деньги, ваучер на другой перелет и т. п. Обычно находятся те, кому время вылета не слишком важно. Если добровольцев нет, компания должна сама решить, кого оставить — критерии бывают разные: например, преимущество дают тем, кто купил более дорогой билет или раньше зарегистрировался. В Евросоюзе похожая система, но явно оговорено преимущество людей с ограниченными возможностями и сопровождающих.

Какие компенсации платят в США и Евросоюзе пострадавшим от овербукинга?

Приличные. Пассажиры американских авиакомпаний, которых доставили к месту назначения на час позже запланированного, имеют право на двукратную компенсацию полета в один конец (но не более $650). Если полет совершает международная авиакомпания, дается два часа. При более сильном опоздании компенсации выше. Авиакомпании стран Евросоюза в случае овербукинга должны заплатить пострадавшему пассажиру по меньшей мере 125 евро — даже если сумела отправить его другим рейсом с похожим временем прилета. Выплаты зависят от расстояния — чем дальше перелет, тем больше компенсация. Максимум — 600 евро.

Как защититься от овербукинга?

Регистрируйтесь на рейс как можно раньше. Приезжайте в аэропорт вовремя — в случае опоздания авиакомпания может отказаться компенсировать потери.

Каков шанс стать жертвой овербукинга?

Небольшой. Например, в 2013 году шанс попасть под овербукинг на внутренних рейсах США составил 0,08% (подсчет «Медузы» на основе данных департамента транспорта). Общих данных о российских и европейских авиакомпаниях мы не нашли. Из публикаций СМИ следует, что шанс пострадать от овербукинга редко превышает 1%.

"Справедливая Россия" подготовила проект закона, который обяжет авиакомпанию вернуть пассажиру десятикратную стоимость билета, если он не сможет улететь из-за овербукинга, пишет "Парламентская газета".

"Авиакомпании подсчитали, что примерно 7-10 процентов пассажиров, как правило, опаздывают или отказываются лететь… вот перевозчики и пускаются на ухищрение: продают дополнительные билеты, чтобы заработать побольше денег", — пояснил Ананских, добавив, что многие авиакомпании продают больше билетов, чем мест на борту.

Глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников согласился, что авиакомпании должны нести ответственность за овербукинг, однако сумма штрафа должна быть экономически обоснована, а не "взята с потолка".

В 2015 году Минтранс разработал законопроект, разрешающий овербукинг — продажу большего числа билетов, чем мест в самолете. Планировалось, что документ вступит в силу к лету 2016 года, однако в июне 2017-го глава Минтранса Максим Соколов заявил, что вопроса о законодательном разрешении овербукинга в повестке дня пока нет.

Кто сталкивался с проблемой овербукинга на своём примере?

Источники: