Церковь в жизни людей. Звукозапись к уроку «О значении храма в жизни христиан. Значение древних храмов

Урок для учащихся средней возрастной группы

Тема : «О значении храма в жизни христиан»

Цель: формирование религиозного сознания

Задачи:

1. Познакомить с символикой храма.

2. Показать храм как центр религиозной жизни.

3. Уяснить цель посещения храма христианами.

Методы:

1. Беседа–диалог.

2. Работа с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

3. Использование видеоматериалов.

Ход урока

I . Учитель – На уроке мы будем многократно обращаться к проповедям свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд – Портрет свт. Феофана Затворника.

Слово о пребывании в затворе свт. Феофана.

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском, выдающемся богослове Х I Х века, христианском подвижнике, который в проповедях своих указывал путь спасения человека – путь православной нравственности.

Имя свт. Феофана во второй половине Х I Х в. было широко известно в православном мире. Его знали и как мудрого пастыря – проповедника, и как известного педагога, и как выдающегося ученого-богослова.

Много лет епископ Феофан возглавлял Тамбовскую, а затем Владимирскую епархии. Каждую свою службу в храме он завершал проповедью, в которой звучало четкое и ясное толкование Слова Божьего, мудрое наставление прихожан в Истине Божией и жизни по заветам Бога. Все очень любили эти проповеди, в которых находили участие и искреннюю заботу о судьбе каждого. Проповеди свт. Феофана собирали большое количество людей.

Находясь на преподавательской работе в Киеве, Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, он очень много внимания уделял воспитательной работе и к своим ученикам обращался с проповедями нравственного содержания. 28 последних лет своей жизни свт. Феофан провел в Вышенском Успенском монастыре. В Х I Х в. земли монастыря входили в состав Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области).

Прослужив 25 лет на различных должностях в Церкви, епископ Феофан подал прошение об отставке с правом поселиться в Вышенском монастыре. На свое прошение он получил положительный ответ. С весны 1866 г. свт. Феофан поселился в Вышенском монастыре, поэтому в его имени и присутствует слово Вышенский. Природа вокруг монастыря, тишина, покой, размеренный распорядок жизни нравились свт. Феофану, но он приехал сюда не для спокойной жизни, не для отдыха, а трудиться. Я хочу «предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить», – так говорил свт. Феофан. И для того, чтобы сосредоточиться на этом труде и целиком посвятить ему свою жизнь, он принимает решение уйти в затвор. Затвор – это особый вид монашества, когда, по собственному решению прекращается общение с людьми. Свт. Феофан продолжал жить на территории монастыря в отведенном для него флигеле, специально обустроенной келье. Здесь был кабинет, библиотека, мастерская и Церковка, освященная во имя Богоявления Господня, – главная комната. Только три человека имели доступ к свт. Феофану: архимандрит Аркадий, игумен Тихон и келейник Евлампий. В затворе свт. Феофан прожил 22 года. Поэтому к его имени добавилось слово Затворник. Каждый день свт. Феофана был наполнен трудом. Владыка писал, находясь в затворе: «Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашиваю его: как тебе не скучно? Он отвечает: мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю–делаю и никак не успеваю переделать, пока не закрою их». Он работал над богословскими сочинениями, вел переписку (к нему приходило много писем от знакомых и незнакомых людей, стремящихся к общению с известным пастырем), рукодельничал в часы отдыха, а главное – молился в своей Церковке.

Слайды – Успенский Вышенский монастырь

Успенский храм

В целом ряде своих проповедей свт. Феофан говорит о значении храма в жизни христиан. Мы продолжим нашу беседу по плану, который написан на доске. Каждый пункт плана – это строки, взятые из проповедей свт. Феофана, произнесённых в разных местах его пастырского служения.

1. Храм – символ христианства.

2. Храм – жилище Божие.

3. Храм – дом молитвы.

4. Церковь Православная – мать наша.

5. Храм – Небо земное.

Как вы понимаете: «Храм – символ христианства»? Что означает слово «символ»?

Ответы – 1. Символ – это выражение в краткой форме какого–то большого, объёмного

понятия.

2. Символ – выражение самого главного.

3. Через символ можно изложить целое учение.

Учитель – Через символ можно выразить целую философию.

Храм – символ христианства. В нём выражено миропонимание христиан, истины, или догматы христианские: как создан мир, в котором мы живём, кто его Создатель, кто сотворил человека, какой путь жизни указал человеку его Создатель и много–много других очень важных истин. Столько мудрости заключено и во внешнем облике и во внутреннем устройстве и убранстве храма! Каждый христианин должен понимать символику своего храма.

Для этого нужно приложить усилия ума, души, усердие и старание. С этого урока вы можете начать этот труд.

Слайды – Рязанские храмы: Успенский, Христорождественский, Николо–Ямской, Иоанна Кронштадтского…

Учитель – Какие храмы узнали? Назовите. В каких храмах бывали? По какому поводу?

Слайд – В храме люди разных возрастов.

Учитель – Люди идут в храм, приходят со своими мыслями, ожиданиями. Здесь происходит что–то очень важное, может быть, самое важное для христиан уже много веков.

Вот как об этом говорит в своей проповеди свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Работа с текстом проповеди

Ученики читают – учитель комментирует.

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис ( молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

Учитель – С каким органом нашего организма сравнивает свт. Феофан храм?

Ответ – С сердцем.

Учитель – Очень точное сравнение. Сердце – самый главный орган в нашем организме. Вот такую же роль выполняет церковь в жизни христиан.

Слайд – «Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по- христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь«На освящение храма » в с. Ольшанке

Учитель – С принятием христианства пришли на нашу землю и храмы. На русской земле стоят, устремляясь ввысь, во множестве святыни наши – храмы православные, и древние, и построенные совсем недавно, и величественные соборы, и маленькие деревенские церквушки. Идут и идут сюда люди.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Слайды – Храм Христа Спасителя, храмы Владимира, храмы в Кижах, храм Покрова на Нерли…

Комментарии учителя о символике внешнего вида храма: устремленность ввысь – к высшим началам; купола (количество, цвет); православный крест; форма здания храма (круглая – символ бесконечности; форма восьмиконечной звезды – звезда Вифлеемская, указывающая место рождения Спасителя; вытянутая форма – символ корабля, устремленного к высшему миру; кубическая форма – символ мироздания); цвет здания; архитектурные украшения; главный вход в храм с западной стороны; апсиды – на восточной стороне здания храма.

Учитель обращает внимание на храм Покрова на Нерли, жемчужину русского храмового зодчества XII века. Храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стихи о храме Покрова на Нерли

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Учитель – Вот что говорил в своей проповеди «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Слайд – «Устроение храма есть великое благодеяние, и можно ли найти ему равное! Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников!»

«…Отныне у вас храм, и Господь среди вас…»

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Как вы понимаете слова: «Отныне у вас храм, и Господь среди вас»?

Какому событию посвящена проповедь?

Ответ – Освящению храма.

Учитель – Освящение – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Слайд – «С этого момента в церкви незримо присутствует Бог, который обетовал, что очи Его здесь, чтоб видеть приходящих, и уши, чтоб внимать молитвам их» (3Цар. 9,3).

Свт. Феофан Затворник.

Учитель – Свт. Феофан напоминает:«Всякий раз, вступая благоговейно в храм сей, в простоте веры изливайте здесь души свои перед Господом и благовременно приимите всякую потребную вам помощь от Него» .

Учитель вновь обращает внимание учеников на план беседы.

1) Храм – символ христианства.

2) Храм – жилище Божие .

3) Храм – дом молитвы.

4) Церковь Православная – мать наша.

5) Храм – Небо земное.

Мы знаем, что значит первое определение «храм – символ христианства»; второе – тоже понятно «церковь – жилище (дом) Бога»: Он присутствует в каждом храме, а вместе с Ним и весь сонм святых, а также Ангелы – хранители всех присутствующих в храме.

«Приходя сюда, помните , – наставляет свт. Феофан Затворник,что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

Как люди обращаются к Богу?

Ответы – Через молитву.

Учитель – О чём люди говорят в своих молитвах?

Ответ – О нуждах, о грехах, просят помощи, благодарят.

Учитель – Теперь понятно, почему «храм – дом молитвы».

Значит, люди приходят в «храм – жилище Божие» для общения с Ним через молитву. Поэтому «храм – дом молитвы».

II . Стихи – Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель – Свт. Феофан советует:

Слайд – «Спешите же в храм охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

Свт. Феофан Затворник

Слайд Молящиеся люди.

Учитель – Христианин идёт в храм со всякой нуждой, с надеждой, с радостью, готовый к открытому, честному разговору, без всякой хитрости на душе, с мыслью, что здесь поймут, простят.

К кому так идут и даже стремятся люди?

Ответ – К родителям, в родной дом.

Учитель – Вот именно поэтому свт. Феофан называет Церковь Православную нашей матерью. Храм, по словам свт. Феофана Затворника, учит истине Божией, воспитывает христианина под руководством пастырей, врачует и восстанавливает наши духовные силы. То есть храм заботится о нас, как мать.

Работа с текстом проповедей «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. и «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

Прочитаем в проповеди свт. Феофана Затворника.

Читает учитель – дети следят по рабочим материалам.

Слайд – Храм (внешний вид, внутренний вид).

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке…»

«Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых».

Слайд «…Храм есть тень Неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нём, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое Небо на земле, – в котором благоволит вселяться Господь, а с Ним и… Ангелы, наши… Хранители, и святые».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в имении А.А.

Колибова)

Учитель – Вы были в храме. Что вы видели внутри храма?

Ответы – Иконы, росписи на библейские темы.

Учитель – О символике внутреннего устройства храма (три части: притвор, основное пространство, алтарь – в восточной части; алтарь – главное место, где невидимо пребывает Бог; иконостас – ряды икон; подкупольное пространство – Спас Вседержитель, апостолы, евангелисты; росписи: мозаики, фрески; иконы; внутреннее устройство символизирует корабль, устремленный к высшим сферам).

Поэтому и говорит свт. Феофан: «Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине Небесной». Храм есть училище, питомник, врачевательница, открывающий двери Царствия Небесного.

Слайд – «Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«… Здесь какое богатство святых помышлений в слове!»

«Сколько примеров святости в изображениях!

Сколько разительных напоминаний в действиях!»

«Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Приходите же и питайтесь здесь хлебом Небесным. В храме преподается… наука о спасении души…»

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в с.

Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.)

Слайд Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Работа с текстом проповеди «На освящение Крестовоздвижеского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Читает учитель – ученики следят по рабочим материалам.

«Мудрость сия преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний; в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма; преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде; преподается так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию ( через Таинства) и общиться с Небом».

Слайд – Храм (внешний и внутренний вид).

III . Учитель – Так велико значение храма! Здесь просвящаются духовною мудростью, врачуются в духовных немощах, питаются благодатию (через Таинства Исповеди и Причастия) и общаются с Небом.

Слайд – «Храм сооружается для людей. Не забывайте же бывать в храме…всякое воскресенье и праздники, а кто может – и во всякий другой свободный день» .

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию».

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Каково же значение храма в жизни православного христианина?

Ответы – Познать Божию мудрость.

Научиться жить по заповедям Божиим.

Получить помощь для преодоления грехов.

Получить помощь в решении проблем.

Научиться добродетелям.

Учитель – Это возможно. Но от вас потребуется соблюдение определённых правил. Каких?

Ответы – Ходить в церковь регулярно (в воскресение, в праздники).

Участвовать в службах, вникая в них.

Искренне молиться с верою и надеждою получить помощь.

Заслужить благодать Божию через Таинства Исповеди и Причастия, так как,

по словам свт. Феофана, «без благодати мы ничего не можем делать».

Учитель – Церковь создана для людей – мы должны её знать и любить, и верить ей.

Слайд – Дорога к храму.

Учитель – Сейчас строится много новых храмов, восстанавливаются старые. На службах много людей разных возрастов, в том числе и детей. Храмы нужны. Послушайте, что пишут ваши сверстники.

Чтение отрывков из конкурсных творческих работ учащихся.

Колесникова Юлия, 15 лет.

«…Жизнь нашего храма – это путь длиной почти в 150 лет… Одиннадцатый год мы восстанавливаем нашу церковь, и сейчас она поднимается. Поднимается навстречу новой жизни. Это символично: храм возрождается вместе с нами. Вместе с Россией».

Бочарова Мария, 14 лет.

«…В 1931 году началось „Церковное дело“. Разорили храм… С закрытием церкви началось забвение веры… Прошли годы. В 1991 году разрешили восстанавливать храмы. Замечательная подвижница благочестия Михеева Надежда Николаевна (в монашестве Серафима) возглавила работу по восстановлению нашего храма… И храм воскрес, открылся».

Рожкова Анна, 15 лет.

«…Сегодня на месте разрушенных прежде храмов растут новые церкви, часовни. И всякий новый купол с крестом, возносящийся в небо, являет собой не только религиозный символ, но и знак возрождения, обращения к истокам.

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Огарёво–Почково в Сасовском районе был построен в 1750 году… В начале ХХ века храм был разорён… Но пришли иные времена. Стали восстанавливаться храмы… Мы все верили, что настанет день, когда колокола призовут нас на богослужение. Это случилось 28 августа 2006 года в храме Успения Божией Матери в день престольного праздника».

Слайд – В храм люди идут за единственной правдой – Правдой Христа, Бога нашего, чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Учитель – Наш Патриарх Кирилл в проповеди на освящении храма в Ханты–Мансийске 28.09.2013 г. сказал, что «в храм люди идут за единственной правдой Правдой Христа, Бога нашего , чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества. Эта Правда – единственно верная».

Задание на дом: написать сочинение на тему «Храм, в который я хожу (мы ходим всей семьей)» .


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан»

Свт. Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь «На освящение храма. О значении храма в жизни христиан» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.

Проповедь «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г. С. 311–317.

Проповедь «На освящение храма. Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница»в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. С. 318–323.

Проповедь «На устроение храма. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. С. 331–334.

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

Проповедь «На освящение Крестовоздвижеского храма. О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г. С. 350–356.

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина»

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин. «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан »

«На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих».

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела… Все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия.

Не то же ли самое есть между нами и храмом? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий».

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис (молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

«… Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по–христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М. Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г.

«Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости».

«Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении Слова Божия, в песнях церковных и в поучениях, истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную».

Всё в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме.

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке».

Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых.

Из Проповеди святителя Феофана Затворника Вышенского «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

«Храм есть училище и училище Небесной мудрости».

«Мудрость сия преподаётся здесь в чтении Божественных и отеческих писаний;

преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде;

преподаётся так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию (через Таинства) и общиться с Небом».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию ».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БЛАГОГОВЕЙНО – благочестиво, со страхом Божиим, с глубоким уважением.

БЛАГОДАТЬ – действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. Благодать дарует спасение и освящение человека.

ГОРНИЙ МИР – высший мир; духовный мир; мир, в котором пребывают Бог, апостолы, Ангелы, святые.

ДОГМАТЫ – официально признанные основные положения религии, непреложные истины.

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

ОБЕТОВАНИЕ –Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

ОСВЯЩЕНИЕ – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – служение, помогающее пастырю – священнику – церкви заботиться о людях.

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения.

СОНМ – собрание кого-либо.

ХРАМ – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия.

ХРИСТИАНИН – человек верующий, исповедующий христианское учение и старающийся уподобиться Христу.

ЦЕРКОВЬ – духовная организация, в которую человек может вступить, приняв крещение и живя праведно.


Методическая разработка урока

Тема: Внешний вид и духовный смысл православного храма
. В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира.
Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели:
 изучение особенностей христианской модели мир;  анализа основных внутренних и внешних символов храма
Задачи урока:
Воспитательные:  воспитание чувства любви к Родине;  воспитание культурно-ценностного отношения к русской истории;  воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков; Образовательные:  познакомить учащихся с символикой православного храма;  активизировать познавательный интерес к духовному наследию наших предков; Развивающие:  развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать символы, отражающие христианскую модель мира;
Тип урока:
формирование новых знаний.
Ход урока:
Русь невозможно представить без храмов. Купол церкви, увенчанный крестом православным, для всего мира является символом России. С момента крещения Руси храм играл необычайно большую роль в жизни наших предков. Вся жизнь русских людей неразрывно была связана с храмом: от крещения в студеной купели до гробовой доски. Родился человечек - его крестили, женился - венчали, при болезни - соборовали, исповедовали, а когда уходил человек из этого мира, то его отпевали. -
Найдите в словаре понятие храм?
В словаре Ожегова читаем: "здание для богослужения, церковь". Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке (скинии), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества
Христова. Христианские храмы сначала были редким явлением. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания (в 313-ом году), христианские храмы начали возникать повсеместно. Поначалу храмы имели форму базилики - продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых «нефами» (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. Вскоре стали возникать и другие формы храма. Начиная с V-го столетия в Византии начали строить храмы крестовидной формы со сводом и куполом над средней частью храма. Редко строились круглые или восьмигранные храмы. Византийская церковная архитектура оказала большое влияние на православную Русь.. Православный храм являет собой неразрывное религиозное и эстетическое единство. Православный храм представляет сбой сложный символ. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно. Храм как целостный символ - это образ Вселенной. Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль, должен иметь три двери, как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море. Поэтому до сих пор «кораблем» называется срединная часть храма.
- Может кто-нибудь из вас знает, а на какую часть света ориентированы католические храмы?
(Католические и протестантские храмы ориентированы на Запад.)
- Почему так?
(Потому, что западные храмы полностью воспроизвели конструкцию античных храмов, в которых первые лучи восходящего солнца должны были осветить статую божества, стоящую в глубине храма).
Особенностью русского храма является ориентация на восток.

Восточная часть в православии
– «страна живых», страна райского блаженства. Потерянный рай был на Востоке, в Эдеме (Быт. 2, 8). Восток так же место вознесения Христа.
Х
рам имеет четыре стены, соответствующие четырем сторонам света. Этому символу вполне соответствует древний архитектурный стиль церквей, как византийский, так и византийско-русский (киевский, новгородский, владимирский, московский). Каждая стена должна соответствовать одной из сторон свет и, одновременно, - той или иной области церковной жизни.

По образцу ветхозаветного храма, который имел двор, святилище и святая святых, православный храм также разделяется на три части: притвор, среднюю часть и алтарь. РИСУНОК 1. Поднявшись по ступеням, (символ духовного восхождения) входим в притвор.
Притвор
является символом мира греховного. Он находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая. Здесь стоят некрещеные люди (не христиане) и кающиеся (те, кого Церковь не допускает к причащению
Святых Таинств). Они не изгоняются из храма, но и не могут участвовать во внутренней жизни Церкви, ее Таинствах. Внутри храм встречает человека необычной красотой и тишиной. Храм имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему. РИСУНОК 2. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается
свод
и символизирует Царствие Божие (Горний мир) . В куполе изображается Глава Церкви - Христос Вседержитель. В храме входящего человека окружают изображения на стенах.
Стены
, по словам Св. Дмитрия Ростовского, толкуются как Закон Божий. И в этом смысле интересно сопоставить росписи стен внутри Храма с символикой архитектурных деталей снаружи. Содержание стеновых росписей обычно составляют евангельские события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, Св. Апостолов. На стенах так же пишутся и образы Святых – князей, святителей, мучеников, преподобных –проповедовавших закон христианской веры.
Алтарь
- это самая священная часть храма. В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения (Евхаристии) - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Алтарь устраивается на возвышении. Посреди алтаря находится Святой престол- особо освященный четырехугольный стол, покрытый священными одеждами. На нем лежат крест, Евангелие, антиминс, стоят дарохранительница и дароносица. На престоле невидимо восседает Сам Господь (Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенности, как бы приближая к небу). Самое главное богослужение в Православной церкви называется Литургия. Службу совершают священнослужители, обращаясь к прихожанам храма с амвона.
Солея, амвон
– продолжение алтарного возвышения. Амвон (гр.) – «восхождение», знаменует собой те места, с которых проповедовал Господь Иисус Христос (гору, корабль). Амвон возвещает так же о воскресении Христовом, означает камень, отваленный от дверей Гроба Господня. На амвоне совершается Таинство Причащения Святыми Дарами верующих. Величие этого таинства требует и возвышения места. Общую идею храма выражают иконография его средней части.
Средняя часть храма
, «корабль» - представляет собой все земное пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Место, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря
иконостасом:
перегородкой с множеством икон. Иконостас символически соединяет мир земной и Царство небесное. В самых древних храмах эта перегородка была низкой и не имела икон. Только с конца VIII-го столетия после осуждения иконоборческой ереси к перегородке между алтарем и средней частью храма стали прикреплять иконы. Так с веками образовался иконостас, состоящий из нескольких рядов икон, расположенных по определенному плану. Иконы передают в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами.
- Скажите, а в чем разница между языческим поклонением идолам и православным

почитанием икон?
(Язычники обожествляли предметы. Простому камню или изваянию
приписывалась магическая сила, это и было само божество. Молясь же перед иконой, мы молимся не веществу, из которого она сделана, а Господу, Богоматери или святому, которые на ней изображены.)
Западная сторона
храма символизирует «страну мертвых», ад. На этой стороне, как правило, хоронили умерших внутри или снаружи храма, в притворе, реже на прилегающей северо- западной стороне. Иногда на западной части храма изображались не мрачные образы пророчеств и Страшного Суда, а светские сцены забав и игрищ (Храм св. Софии в Киеве), которые были напоминанием о неразумной, суетной жизни, ведущей к гибели.
На северных и южных стенах
храма – изображение Вселенских соборов – важных событий Церковной истории. Вся роспись храма – символ Церкви вечной. Все церковные события, все соучастники церковной жизни размещены на всем пространстве храма, включены в сложную символическую иерархию. Поддерживающие купол "
паруса
" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, - это крепящиеся к мачте «корабля спасения» паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
Столбы
–опоры -соединение неба и земли.
Окна
символизируют свет учения Церкви.
Пол
- нижняя часть храма, знаменует собой землю. В архитектуре православного храма небо и земля не противопоставляются, а напротив, находятся в тесном единстве.
- Итак, мы разобрали значения внутренних символических частей храма, рассмотрим теперь

внешние символические составляющие. Внешняя форма храмов может быть различна: крест,

круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение одно - это «ковчег

спасения».
Увенчанные крестами купола церкви связывают небесное и земное.
- Что напоминает плоский византийский купол над храмом?
(Небесный свод над землей)
- А готический шпиль католического храма?
(Выражает стремление души ввысь, к небесам). Русская луковичная глава, покрытая позолотой, как гигантская свеча, устремленная в небеса, символизирует идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Крест
является обязательным атрибутом православного храма. Он завершает купол. Крест – главный христианский символ. Языческий символ крест, означавший счастье, свет, жизнь или животворящие силы, получил совершенно новый смысл в христианстве: в нем слились воедино и мученическая смерть Иисуса Христа во имя человечества, и избавление от страданий, и вечная жизнь. Почитание креста в православной традиции начинается только с IV в. н. э. В христианском искусстве первых веков изображение креста отсутствует - это связано с тем, что в античности крест воспринимался как орудие пытки. Изменение отношения к кресту связано с именем императора Константина Великого, который приказал изобразить знак креста на своих знаменах.
Войско победило. После этого крест стал символом победы в широком смысле - победы над смертью, знак духовного ограждения от воздействия злой силы. В самом храме знаком креста отмечена вся церковная утварь - чаша для причастия, сосуды для освящения воды, кисточка, которой совершается помазание и т.д. Многочисленные кресты украшают богослужебные облачения духовенства. Священника в храме всегда можно узнать по нагрудному кресту. Православный обычай - после окончания службы обязательно приложиться к кресту. -
И так, что же мы узнали сегодня на уроке? В сознании наших предков храм олицетворял

вселенную, космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем

фоне. Под куполом небом развертывалось литургическое действо. Узнали также, что зодчие

уделяли огромное внимание как внешнему, так и внутреннему убранству храма, где

собиралась община верующих, приобщаясь к миру духовному, божественному, ища в нем

душевное спокойствие и надежду на спасение после смерти.
Божии храмы как связь времен, и сегодня являются центрами духовной жизни граждан, россиян. Смотришь на великолепные храмы, соборы, и чувствуешь великую благодатную силу, ощущаешь в душе светлое и доброе чувство сопричастности к истории своей страны, своему народу.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы: Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма? С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократором? Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократора, если бы оно было расположено на стене? В свою очередь купол без изображения Пантократора был бы для верующего символом места обитания небесных жителей? Как вы думаете, воздействует ли внешняя и внутренняя красота Православного храма на душу человека? Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

Список используемой литературы:
Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. С. 37. Бычков В.В. Павел Флоренский // Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 31 Вагнер Г.К. От символа к реальности. М., 1980. Забелин И.Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве // Вопросы науки, искусства, литературы и жизни. Вып. 24. М., 1900. Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм // К свету. 1994, № 17. С. 60. Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. М., 1995. Лотман Ю.М. Символы в системе культуры. Тарту, 1987. Миронов А.М. История христианского искусства. Казань, 1914. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981, № 29. С. 70-79. Русская Православная Церковь. М., 1980. С. 203-204. Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К свету. 1994, № 17. С. 26. Троицкий Н.И. Иконостас и его символика // Православное обозрение. 1891, кн. 4. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. М., 1980. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М., 1996. С. 322.
РИСУНОК 1.
Рисунок 1

РИСУНОК 2. Рисунок 2

Храм, его устройство и значение его в жизни христианина.Часть 2, так называлась встреча настоятеля Благовещенского храма отца Иоанна Масягина с телезрителями КТВ-8 передачи «Православие для всех»

Храмы нужны не Богу, Престол Которого - небо и подножие - земля, а нам они нужны.

Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

Устроение храма — это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть - область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор - область земного бытия.

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма - то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним - святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад - семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых - гору Голгофу, на которой он был распят.

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Святая церковь заботится о душе каждого, пришедшего в храм, и учит нас основам нашего спасения не только через богослужение и таинства. Но и через устройство православного храма. Каждый священный предмет, находящийся в алтаре имеет свое символическое и богослужебное значение, через которое мы узнаем глубину премудрости и любви Божией ко всем приходящим в храм.

На престоле находятся несколько священных предметов. Это антиминс, Евангелие, дарохранительница, один или несколько напрестольных крестов.

Антиминс — это освященный архиеерем четырехугольный шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. Без него нельзя совершать Божественную Литургию.

По своему значению Антиминс равен Престолу. В переводе с греческого слово антиминс означает «вместопрестолие».

В первые века христианства, когда совершение богослужения преследовалось, Таинство Евхаристии могло совершаться в частных домах, пещерах и даже под открытым небом. В антиминс вкладывается частица мощей святого, так как в первые века христианства литургия совершалась на гробницах мучеников.

Поверх сложенного антиминса на престоле полагается Святое Евангелие, называемое напрестольным, которое знаменует собой Господа Иисуса Христа. Евангелие значит «благая весть», весть о Воскресении и нашем спасении. Напрестольное Евангелие принято украшать драгоценным окладом, на котором помещается образ Воскресения Христова, или Сошествия во ад.

На престоле всегда находится дарохранительница. Этот особый сосуд предназначен для хранения Святых Даров – Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Святые Таины, находящиеся в ней, предназначены для причащения больных, не способных самостоятельно придти в храм для участия в Таинстве Евхаристии.

Дарохранительница, по обычаю, делается в виде церкви, в старину называвшейся «Иерусалимы» или «Сионы». Внутри этого сосуда в гробнице — особом ящичке, полагаются приготовленные в Великий Четверг Святые Дары.

Напрестольный крест с распятием есть также одна из самых существенных принадлежностей Престола. Крест это не только символ Искупления, но и залог любви к нам Христа Спасителя, и здесь на Святой Трапезе — Престоле он довершает всю символику нашего спасения.

Средняя часть, символизирующая горний, Ангельский мир, самая большая часть храма. Также она знаменует область земного бытия – мир людей, но уже освященный и оправданный – Царство Божие на земле. Часть храма, означающая земной мир непременно должна отличаться от области бытия Божия, которую символизирует алтарь. Возвышение алтаря соблюдалось с древних времен и сохранилось до наших дней. Но постепенно алтарь стал отделяться особой перегородкой. Она получила название — «иконостас».

Иконостас имеет важное богослужебное значение, а также учит верующих основам христианского богословия.

В центре иконостаса располагаются Царские Врата – двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив Престола. Свое название Царские Врата получили благодаря своему предназначению в Божественной Литургии. Господь Иисус Христос невидимо проходит через них во время входов с Евангелием, в предложенных Честных Дарах во время Великого Входа.

Слева от царских врат всегда помещается икона Божией Матери, справа — икона Иисуса Христа. Сразу за иконой Спасителя расположен образ того святого или священного события, во имя которого освящен престол данного алтаря. Эта икона называется местной или Храмовой.

Над Царскими вратами мы видим образ Тайной Вечери, означающий начало и основание Церкви и её самое главное Таинство – Причащение Тела и Крови Христовых.

Иконостас не закрывает алтарь от молящихся в храме. Он раскрывает для них духовную сущность всего, что совершается в алтаре и в Церкви Христовой. Образы иконостаса, как и всего православного храма открывают человеку Царство Божие, являющееся здесь с особой силой, они создают особые благоприятные условия для встречи и общения человека с Богом.

Православный храм - это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.

русский философ, правовед Евгений Николаевич Трубецкой

В настоящее время в современном мире усиливаются тенденции разобщения государств и отдельных граждан, нарастает социальная напряженность и проявляются прочие факторы нестабильности. Во многих странах возникает множество острых противоречий и кризисных проблем, в том числе связанных с потерей многими людьми нравственных ориентиров. Мир нуждается в мобилизации всего арсенала общественных ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. Поэтому в настоящее время как никогда возрастает значимость и роль церкви в решение многих глобальных социальных и нравственных проблем.

Во все времена Православная Церковь являлась носителем духовных и нравственных ценностей, как в нашей стране, так и во всем мире. На современном этапе в мире все больше прослеживается тенденция отдаления мирового сообщества от своей духовной составляющей, поэтому Русская Православная Церковь, совместно с представителями других мировых религий, предпринимает множество попыток повлиять на данную ситуацию, исходя из собственных особенностей.

Анализируя роль церкви в современном мире, важно помнить, что церковь, как общественно-историческое образование, является одним из главнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. В своей деятельности церковь опирается на устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

Русская Православная церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей. При этом православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Для Русской Православной церкви, как и для всех православных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. В частности, православная церковь утверждает, что христианство представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно основывается на системе догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения.

Главнейшие из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления. При этом важной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она очень строго относится к основам собственного вероучения, так как со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это происходило в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству, и именно на этом Русская Православная церковь выстраивает основу своей миссионерской и просветительской деятельности на мировой арене.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения всего мирового сообщества, поэтому иерархи ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала как каждого человека, так и общества в целом, вне зависимости от границ стран и государств.

Русская Православная церковь выполняет на международной арене несколько важных ролей:

  • · Просветительская роль;
  • · Объединяющая роль;
  • · Миссионерская роль;
  • · Борьба с инославными религиозными объединениями.

В частности, за последние годы значительно возросла активность церкви, ее духовенства, а также околоцерковного актива в различных сферах мировой общественной жизни и культуры. Расширились международные связи с представителями различных религиозных конфессий, по вопросам решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, усилилась проповедническая, а также благотворительная деятельность Русской Православной церкви, возросло число церквей и монастырей, православных учебных заведений, открываемых за рубежом, активизировалась издательская деятельность церкви. Религиозные центры активизируют свою деятельность по повышению профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств и усиление пастырской деятельности. Все эта деятельность не только увеличивает авторитет Русской православной церкви за рубежом, но и способствует решению глобальных мировых общественных проблем.

Таким образом, в настоящее время роль церкви в нашей стране и мире неуклонно возрастает. Выполняя многие важные функции, а прежде всего, объединяя людей и воздействия на их духовный уровень, церковь помогает в решении многих глобальных социальных проблем, стоящих перед обществом.

Открытая городская исследовательская конференция

"Краеведческие чтения"

Значение православных храмов в жизни города Курчатова

секция Культурное наследие

тип работы исследовательская работа

Обыденных Людмила Ивановна,

учитель начальных классов,

МБОУ "Гимназия № 2"

г. Курчатов, 2017 г

I. Введение..........................................................................................................1

II. Храм в жизни города......................................................................................4

III. Храм Успенья Пресвятой Богородицы.........................................................5

IV. Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.................................................................................7

V. Храм святого Луки Крымского, исповедника..............................................8

VI. Заключение.....................................................................................................10

I . Введение.

В 2014 году в г. Курчатове в рамках фестиваля детского творчества "Сияние Рождества" проходила исследовательская конференция "Радость моя!", где я принимала участие со своей работой "Письмо батюшке Серафиму Саровскому" и стала ее лауреатом. Конференция проходила в храме преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших. В тот январский день я впервые осознанно познакомилась с храмом. (слайд 1, слайд 2)

Так началась моя дорога к Храму, идя по которой, я хотела узнать, что находят там люди, как их деятельность влияет на жизнь города? Я поняла, что храм это не только красивое здание, а нечто большее.

В беседах с одноклассниками, в ходе проведенного анкетирования школьников, я выяснила, что очень много людей, не знают, чем еще кроме молитвы занимаются прихожане в храме, не знают какую большую просветительскую и благотворительную работу они делают. Об этом, конечно, нельзя рассказать без понимания православия, основных понятий веры в Бога. Ведь нашу великую страну Россию создали своими трудами именно православные люди. И не знать этого, и не говорить об этом в наше время нельзя. Ведь нация, не знающая своих корней, теряющая свои духовные основы, обречена.

В начале своей работы, я видела проблему в отсутствии информации у людей и недостаточности ее в целом, о православных храмах нашего города. Люди имеют очень смутные представления о их значении и деятельности.

Целью моей работы было побольше узнать, из первых уст, о значении храмов в жизни города Курчатова, рассказать о замечательных, скромных людях- настоятелях храмов, учителях воскресных школ, членах групп милосердия, о той большой благотворительной и просветительской работе, которую они ведут.

Задачами своей работы я видела восполнение пробела информации об этих жителях нашего города, о храмах, изучение просветительской и благотворительной деятельности прихожан, их роли в жизни Курчатова.

О храмах города Курчатова, написано мало, в интернете на официальных сайтах есть только сухая информация, но за этими строками не видно живых людей, подвижников, живущих среди нас.

Храмы нашего города играют исключительно важную роль в воспитании: духовных и нравственных качеств людей, патриотизма, особенно подрастающего поколения.

Методами решения поставленных задач, у меня были интервьюирование настоятелей храмов, членов групп милосердия, преподавателей воскресной школы, жителей г. Курчатова, проведение анкетирования.

Свою работу я построила на живом общении с ними, изучением их деятельности, посещением храмов, изучением литературы, интернет ресурсов, исследования уровня знаний школьников о деятельности православных храмов.

Я посетила все три храма нашего города, взяла и записала интервью с батюшками, сделала фотографии храмов, их внутреннего убранства.

Но прежде, чем подойти к раскрытию темы своей работы, я хочу рассказать, что мне удалось узнать о значении храма в жизни города.

II. Храм в жизни города.

По духу, по образу мыслей - мы православные. Символ православия -храм. На Руси всякий город, всякое селение начиналось с Храма.

В 20 веке эта традиция была утеряна: церкви не строились, а наоборот разрушались. Но в 90-е годы прошлого столетия изменилось отношение людей к своим православным корням, во многих городах началось строительство храмов. (слайд 4)

"Не хлебом единым жив человек!" Не только им. С детства в каждом из нас теплится духовная искра. Не потерять ее, в течении жизни, помогает нам - вера и храм - Дом Божий, место соединения Бога и людей.

Наш город - совсем еще юный в историческом летоисчислении, ему 48 лет. Но в нашем маленьком городе действуют уже три храма, о которых, вот что мне удалось узнать.

III . Храм Успенья Пресвятой Богородицы.

(слайд 5)

История Успенского Храма уходит в глубь веков. С 17 века известно село Успенское Колпаковской волости Льговского уезда. Село и церковь располагались вдоль оживленного Киевского тракта, ныне проходящего как и встарь на том же месте. Вероятно, именно по этой дороге в Киев шли будущие великие святые и наши земляки- преподобные Феодосий и Серафим.(слайд6)
Судьба Успенского храма после 1917 года была печальна, как и многих церквей той эпохи. Его закрыли и разграбили.

В 1990 году в город приехал молодой священник отец Георгий. По просьбе прихожан власти передали ему небольшой деревянный домик. (слайд 7)

______________________________________________________________________

1.Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2.Храмы России. Москва 2012, С.Минаков

В этом домике начали вести богослужения.
Одновременно с этим началось строительство храма.

В интервью, (слайд 8) взятом мною в ходе своей работы, настоятель храма протоиерей Роман отметил, что в первую очередь, активное участие в строительстве храма принимал настоятель протоирей Георгий (Нейфах), он был очень образованным и деятельным человеком. Финансовые расходы по строительству взяла на себя Курская Атомная Станция. Также активное участие в строительстве принимали жители нашего города.

Меня очень интересовал вопрос: "Почему люди идут молиться именно в храм, ведь молиться можно везде- на улице, дома, в дороге?"

Батюшка отец Роман рассказал мне, что в воскресные и праздничные дни, а также в будни, мы должны ходить в храм Божий, куда собираются подобные нам христиане. Там мы молимся сообща, все вместе. Именно храм является единственным местом для полноценного общения с Богом. Ведь Сам Господь нам сказал: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я среди них". *

Батюшка пояснил мне, что сердце храма - это алтарь, и что храм наш украшен святыми изображениями (фресками, иконами).(слайд 9) В некоторых иконах, находящихся в Успенском Храме хранятся частицы мощей святых, они пользуются особым почитанием верующих.

Из одной из паломнических поездок, батюшка привез частичку мощей особо почитаемого святого - преподобного Серафима Саровского. (слайд 10)

Из бесед с прихожанами, я узнала, что храм это не только величественное здание, но и люди, которые не только молятся Богу, но и делают большое количество добрых дел. Так при храме действует группа милосердия. Члены данной группы помогают бедным, больным, немощным. Организуют сбор вещей, средств, с последующей передачей их нуждающимся. В данную группу входят простые люди, жители нашего города, которые нигде не афишируют свои благие дела, таких людей при храме Успения, больше двадцати человек. Ежегодно прихожане храма собирают пожертвований на сумму около полумиллиона рублей, вся сумма из которых идет на помощь больным, малоимущим семьям, покупку всего необходимого для школьников многодетных семей. Все эти добрые дела делаются абсолютно бескорыстно, и как правило, никто об этом никогда не рассказывает.

IV . Храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в

земле Курской просиявших.

(слайд 11)

На берегу Курчатовского водохранилища возвышается красавец - храм преподобного Серафима Саровского и собора всех святых в земле Курской просиявших.

В храме Серафима Саровского я увидела икону с частичкою мощей святого Ильи Муромца. Для меня было открытием узнать, что любимый герой народных сказок и былин - богатырь Илья Муромец - реальное историческое лицо! Да еще и причисленное к лику святых православной церкви. Отец Николай в интервью рассказал мне, (слайд 12) что в 2006 году, их приходу были передана эта частица мощей и ещё 90 святых Киево-Печерской лавры.

Другой важной новостью для меня было то, что при храме действует православная воскресная школа.(слайд 14) И многие вещи, которые для меня были открытием, а именно жития святых - Преподобного Сергия Радонежского, Александра Невского, русских князей, адмирала Ушакова, хорошо известны воспитанникам этой школы. В настоящее время их более 100 человек. В беседе с преподавателем школы Батяевой Ириной Дмитриевной (слайд 15) я узнала о большой творческой работе, проводимой с детьми, многочисленных поездках, конкурсах, фестивалях, патриотических конференциях. В этот храм приходят воины - афганцы, сотрудники полиции, спортсмены, деятели культуры, которые рассказывают воспитанникам воскресной школы о патриотизме, любви к Родине.(слайд 16) С каждым годом воспитанников воскресной школы становится все больше. В помещении воскресной школы действуют секции настольного тенниса, шахмат. Ведут их взрослые, настоящие мастера своего дела, бескорыстно отдающие свое время и силы любимому делу.

V . Храм святого Луки Крымского (слайд 17)

Особое место в нашем городе занимает храм, расположенный во дворе медсанчасти. Этот храм, где в основном люди молятся об исцелении болезней своих и близких. Познакомившись с отцом Валерием, (слайд 18) настоятелем больничного храма, удивительно добрым и спокойным человеком, я узнала, что этот храм построен в честь святого Луки Крымского.(аудио запись интервью ) Меня очень заинтересовала судьба этого необычного святого, человека жившего среди нас совсем недавно, работавшего врачом в простых больницах, в том числе и в селе Верхний Любаж Курской области.

Главный врач нашей медсанчасти Щербаков Владимир Алексеевич, принимавший большое участие в строительстве храма, рассказал мне, что и до сих пор, и во всем двадцатом веке, нет хирурга равного святителю Луке. Он один, работая в маленькой больнице на 10 коек, делал операций больше, чем вся Курская областная больница в настоящее время!

_________________________________________________________________

Жития святых.интернет ресурс PRAVMIR.RU.

Отец Валерий пояснил, что больничный храм - это не обычный приходской храм. При храме создана служба Сестёр милосердия, состоящая из четырёх человек. Группу возглавляет Галина Алексеевна Колесникова. Галина Алексеевна рассказала, что они посещают людей, находящихся на стационарном лечении, особое внимание уделяют детям, бедным, скорбящим и требующим утешения.

Сам батюшка скромно рассказал о том, что практически ежедневно он и члены группы милосердия, находящейся при храме, посещают тяжело больных людей, находящихся на излечении, где молитвой, где добрым словом утешают пациентов. Доброе, мудрое слово отца Валерия порою лечит лучше всяких лекарств.

Рассматривая иконы храма (слайд 19), изучая жизнь святого Луки Крымского, меня не покидала мысль о том, как много общего между трудами святого и повседневной работой людей, служащих при храме! Все они бескорыстно помогают людям в болезнях, в скорбях и других неприятностях. И эти люди живут рядом с нами, в нашем городе, и о них, в силу их скромности, мало кто знает! В общении с этими людьми я поняла, что главное для них - просто помочь своим ближним, утешить их.

VI . Заключение

Путем проведения бесед-интервью с замечательными, скромными людьми, изучая жизнь храмов нашего города, я узнала много нового, я увидела тех, с которых во многом можно и нужно брать пример. В ходе своей работы, руководители воскресной школы храма Серафима Саровского пригласили весь мой класс посетить храм и воскресную школу, (слайд 20) чему я очень рада, так как все мои одноклассники побольше узнали о православной вере, о людях, делающих много доброго. Моя гипотеза об исключительно большом значении храмов в жизни нашего города, подтвердилась. В результате моей работы, мы приобщили весь мой класс к великой русской культуре, на живых примерах показали, какими должны быть настоящие граждане нашей страны. Я считаю, что проблему, поставленную перед собой, я раскрыла, цель моей работы достигнута, так как мне опытным путем, удалось выяснить, с одной стороны, явную недостаточность знаний у школьников о храмах, священнослужителях, православной культуре в целом. А с другой стороны, увидеть жажду этих знаний, стремление вернуться к своим духовным корням, и хоть в малой степени удовлетворить ее в результате своей работы.

Практическое значение работы:

Материалы моей работы могут быть использованы на уроках по основам православной культуры, нравственного воспитания, при проведении экскурсий по г. Курчатову. И самое главное, на живых примерах, показать школьникам моральные и духовные ориентиры.

Результаты моих исследований могут помочь, в формирования общественного мнения, выводов, о необходимости более глубокого преподавания основ православной культуры в школах.

Ведь все мы - граждане нашей великой страны России, которая была создана православными людьми, которые и тогда, и сейчас являются основой нашего общества. А храмы- это символы духовного возрождения нашей страны, источник силы и нравственных ценностей. (Слайд 21)

Литература.

1. Святое Евангелие. Издательство Сретенского монастыря. Москва 2011.

2."Толковая библия" Москва 2014, А.П. Лопухин

3."Жития святых" интернет ресурс PRAVMIR.RU

4. "Храмы России" Москва 2012, С.Минаков

5. "Православный храм" РООССА, 2009, Н. Будур.

6. "Тесный путь" Рязань 2014., О. Рожнева.

7. "Православные святыни" РООССА, Н.Ионина

Аннотация.

Олефиренко Мария. "Значение православных храмов в жизни г. Курчатова."

В исследовательской работе, была изучена роль храмов в жизни города, раскрыта тема благотворительной и просветительской работы священников, преподавателей воскресных школ, прихожан. Путем проведения интервью, изучения истории храмов, бесед с жителями города в доступной и интересной форме раскрыта тема духовного и нравственного труда, и его значения для подрастающего поколения.

Я считаю, что Олефиренко Мария справилась со своею задачей.

Руководитель проекта: __________ Обыденных Людмила Ивановна.